Работал 91-92-93 гг на комбайне. Ск-5м2 "Нива". Встаёшь в 5 утра. В 5:30 уже на месте сбора бригады. Садишься в грузовик, едешь на стоянку бригады. Осмотр комбайна. Завелся, поехал. Грохот, жара, никакого свежего воздуха. Управлялся легко, стоял гидроусилитель). Приехал на деляну, распределили участки, встал на старт, опустил жатку, включил вторую пониженную, и погнал. До 12:00, останавливаясь только по нужде. Периодически жатка забивалась вьюном и осотом. Останавливаешься, выходишь, очищаешь. Едешь дальше. Грохот, жарень, вибрация. Магнитофоны ставили, но они были для понта, так как все равно нифига не слышно. В 12:00 обед. Поел, погнал дальше. Намолотил бункер, включил мигалку. ККтебе подъехал грузовик, скинул зерно ему. Грузовик везет зерно на ток. Ссыпает его там на асфальт. На току непрерывно работают электрические веялки, веют зерно, чтобы оно просохло и шелуха была унесена ветром. Так до 22:00. В 22:00 комбайн на стоянку бригады, в грузовик, домой. Грязный как черт, нифига не слышишь, помылся, ложишься спать до 5 утра. И так три месяца. А вы говорите не тяжёлый труд. Попробуйте поработайте. Это вкратце.Ну, тяжёлым он был, когда серпом да цепами. Сейчас, при полной механизации, по тяжести он примерно на уровне многих других видов работ. Причём механизации этой уже лет сто...
По сути вопроса - мое имхо дорожание хлеба вызвано дорожание соляры, которая на тяжёлой сельхоз технике вылетает как в черную дыру на посевной, на обработке, на уборке. Обслуживание у нас тогда было не затратным, всё могло быть отремонтировано при помощи булыжника. Основные затраты - ГСМ (соляра, масла, тавот), оплата электричества на элеваторе, зарплата рабочим. Здесь тоже тонкая грань, надо чтобы адский труд хорошо оплачивался, и чтобы хлеб был дешёвым. То есть надо и шашечки, и ехать. Вот все и лавируют.