Пресс-конференция генсека НАТО Йенса Столтенберга по итогам переговоров с российской делегацией стоит того, чтобы ее посмотреть
https://twitter.com/i/broadcasts/1MYxNnNDeoPxw целиком. Что удивило?
Во-первых, Столтенберг сильно нервничает, особенно начиная с середины мероприятия.
Во-вторых, он не знает, что НАТО начало операцию против Югославии в 1999 году без санкции Совета Безопасности ООН и получила соответствующий мандат (резолюция 1244) только после окончания боевых действий.
В-третьих, он не в курсе, что в отношении Ливии у НАТО был мандат только на установление бесполетной зоны, а не на полноценную операцию.
Особенно интересно было смотреть, как журналист New York Times напоминает генсеку НАТО о том, что мандата ООН у альянса в случае с Югославией не было. Вообще, говоря о югославских событиях, Столтенберг несколько раз упирал на то, что страна распалась по внутренним причинам и НАТО здесь не при чем.
В целом, в этом со Столтенбергом отчасти можно согласиться. Однако, не в случае с Косово. Резолюция Совета Безопасности ООН 1244 четко говорила о том, что территориальная целостность Югославии сохраняется. Это положение было нарушено.
Интересен также пассаж относительно Ливии. В какой-то момент Столтенберг немного срывается и говорит: это вообще была европейская инициатива, мы тут при чем? Странное высказывание, в особенности с учетом того, что в НАТО входят всего две североамериканские страны - США и Канада. А все остальные члены - это европейские государства.
В целом же все без сюрпризов. НАТО готово рассматривать вопрос о сокращении военных учений, ограничении развертывания ударных систем, восстановлении без предварительных условий миссии России при альянсе и его представительства в Москве.
Но и только. Российские предложения нерасширению НАТО категорически отвергнуты. А они составляют краеугольный камень соглашения по гарантиям безопасности, заключения которого добивается Россия. Open door policy остается без изменений. Неясно только, что последует дальше со стороны Москвы.
(c) Пинта разума