Ливии отводится особое внимание по двум причинам – непокорность Лидера и наличие огромных запасов высококачественной нефти. Муаммар Каддафи за 42 года своего правления доказал, что он действительно независим. Уже первые его решения лишили США ряда стратегически важных объектов, в т.ч. крупнейшей в регионе авиабазы «Матига» в пригороде Триполи. Национализация нефтяной промышленности и дальнейшее проведение политики, очень часто в корне отличной от замыслов Вашингтона, способствовали превращению полковника Каддафи в заклятого врага США.
Казалось бы, Ливия в последние годы успешно развивала отношения как с Западом, так и с Востоком. Каддафи прочно удерживает свои позиции как видный деятель Африканского союза и даже получил неофициальный титул «короля королей».
Действительно, в 2004 г. Каддафи провозгласил отказ от разработки ОМП, признал ответственность за ряд терактов, в т.ч. в Локерби, а Ливия перечислила 1,5 млрд. долл. в «фонд поддержки жертв терроризма» в качестве компенсации. В ответ США восстановили дипотношения, с Ливии были сняты международные санкции и мгновенно началась жесткая конкурентная схватка среди международных нефтяных компаний за получение прав на бурение в этой стране.
Спустя всего месяц после отмены санкций было подписано соглашение с Royal Dutch Shell, в 2007 г. во время визита премьер-министра Тони Блэра в Триполи было объявлено о контракте с ВР стоимостью почти 1 млрд. долл. на две концессии на разведку территории общей площадью 54 тыс. кв. км на континентальном месторождении «Гадамес» и в шельфовом бассейне Сирт сроком на 7 лет. Вскоре в Ливии появились такие гиганты, как Total, Conoco Phillips, CNPC, российский «Газпром» и десятки фирм помельче.
В апреле 2008 г. состоялся визит в Ливийскую Джамахирию президента РФ В.Путина. Как водится, визит тут же окрестили «историческим», но тому были основания. Россия списала Ливии долг в 4,5 млрд.долл. «в обмен на многомиллиардные контракты для российских компаний». Были подписаны десять документов, в т.ч. Декларация об укреплении дружбы и развитии сотрудничества между двумя странами, а также ряд крупных контрактов. Так, ОАО «Российские железные дороги» обязалось в течение 4-х лет построить участок железной дороги протяженностью 554 км вдоль побережья Средиземного моря между городами Сирт и Бенгази за 3,5 млрд. долл. Вскоре стало известно, что был реанимирован контракт от 2004 г. на строительство в Ливии завода по производству стрелкового оружия, в первую очередь автоматов серии АК-100, а также заключены гораздо более серьезные оружейные сделки.
В сентябре 2008 г. Триполи посетила госсекретарь Кондолиза Райс - первый визит в Ливию официального представителя США такого уровня с 1957 г. В ходе переговоров Райс заявила: «Настало время развивать конструктивное сотрудничество между Ливией и США». Аналитики тогда сошлись во мнении, что визит Райс преследовал главным образом зондаж политических перспектив и возможность обеспечения доступа к ливийской нефти. Каддафи же поднял вопрос о только созданном тогда Африканском командовании ВС США (охарактеризовал его как «проявление колониализма») и предостерег США от военного присутствия в Африке.
31 октября 2008-го М.Каддафи прибыл в Москву с официальным визитом по личному приглашению В.Путина. Переговоры прошли успешно, в первую очередь в области развития военно-технического сотрудничества. Более того, по некоторым сообщениям, Каддафи дал понять, что Ливия готова согласиться на открытие в Бенгази пункта МТО для кораблей российского ВМФ (пункт МТО, аналогичный раположенному в сирийском порту Тартус, уже существовал там до 1992 г.). По мнению ливийской стороны, российское оружие и присутствие ВМФ должно обеспечить гарантию от возможного вторжения США. В течение 2008 г. отряды боевых кораблей ВМФ РФ дважды заходили в ливийские порты, в т.ч. ракетный крейсер «Петр Великий», БПК «Адмирал Чабаненко» и эсминец «Неустрашимый».
Поворотный момент наступил в январе 2009 г., когда М.Каддафи объявил, что Ливия может национализировать иностранные нефтяные компании в том случае, если цена нефти на мировом рынке не увеличится до 100 долл./бар. Он добавил, что такой порядок цен позволил бы Ливии контролировать свою нефтяную промышленность без иностранного участия и подчернул: «Национализация – это наше законное право».
Вскоре Национальная нефтяная корпорация Ливии пересмотрела условия существующих контрактов с французской компанией Total SA на разработку месторождения аль-Джурф с объемом добычи 45 тыс.б/д и месторождения Мабрук – Ливия получила единовременный бонус в размере 500 млн. долл., а ее доля участия дожлна быть увеличена до 50%. Было объявлено, что пересмотру подлежат и контракты с другими иностранными компаниями, работающими в Ливии, при этом доля их участия в разработках должна поэтапно снизиться до 10-15%. К слову, российские «Газпром» и «Татнефть» изначально довольствовались скромными 10,5%.
Примерно в то же время стали известны некоторые детали оружейных контрактов между Россией и Ливией. Так, стоимость только авиационной техники, включая впервые предлагаемые на экспорт многоцелевые истребители Су-35, по уже подписанным контрактам составила 1 млрд. долл., еще примерно на такую же сумму были заключены соглашения на модернизацию 145 танков Т-72М1 и ЗРК С-125. В заключительной стадии находились переговоры по поставкам в Ливию танков Т-90, подводных лодок проекта 636 и скоростных ракетных катеров «Молния», систем ПВО С-300ПМУ2 «Фаворит» и «Тор М2Э», боевых и транспортно-боевых вертолетов Ка-52 «Аллигатор» и Ми-17, реактивных систем залпового огня «Град» и «Смерч». По оценкам специалистов, суммарная стоимость контрактов с опционами в случае их подписания могла превысить 7 млрд. долл. Французские «Рафаль», о продаже которых Ливии в Париже говорили как о деле решенном, остались за бортом.
Перспектива существенного повышения цен на нефть и ограничения доступа к богатейшим залежам углеводородов при остающемся у власти Каддафи, в руках у которого контракты на новейшие системы вооружения из России, – для Запада это было уже слишком.
Тем более, когда выяснилось, что Каддафи опять переиграл Запад: летом 2009 г. в Триполи прибыл Абдель Бассет аль-Меграхи, единственный осужденный по делу об авиакатастрофе в небе над шотландским городком Локерби. Он прилетел на личном самолете Каддафи и был встречен как национальный герой.
В 2009 г. Каддафи добился от Италии официальных извинений за 30 лет «колониализации» и выплаты компенсации в размере 5 млрд. долл. К этому можно добавить неназванные, но, видимо, немалые суммы выплат западных компаний Ливии за право работать на ее территории. На этом фоне меркнет история с задержанием сына Каддафи в Швейцарии – Ливия вывела из швейцарских банков более 25 млрд. евро, прекратила поставки нефти в эту страну и добилась официальных извинений Швейцарской конфедерации.
14 июля 2010 г. группа американских сенаторов потребовала от британской BP прекратить работы по глубоководному бурению в экономической зоне Ливии до тех пор, пока не будет выяснено, какую роль эта компания сыграла при освобождении Аль-Меграхи. Давление было настолько сильным, что уже 10 августа ВР объявила об отсрочке реализации своих планов проведения нефтеразведки у берегов Ливии.