Потерянная: легкая автоматическа винтовка Бертона
Канал "Историческое оружиеведение" продолжает цикл статей о ранних моделях автоматического оружия. И сегодня поговорим о т.н. легкой автоматической винтовке, разработанной в 1917 году Фрэнком Бёртоном.
Легкая автоматическая винтовка Бертона.
Небольшое введение
Оружие было разработано Фрэнком Бёртоном, конструктором-оружейником, работавшим в компании "Повторительное оружие Винчестера".
Бёртон был тем самым оружейником, который заткнул "дыру" в модельном ряде компании, когда ее руководители увидели, что очень опрометчиво отказались от патента Джона Мозеса Браунинга на самозарядный карабин. Именно Фрэнк Бёртон взялся доводить до ума патент на самозарядный карабин, основанный на патенте Томаса Кроссли Джонсона от 1901 года, в результате чего появились самозарядные "винчестеры" обр. 1903, 1905 и 1907 годов.
Как полагают специалисты, винтовка задумывалась для весьма узкой ниши - летчикам и стрелкам аэропланов, которым требовалось что-то во-первых, легкое, во-вторых, автоматическое и, в-третьих, способное сбивать воздушные шары противника.
И Фрэнк Бёртон эту задачу решил.
Автоматическая винтовка Бертона.
Особенности конструкции
Начал Фрэнк Бёртон с патрона - чтобы эффективно уничтожать воздушные шары противника, летчики требовали не просто оружие, которое могло быстро наделать много дырок в его оболочке, но и еще зажечь ее.
Выполняя пожелание авиаторов, конструктор переделал патрон .351 WSL (8,9х35 мм "винчестер самозарядный"). Патрон был разработан в 1906 году. Его 12-граммовая разгонялась до скорости 570 м/с с энергией 1900 Дж.
Фрэнк Бёртон уменьшил калибр патрона, убрал закраину, изменил форму головки пули с круглой на остроконеную и поместил в пулю зажигательный заряд. Так появился патрон .345 WSL.
Не стал конструктор особо мудрствовать и с автоматикой разрабатываемого оружия, взяв свободный затвор у им же разработанного и уже проверенного самозарядного карабина обр. 1907 года.
А вот дальше начались нюансы.
Самым первым была система боепитания: автоматическая винтовка Бёртона питалась из двух магазинов, установленных, во-первых, сверху, а, во-вторых, под углом к ствольной коробке, образуя букву "V".
Каждый магазин был рассчитан на 20 патронов, вставлялся в свое гнездо приемника, но использовать их следовало по очереди.
Для этого была придумана система двухэтапной фиксации: каждый магазин имел по две защелки и последовательно проходил два положения: в первом положении магазин не подавал патроны в приемник, но, если стрелок нажимал на магазин еще раз, то он проходил до второй защелки, и подача патронов становилась возможной. После того, как патроны из первого магазина были израсходованы, стрелок должен был нажать на специальный рычаг, расположенный на приемнике спереди, поднять пустой магазин на один щелчок вверх, а второй, полный, магазин, нажать на один щелчок вниз.
Предполагается, что такую необычную систему боепитания Фрэнк Бёртон сделал, чтобы, во-первых, обеспечить стрелку большее количество боеприпасов без смены магазина (что в самолете могло быть проблематично), а, во-вторых, чтобы не мешать все тому же стрелку целиться.
Винтовка Бертона со снятым магазином. Обратите внимание на защелку на приемнике магазина.
Впрочем, этим нюансы не исчерпывались.
Автоматическая винтовка имела два спусковых крючка: один, в спусковой скобе, обеспечивал огонь в самозарядном режиме, второй, установленный под спусковой скобой, давал возможность вести автоматический огонь. Но, чтобы обеспечить автоматический огонь, стрелку следовало нажимать оба спусковых крючка, постоянно удерживать нижний, а длину очереди регулировать, отпуская и нажимая верхний.
Ствольная коробка винтовки Бертона. Обратите внимание на два спусковых крючка и крючок затвора.
Чтобы обеспечить относительно низкую скорострельность, затвор был сделан довольно массивным, а возвратная пружина - тугой. Причем возвратная пружина выходила в приклад и крепилась специальным винтом на затыльнике.
Оружие стреляло с открытого затвора, рукоятка которого, , похожая по форме на спусковой крючок, находилась снизу. Стреляные гильзы экстрактировались вниз.
И следует отметить, что, хотя оружие задумывалось как некий авиационный пулемет, для чего конструктор предусмотрел специальное кольцо крепления, не была забыта и возможность вынужденной посадки на вражеской территории - у дульного среза винтовки устанавливался фиксатор для крепления штыка. Тем более, что вес оружия - около 4,5 кг - вполне допускал манипуляции им в рукопашном бою.
Ствол, кстати, был сделан быстросъемным - он фиксировался одним винтом.
Винтовка Бертона в разобранном виде с запасным стволом.
Судьба оружия
Как считают специалисты, винтовка получилась в целом неплохой и, сравнивая ее с современными "штурмовыми винтовками", называют оружие конструкции Бёртона "первой штурмовой винтовкой США" (относя патрон Бёртона в группу промежуточных патронов).
Тем не менее, легкой автоматической винтовке Фрэнка Бёртона не повезло: на вооружение летчиков она не попала: к тому моменту, как это оружие было готово, самолеты уже вовсю вооружались обычными пулеметами, которые вполне справлялись с задачами уничтожения вражеских аэростатов.
Сведений о том, была ли винтовка представлена военным специалистам для испытаний, нет.
Зато точно известно, что оружие было абсолютно случайно найдено при разборе коллекции предприятия "Винчестер" - среди другого столь же редкого, сколь и невезучего оружия.
Единственный сохранившийся экземпляр.
Небольшой комментарий от "Исторического оружиеведения"
Можно считать эту винтовку первой штурмовой винтовкой США или нет - вопрос, как говорится, философский.
Лично я обратил внимание в первую очередь на качество, с каким было изготовлено оружие. Все-таки янки на тот момент имели очень высокую (если не сказать, высочайшую) культуру механосборочных работ.
Ну и два магазина, конечно, тоже бросаются в глаза. Интересно, почему Бертон не обратил внимания на какой-нибудь дисковый магазин?
https://dzen.ru/a/Y-h66FJS51ockMNt