"В первые же месяцы гитлеровской оккупации Литвы буржуазные националисты оказывали нацистам активную военную помощь. Из чис-ла офицеров и солдат бывшей литовской армии и членов националис-тической организации фашистского толка «Шаулис» немцами был со-здан 21 полицейский батальон численностью от 350 до 400 человек в каждом.
Все батальоны находились в ведении командования войск СС, подчинялись полковнику полиции Мозелю и выполняли исключи-тельно полицейские и карательные функции при проведении опера-ций против советских партизан, а также евреев, поляков и просто жителей, заподозренных в связях с партизанами. Для личного соста-ва батальонов была придумана специальная форма со знаками раз-личия.
Масштабы деятельности полицейских литовских батальонов были весьма значительны. По данным отечественных архивов уже летом 1941 г 41-й полицейский батальон под командованием Инушаускаса арестовал в Литве 375 евреев (стариков, женщин и детей) и расстрелял их по приказу немецкого командования около местечка Бобты. Та же участь постигла и задержанных 15 красноармейцев, выходивших из ок-ружения в июле 1941 г.
Жестокостью отличались батальоны под командованием. А Импувичюса, К. Шимкуса. Только в Литве они уничтожили около 40 тыс. евреев .
Литовские полицейские выезжали для проведения карательных операций на территорию Украины, Белоруссии, Латвии, Польши. От рук полицейских 4-го и 7-го батальонов в г. Ровно погибло 953 чел. В городах Лепель, Холопеничи, Бегомль личным составом 17-го литовского батальона было уничтожено 1100 чел. Полицейские 15-го литовского батальона принимали участие в расстреле советских граждан в концлагере под Минском, где погибло 1200 чел., а от рук литовских карателей 2-го батальона в г. Макеевка, Луцк, Варшава погибло приблизительно 5 тыс. чел.
Только на территории Белоруссии литовские каратели уничтожили около 50 тыс. чел.
Но особенно жестоко и активно литовские полицейские батальоны уничтожали еврейское население. В качестве конкретного примера — облава в августе 1941г., осуществленная литовскими полицейскими в Мариампольском уезде. Все еврейское население уезда, включая грудных детей, было схвачено и доставлено под конвоем в г. Мариамполь. Почти трое суток обреченных людей продержали без пищи. В праздник «Святого Людвикаса» все эти 7700 человек были расстреляны. Картина расстрела ужасает: как показал на допросах бывший полицейский Павлайтис, сначала людей обыскали, затем заставили наиболее физически крепких мужчин рыть ямы. Было вырыто 8 ям, из них 2 размером 150х4 м и 5 м в глубину, а остальные размером 100х4 м и 5м в глубину. Затем всех раздели, и начался расстрел. Первыми уничтожались мужчины группами по 100—200 человек. Как только их рас-селяли, таким же порядком приступили к убийству женщин с детей всех возрастов. Из-за большого количества раненых после на месте расстрела земля «шевелилась» еще несколько часов. При проведении подобных акций литовские палачи действовали как по приказам немецкого командования, так и по собственной инициативе. Последняя являлась, по мнению бригаденфюрера СС, командира оперативной группы «А» Штальекера, весьма показательной, так как немцы всячески старались, чтобы всю «черновую работу» по уничтожению «низших рас» и большевиков делали сами литовцы, эстонцы, латыши без участия немецкой стороны.
Впервые этого удалось добиться в Литве. В Каунасе личный состав батальона под командованием бывшего журналиста Климайтиса в ночь первого погрома с 25 на 26 июня 1941 г. уничтожил 1500 евреев. Кроме того, им было сожжено и разрушено много синагог, 60 домов еврейского квартала. В последующие ночи литовские каратели уничтожили 2300 евреев . Спустя 3 месяца литовские полицейские приняли участие в расстреле 12 000 человек еврейского населения г. Каунаса.
В каждом литовском городе после указанных выше событий начали создаваться вспомогательные формирования полиции для проведения погромов. В оперативной сводке об обстановке на оккупированных тер-риториях СССР № 19 от 11 июля 1941 г. (сводки составлялись ежедневно в Главном управлении полиции безопасности и СД в Берлине) сообща-лось, что в результате погрома, устроенного литовцами в городе Ковно (Каунас) было уничтожено 2500 чел. евреев.
Массовые расстрелы происходили, например, в местечке Пильвишки, о чем сохранились документальные свидетельства участников этих акций, арестованных после войны органами НКГБ Литовской ССР.
Староста местечка Пильвишки М.Б. Юргес показывал на допросах, что мирное население расстреливали дважды: 28 августа 1941 г. и 15 сен-тября 1941 г., причем в первый раз расстреляли мужчин, а во второй женщин, детей и стариков. Всем полицейским выдали винтовки, и пять патронов. Было расстреляно более 900 чел. Возглавлял команду литов-ских палачей начальник полиции Пильвишки Б. Казис .
Карательные акции, как указывалось выше, проводились не только на территории Литвы, но и в Польше. Так, например, было уничтожено 1900 человек в местечке Серее .
Кроме того, литовские полицейские охранные батальоны при-нимали участие в так называемых экспедициях по поиску и задержа-нию советских военнослужащих, выходивших из окружения, и вылавливанию дезертиров собственных национальных воинских формирований.
Известны примеры действий батальона «Сависовги», созданного из жителей деревень Потаринцы, Ужупи, Вальника, Душидны, который с января до середины весны 1944 г. занимался поиском, поимкой и этапи-рованием вышеуказанных категорий военнослужащих."
http://zanuda.offtopic.su/viewtopic.php?id=31