ЧТО ПЕРЕЖИЛА Епистинья, наверное, не сможет понять никто. Как ей, потерявшей в буквальном смысле все, удалось до конца своих дней сохранить и доброту к людям, и отзывчивость, и при этом не сломаться самой — такая же огромная загадка. Поистине велика душа этой русской женщины. Осенью 1944 года, когда замолчали все ее мальчишки, пожилая казачка стала похожа на привидение. Ночи напролет молилась она на подаренную еще матерью к свадьбе икону, а днем уходила на берег и плакала в голос. Внуки боялись подходить к бабушке, все заботы легли на невестку. В себя Епистинья пришла лишь весной 1945-го, когда в воздухе запахло победой и вся страна стала готовиться к встрече своих солдат. 9 мая по станице разнеслось долгожданное: "Победа". Все выбежали на улицу и увидели Епистинью, которая упав ниц и простирая руки, неземным голосом закричала: "ЗЕМЛЯ, ОТВЕТЬ МНЕ: ГДЕ МОИ СЫНЫ?".
озвращающиеся с фронта станичники мимо ее хаты старались пройти побыстрее. Видя, как всматривается она в проходящих, бывалые фронтовики опускали глаза, словно чувствуя свою вину, что не уберегли ни одного служивого односельчанина из рода Степановых.
Она ждала своих сыновей. В шкафу лежали накрахмаленные рубашки, огород ждал пахарей, двор — хозяев, в доме все напоминало о детях, но дети не шли…
В 1966 году маршал Гречко писал ей: "Вы святая нашей эпохи, мы все Ваши сыновья". В том же году к ней приехали телевизионщики из Москвы — Борис Карпов и Павел Русанов. Они сняли разговор с ней, а после этого организовали поездку на могилу к младшему сыну Саше, где Епистинью также снимали в окружении пионеров. "Как бы тяжело тебе ни было, ты вспомни обо мне, и все твои беды покажутся не такими страшными" — этими словами Епистиньи Федоровны заканчивается фильм.
Картина вышла небольшой, но сильной. В 1968 году в Монте-Карло документальный фильм "Слово об одной русской матери" занял 1-е место. А в начале 1969-го прибрал Господь свою мученицу к себе — Епистинья скончалась. Просила похоронить себя на родном хуторе, но она уже не принадлежала себе, став знаменитой Солдатской Матерью. Ее похоронили в станице Днепровской, где в символическую братскую могилу "положили" и ее сыновей. Вскоре там возник целый мемориал, посвященный Степановым. Генсек Леонид Брежнев посмертно наградил ее орденом Отечественной войны, в Тимашевской открыли дом-музей, через год поставили отдельный бюст младшему сыну — Саше и памятник самой Епистинье. Уже в наше время её именем названа одна из литературных премий, а публицисты Алексей Быстров и Виктор Конов посвятили ей свои монографии.