27 июня 1941 года литовские националисты в Каунасе устроили показательную расправу над евреями в автобусном гараже товарищества «Летукис» в центре города (на фото). Их убивали жестоко и публично. Проламывали головы ломом, вставляли в горло шланг компрессора – и вода разрывала людей изнутри. По изумленному свидетельству очевидца, немецкого солдата, каждый удачный удар лома, каждое вываливание кишок под напором воды вызывали восторг и аплодисменты многочисленных зрителей, сбежавшихся напредставление, среди которых были женщины и дети. Для полного ощущения праздника на гору изуродованных трупов взобрался аккордеонист, стал играть национальный гимн Литвы – люди пели и танцевали. А потом на волне народного энтузиазма развернулся великий погром по всему Каунасу, который продолжался несколько дней, пока его не остановила немецкая оккупационная власть. Не из жалости к евреям, конечно. Просто потому, что все должно происходить по приказу, а литовские «партизаны» в своем нетерпении его не дождались.
Каунас – далеко не единственное место на оккупированной территории бывшего СССР, где местное населения занялось уничтожением своих еврейских соседей без немцев, даже до их прихода и с таким рвением, что армейскому командованию приходилось вмешиваться.
Так было, в частности, и рядом с моим родным местечком, в Володарске-Волынском. Мне рассказывала моя учительница, Бронислава Григорьевна Грушко, как подразделение Вермахта, захватившее городок, остановило начавшийся погром, а немецкий офицер спас евреев не только от местных антисемитов, но и помог части из них бежать до подхода эсэсовских карателей.
Участие местного населения в Холокосте – больная тема, которая долго была запретной. Пробуждение национального самосознания в новых государствах, образованных после развала Союза, заставляет тамошних идеологов чураться ее вплоть до извращения фактов. Долг самих народов – честно смотреть в свое прошлое.
В той же Литве, где было уничтожено – при массовой поддержке самих литовцев – 95% евреев, национальная память формируется, тщательно обходя это трагическое явление. Писательница и театральный деятель Рута Ванагайте совершила гражданский подвиг. Она собрала свидетельства участия литовцев в Холокосте, пытаясь разобраться в произошедшем, выпустила книгу «Наши», которая стала в ее стране бестселлером, но стоила ей обвинений в предательстве, потерей друзей и разрывом отношений с родственниками, подозрений в том, что она выполняла заказ России для очернения Литвы или "еврейский заказ".
Но эта книга нужна не евреям, которые знают про то, как их уничтожали нацисты и пособники оккупантов и так. Она необходима прежде всего литовцам. И делает честь самой Литве, где нашлась такая мужественная и честная женщина. К сожалению, в Украине, где подобных фактов, эпизодов и трагедий отнюдь не меньше, нет такой потребности. А официальный государственный Институт национальной памяти прилагает огромные усилия для фальсификации истории Холокоста в своей стране.
Я знаю, что и среди украинцев есть люди, готовые знать правду и рассказывать о ней. Многие украинцы помогают отыскивать места массовых казней, ставить там памятники и ухаживать за ними. 15 памятников установил в Барановском районе Житомирской области (РЕК лишь помог деньгами) редактор районной газеты, журналист Анатолий Павлович Стрельчук. Он тоже написал книгу об уничтожении евреев в его родных местах и, в частности, об участии в этом местных националистов, многие из которых ушли вместе с немцами и благополучно существовали на Западе как активисты ОУН. Но в Украине эта книга не вызвала никакого шока или интереса – тема оказалась невостребованной в обществе: не знаем, не хотим знать, это не про нас, это не мы…
В Украине, России, Белоруссии, Прибалтике, равно, как в Польше, Чехословакии, Франции, Голландии, Бельгии, других странах Европы, происходила страшная трагедия, которую не удалось предотвратить в том числе из-за собственных предрассудков, трусости, корысти, равнодушия. Единственная гарантия от повторения подобных трагедий – знать это и признаваться в этом самим.