Касательно оптико-электронной разведки.
Ситуации, когда средства фоторазведки имели преимущества перед ОЭР, давно канули в прошлое. Современные средства ОЭР имеют преимущества по всем ключевым тактико-техническим и потребительским характеристикам.
Требования по большим выдержкам в связи с малым размером элементов матрицы выполняются путём работы сенсора в режиме сканирования с накоплением, когда один пространственный элемент за время кадра проецируется не на один ЧЭ матрицы, а на линейку ЧЭ заданной длины. (Естественно, это используется в специфических разведчиках, не в Кихоулах .
Физическое разрешение матрицы КА ОЭР обеспечивает (условное) разрешение на местности при съёмке в перигее в надир 10-12 см. Однако физические процессы в атмосфере (оптическая неоднородность за счёт разницы температур, локальные турбулентности и др.) при идеальных условиях съёмки позволяют реализовать разрешение не выше 25 см. Обычное же состояние атмосферы позволяет обеспечить разрешение ~40 см. При дальнейшей обработке кадра алгоритмами восстановления изображения достигаются значения порядка 15-30 см (сверхразрешение), хотя этот процесс занимает много времени и требует больших вычислительных мощностей.
Цвет в ОЭР имеет чрезвычайно важное значение. Если говорить точнее, то не цвет сам по себе, а набор спектральных диапазонов, в которых ведётся наблюдение. При работе на уровне цвета (три широких спектральных диапазона) информативность кадра и вероятность распознавания объекта повышается. При использовании многозональных камер эти параметры улучшаются очень сильно. Но наиболее серьёзными являются гиперспектральные камеры, в частности такие, которые установлены на КА TacSat. Маскировка ВиВТ в этом случае становится чрезвычайно сложной, а во многих случаях и невозможной. Поэтому для борьбы с этими разведывательными системами используются другие методы.
Очень грубый пример по влиянию цветности (спектральности) камер на обнаружительные способности. Предположим, мы имеем машину, стоящую на зелёном лугу и хотим её замаскировать путём окраски. Если противник использует камеру с одним широким спектральным диапазоном (что очень грубо можно представить уровнями серого в градациях яркости), то для маскировки достаточно окрасить машину любым цветом, например, красным, но с яркостью, аналогичной яркости травы на лугу…
Но, вот супостат, используя ту же камеру поставил перед ней красный светофильтр. Камера не изменилась, она по-прежнему измеряет яркость в каждой точке. Однако, спектральный диапазон сузился, и машина стала видна. Решение по маскировке очевидно – покрасить машину такой краской, чтобы яркость В НАБЛЮДАЕМОМ участке спектра (а это не всегда известно) была аналогична траве.
Более сложный случай. Противник использует три раздельных канала цветности и получает при этом три снимка машины в трёх диапазонах. Теперь мало обеспечить подобие в одном спектральном диапазоне, как в предыдущем случае. Теперь необходимо обеспечить подобие в трёх диапазонах. Отличие в любом диапазоне демаскирует машину.
И, наконец, гиперспектральность. Противник использует камеру более, чем с тысячей спектральных диапазонов, грубо говоря, «первичных цветов», из которых можно составить огромнейшее количество комбинаций. Ошибка в любом демаскирует объект. Создать краску с подобием траве во всех этих диапазонах просто невозможно. Любая краска будет отличаться от травы.
А вот дальше начинается всякая экзотика. Если невозможно создать подобие траве окраской для гиперспектральной съёмки, то можно укрыть машину настоящей травой и подобие будет достигнуто.
На это противник расширяет диапазон съёмок в область ИК и опять начинает видеть машину, так как нагрев машины с травой на крыше и травы на лугу происходит по разному…
На это мы используем ещё более хитрые способы маскировки…
Дальше не рассказываю, но в настоящее время это противостояние состоит ещё из нескольких этапов соревнования брони и снаряда...
В общем гиперспектральная съёмка чрезвычайно информативный и опасный вид разведки. Однако, это не значит, что против него не существует парирующих мероприятий.
Следует сказать, что с точки зрения разведки даже не вопрос разрешения или подобия в наборе спектральных диапазонов является наиболее важным. Для распознавания ВиВТ с размерами ~20 м абсолютно без разницы наблюдается объект с разрешением 15 или 40 см. Наиболее важный вопрос – это вопрос производительности обзорной съёмки и обнаружения объектов (подозрительных мест) на низких разрешениях. Для этого используются совершенно другие алгоритмы. А после того, как что-то подозрительное обнаружено, уже проводится доразведка и распознавание объекта с высоким разрешением (с учётом временного баланса).
P.S. Съёмка в полосовом режиме не может вестись в режимах высокого разрешения.
P.P.S. Адекватности в статьях про Булаву и Ярс на militaryrussia немного. Общее представление – да, близко к реальности, практически все технические подробности – «липа».
P.P.P.S. «Старый» с форума «Новости космонавтики» - товарищ неоднозначный. У него иногда бывают здравые размышления. Иногда - абсолютно неадекватные… Вообще, Новости космонавтики производят впечатление собрания пикейных жилетов, обсуждающих идеи «космического масштаба и космической же глупости» (с). Типичные представители - октоген, Р-7, mahor11 и иже с ними… Адекватных людей ПМСМ там можно по пальцам пересчитать…