Как вам это?
Это (опять-таки!) немецкая САУ Р-1000. Разумеется, такое свалится на первом же мосту, и утонет в первом же болоте, но все же размеры...
Статью скачал.
Одним из несостоявшихся монстров германской бронетехники стал проект 1500-тонной САУ, которая должна была вооружаться 800 мм орудием типа Dora и двумя "меньшими" орудиями второго калибра 150 мм. Предполагаемое бронирование должно было доходить до 250 мм. К сожалению, пока не найдено документированных изображений этого монстра (только реконструкция), но кое-что об основном его вооружении мы знаем. Хотя железнодорожная Dora и не была орудием самого крупного калибра, когда-либо созданного человеком, и не была самым дальнобойным, тем не менее это орудие было самым большим из когда-либо существовавших. Насколько на сегодняшний день известно, Dora применялась лишь дважды: при бомбардировке Севастополя в Крыму и, позже, при обстреле Варшавы в Польше. Слишком большая для перевозки целиком, Dora перевозилась в разобранном виде на нескольких поездах. Перед началом сборки орудия (сборка сама по себе занимала несколько недель) на выбранный участок укладывался ещё один железнодорожный путь, а также дополнительные специальные рельсы, на которые устанавливался специальный сборочный козловой кран. Две половины 20-ти осного ж/д шасси ставились на сдвоенные ж/д пути и сцеплялись вместе. Только тогда начиналась сборка. Полностью собранная Dora представляла из себя грозное зрелище - полный вес 1350 тонн. Один орудийный ствол весил 100 тонн, казённик - ещё 100 тонн. Dora была способна выстреливать 7-ми тонные снаряды на расстояние до 45 км. Тем не менее, как к представителю тяжёлой осадной артиллерии, вопроса об эффективности такого орудия не возникало. Даже сам конструктор, доктор Ferdinand Porshe, считал, что это драгоценное, с точки зрения затраченных на его создание материальных и человеческих ресурсов, орудие, с военной точки зрения является практически бесполезным. А какая же информация дошла до нас о самом проекте 1500-тонной САУ, которую министр вооружений Альберт Шпеер окрестил "Монстром"? Возможно, была предпринята попытка поставить на мобильное шасси именно Dora либо все супертяжёлые танки в целом, но кому-то пришло в голову поставить Dora на гусеничное шасси. Всё что у нас есть, это примерные наброски (предоставлены Карлом Говардом, австралийским исследователем) военного времени, но и они позволяют сделать несколько интересных выводов. Одной из причин почему нельзя просто увеличить размеры уже существующей модели танка, это увеличивающееся в прогрессии удельное давление на грунт (УДГ). Как мы знаем, вес танка и опорная площадь, контактирующая с поверхностью, являются главными величинами, влияющими на УДГ. Если говорить упрощённо, то вес танка растёт в кубе (длина-ширина-высота), а площадь опорной поверхности - лишь в квадрате (длина-ширина). Если мы вдвое увеличим размеры танка, то получим восьмикратное увеличение веса, в то время как опорная площадь увеличится лишь вчетверо, тем самым УДГ ухудшится вдвое (также надо учитывать вдвое большую нагрузку на подвеску, оси и т.д.). Очень лёгкие бронемашины имеют совсем узкие траки. Чем больше увеличивается вес танка, тем больший процент ширины танка покрывается траками.
Мы можем лишь гадать каким образом эта САУ могла бы перевозиться с места на место. На большие расстояния она могла бы перевозиться в разобранном виде по ж/д (как и Dora). Но вот как только её бы привезли на место назначения и собрали, вот тогда бы и началось веселье. Как и при использовании всех других негабаритных машин, весь предполагаемый путь движения 1500-тонной САУ должен был быть заранее тщательно проверен. При передвижении САУ занимала бы всю проезжую часть дороги, так что любое другое движение по ней должно было быть заранее перекрыто. Что касается движения по городу (если бы возникла такая необходимость), то оно могло привести к таким же последствиям, как и артиллерийский обстрел. Реки представляли бы меньшую проблему, так как большая высота САУ позволяла бы ей пересечь большинство рек вброд. Тем не менее, большой проблемой было бы высокое расположение центра тяжести САУ, обусловленное весом ствола, казённика и системы гашения отдачи, расположение которых по проекту было довольно высоко. Таким образом, кюветы дорог составляли бы самую большую опасность при передвижении САУ, грозящими опрокидывание. И всегда надо помнить, что как и в историях с другими большими наземными машинами, есть большое различие между ПОДВИЖНОСТЬЮ и МОБИЛЬНОСТЬЮ.