Сегодняшний Саммит Совета тюркоязычных государств, восьмой по счету, начавшийся в Стамбуле, стал, безусловно, знаковым событиям для региональной политики.
В мероприятии приняли участие президенты Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Туркменистана.
Несмотря на то, что номинально Киргизия и Казахстан участвуют в другом интеграционном процессе, в ОДКБ. Также сегодня обсуждалось включение в Совет непризнанной Турецкой республики Северного Кипра, появившейся в результате турецкой оккупации части острова в 1974 году.
"Мы искренне хотим видеть Турецкую республику Северного Кипра среди нас в предстоящий период, тогда Совет еще больше обогатится" — заявил президент Турции.
Кроме этого, обсуждается статус страны-наблюдателя для Туркменистана, который Эрдоган неоднократно называл колыбелью и прародиной тюрков. Министр иностранных дел Турции господин Чавушоглу заявил, что включение этой страны в совет позволит завершить объединение всех тюркских государств для эффективного взаимодействия и развития.
«Я твёрдо уверен, что участие Туркменистана в качестве наблюдателя в Совете сотрудничества тюркоязычных государств станет вкладом в деятельность этой Организации, развитие в её рамках политических, торгово-экономических и культурно-гуманитарных отношений», — цитирует издание «Красная весна» (
https://rossaprimavera.ru/news/b73a8940) слова президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова.
Не менее оптимистично настроены как бы союзники России по ОДКБ: Киргизия и Казахстан, которые эффективно встраиваются в единое пантюркистское пространство. Развитие инфраструктурных, энергетических и военных сфер сотрудничества, приобретение продукции турецкого военно-промышленного комплекса и согласование внешнеполитических позиций с Анкарой уже, де факто, произошло. Что ставит в неудобное положение Российскую Федерацию, как единственного «идеолога» и «скрепу» ОДКБ, члены которого то устраивают между собой локальные приграничные бои, то продают оружие и горюче-смазочные материалы третьей стороне, воюющей с членом «союза», то шантажируют Европу и Россию блокировкой газопровода, проходящего через их территорию.
Анкара же формулирует вполне понятную идеологическую систему «Шесть государств – одна нация».
«Я знаю, что наши казахские, киргизские, узбекские, таджикские и туркменские братья смотрят на Турцию так же, как и мы — они считают нашу страну своим домом», — заявил Эрдоган два года назад, и с тех пор делом доказывал жизненность этого тезиса. Вопросы безопасности и военного сотрудничества играют не меньшую роль, по сравнению с экономикой. После успешного участия в войне в Арцахе, за Турцией закрепилась репутация надежного союзника, преследующего стратегические, а не сиюминутные интересы.
Дальнейшая интеграция стран вполне предсказуемо приведет к созданию общей системы вооруженных сил, общему культурно-идеологическому полю для более чем 300-милионной Уммы (мусульманской общины), расположенной на южных рубежах России
. Учитывая, что не меньший интерес к совместной работе с Турцией проявляет Украина (сегодня достигнуты договоренности о производстве турбо-реактивных двигателей для турецкого ВПК на украинских предприятиях), то выстраивается архитектура регионального сверх-альянса, вполне способного угрожать интересам России на Черноморско-Среднеазиатском театре.