Изложу свои выводы в самом начале.
Политические перевороты «силой улицы» и вообще массовые народные выступления с требованием смены власти(с помощью Интернет-технологий) происходят в бедных арабских странах, лишенных большой нефти. (Египет добывает нефть – 45 млн. тонн в год – но почти всю ее сами потребляет, а экспорт газа из него в лучшем случае не превысит 8 млрд. кубов в год). Везде сидели режимы «путинского типа» (приватизированное государство, служащее кормушкой для кланов-гегемонов, слаборазвитость). Везде недовольная молодежь, видящая более богатый мир с помощью Интернета и ТВ, требует рабочих мест, высоких заработков и жизненных перспектив. Все это до боли напоминает «цветные революции» в Грузии, Киргизии и на Украине. Так уж получилось, что обломки СССР попали в разряд голозадых стран третьего мира. Ну, и будущее «ненасильственных революций» будет похожим на постсоветские варианты.
Сначала торжествующие массы сметают старые, замшелые истеблишменты, правящие десятилетиями. Ну, вроде режима Хосни Мубарака, сидевшего во главе Египта с убийства Анвара Садата в 1981-м. Но затем окажется, что новая демократия не может дать народу новых рабочих мест, резко нарастить ВВП. А с чего? Все означенные страны есть периферия капиталистической системы. Их экономика – это туристический сервис, кой-какое сырье и лоу-тек с низкой добавленной стоимостью. Все основано на дешевизне рабочей силы (нищете народа). Нет отраслей с большой добавленной стоимостью, с большой наукоемкостью. Самая развитая страна из всех охваченных народными волнениями – Египет. С жалкими 3 тысячами долларов ВВП на душу населения в год, с 65 млн. душ популяции и прибытком в 1,7 миллиона новых египтян ежегодно. При этом Египет на 97% - пустыня, продовольствием он обеспечен всего лишь на 40%(остальное – импорт), тяжелая внешняя задолженность отсасывает почти все экспортные доходы. Хваленый туризм дает только 6-7 млрд. долларов в год. Здесь – царство нищеты. Но это Египет. А если брать Йемен, то там вообще – мрак. Никакого просвета в экономике, население бурно плодится, пресной воды уже остро не хватает.
Самая развитая страна из ныне охваченных волнениями – Египет. Но она настолько бедна, что в среднем потребительская корзина египтян на 70% состоит из трат на продовольствие. Повышение цен на еду (а оно в нынешнем мире неизбежно) вызовет голодные бунты в этой стране. Не говоря уж о других «арабистанах».
После «победоносных революций» в этих арабских странах население быстро обнаружит, что живет так же бедно и голодно, как и прежде. Что работы как не было, так и нет. Власть из рук старых кланов перешла в руки новых группировок, но хрен редьки не слаще. Новые-то правители тоже себя не забывают. Стало быть, снова – и очень скоро! - вызреют условия для очередной «революции» с теми же результатами. Ну, как в Киргизии и на Украине. Демократии в арабском мире отродясь не бывало, а значит – «демреформы» обернутся здесь бардаком, бесконтрольностью и коррупцией. Расцветут экстремистские движения и боевые группировки. Нестабильность и воровство, разгул радикальных элементов приведут к падению доходов от туризма. Экономика просядет – на фоне усугубления общемирового кризиса.
Что дальше? Вся эта череда «цветных революций» в Североафриканско-ближневосточной дуге кончится установлением в сих странах жеских, диктаторских режимов. Может быть, военно-светских, а может – и исламских. Ибо Египет имеет большой шанс стать вторым Ираном. Ибо в нем – колыбель современного радикально-мусульманского движения. Демократии здесь не будет. Но исламские режимы не решат проблемы нищеты и безработицы.
ПРОИГРЫШ В КОЛЫБЕЛИ
Нынешние народные выступления в арабских безнефтяных странах обречены на бесславный финал буквально с колыбели. Их участники останутся у разбитого корыта в любом случае.
Для того, чтобы получить рабочие места, заработки и жизненные перспективы, им нужно, по сути, объединиться в некое подобие СССР (хоть под именем Халифата) и провести индустриализацию. Объединить в одной стране рабочие руки Туниса и Египта, Сирии и Иордании – с углеводородными богатствами Алжира, Ливии, Ирака, Аравийского полуострова. Ввести социализм, ограничить сурово потребление верхов – и на нефтедоллары строить современную промышленность, учить молодежь науке и технике, открывать современные вузы и школы, техникумы и ПТУ, завозить к себе лучших специалистов и технологии с Запада. Заодно необходимо ставить опреснительные установки, добывать подземные воды – и орошать земли для сельского хозяйства. При том, что почвы в Северной Африке, бывшие столь обильными и плодородными в Римской империи, нынче эродированы и исчерпаны.
В одиночку ни одна из этих стран с задачей не справится. Да, еще в 1960-е Египет пробовал строить индустриальный социализм. Еще тогда египетский «Ленин» - Насер – планировал создать в стране и авиастроение, и ракетную промышленность. Но не удалось. Пупок развязался уже в 1970-е.
Сегодня нет силы, способной объединить несколько арабских стран Северной Африки. Уже в 1960-е рухнули планы создания Объединенной арабской республики из Египта и Сирии. Шейхи Залива не желают делиться своими нефтедолларами. Вряд ли станет делиться ими и Ливия. Арабы уже много веков не могут объединиться. В случае череды «цветных революций» в арабском мире эра жестокости и конфликтов наступит здесь неминуемо и неотвратимо. И все это совпадет с острейшим кризисом проекта Евросоюза. С возможным крушением – из-за долгового кризиса – нынешней объединенной Европы.
Охватывая Европу с юга, возникнет исламская дуга огня и нестабильности. С одной стороны, из стран победивших революций усилится поток мигрантов в объятую кризисом Европу – ибо там все равно жизнь богаче. С другой стороны, череда «цветных революций» и их последствий наложится на тот хаос и конфликты, что последуют за выводом американских войск из Ирака. На его территории забушует гражданская война, где примут внешнее участие турки, саудиты, иранцы. В бой вступят курды, желающие оттяпать себе территории у Турции, Ирана, Ирака и Сирии – под Курдистан. Курды начнут вооруженную борьбу за нефтяные местрождения на севере бывшего Ирака, отбивая от них иракских арабов.
Добавим к этому возможный кровавый хаос в Афгано-Пакистане. Угрозу распада Пакистана. Перспективу распространения хаоса и войны с Киргизии на Узбекистан («бомба» Ферганской долины). Перспективу появления атомного оружия у Ирана – с последующей покупкой ядерных боеголовок Саудовской Аравией). Ряд экспертов опасается, что работы над своей Бомбой может начать и Египет, есл превратится в исламское радикальное государство. Добавим сюда кризис Израиля, а также – усиление исламских политических сил в Турции. Если же еще американцы и из Афганистана уберутся, то начнется такое, что весь юг Евразии заполыхает кровавыми конфликтами. Слабеющие, терзаемые своим кризисом США даже пи желании не смогут всему этому помешать. Да они и не захотят.
Йемен станет еще одной базой пиратства. Йемен позарится на нефть Саудовской Аравии. Он попробует воспользоваться тем, что Америка больше не сможет служить таким же надежным гарантом безопасности Саудитского королевства, как в 1980-2000-е годы. А Йемену хочется иметь свою нефть: он-то ее лишен. Иран под шумок (коли Сауды не успеют обзавестись Бомбой) может попробовать оттяпать Восточную провинцию Аравии: средоточие ее нефтяных богатств. Чтобы избежать такого сценария, США придется бросить все – и напасть на Иран, оккупируя его главную нефтеносную провинцию – Хузестан. Быть может, совместно с саудовцами.
Боюсь, что в условиях такой «счастливой жизни» пиратство появится и на южном (арабском) берегу Средиземного моря. Причем тесно связанноес нелегальной переправкой иммигрантов на юг Европы.
Словом, получится кошмарная евразийская каша из войн, распадов, резни и наркоторговли… Огонь неминуемо перекинется и в РФ.
Американцам, чья страна тоже угодила в тяжелейший системный кризис, выгоден поджог Евразии. Ведь тогда можно сказать: «Да, у нас проблемы, но на фоне творящегося в Евразии Соединенные Штаты – сущая тихая гавань. Несите свои капиталы к нам!»
Скоро это может стать единственным выходом для США. Ибо альтернатива – только внутренний кризис, опасный распадом Америки. Ей очень важно экспортировать кризис во внешний мир.
Если в Евразии образуется что-то среднее между Супербалканами и Мегакиргизией, если материк покроется очагами войн и конфликтов, а Европа станет терпеть бедствия, то возможна «антикризисная перекройка» мира. Причем главными перекройщиками-передельщиками выступят США и Китай. Может последовать новый пакт о разделе сфер влияния. Можно предположить, что американцы выдвинут план раздела РФ между собой, Китаем, Японией и Европой.