Востоковеды-арабисты рассказали РБК, как может развиваться ситуация в Сирии, где более года не прекращаются антиправительственные выступления, и сколько осталось режиму Башара Асада.
"Мне кажется, ситуация развивается так стремительно и в то же время непредсказуемо, что режиму Б.Асада могут оставаться считанные недели. Может быть, речь идет о нескольких месяцах. Если от Б.Асада будут и дальше бежать военные элитных частей, если это примет массовый характер, ему фактически не с кем будет воевать против оппозиции", - считает ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников.
По его мнению, сегодняшний теракт в Дамаске, в результате которого погибли несколько высокопоставленных чиновников, показывает, что оппозиционеры решили вывести из игры военных, готовых командовать боеспособными частями лидера Сирии. Если теракты продолжатся, можно говорить о последних неделях режима.
Непредсказуемость вносит исламистский элемент: среди разобщенной оппозиции джихадисты набирают силу, и велика вероятность, что именно они окажутся у руководства оппозицией. "Возможна ситуация, что арабские страны, которые выступают за скорейшую смену режима Б.Асада и пытаются уговорить западных партнеров этому делу помочь извне, могут подтолкнуть ситуацию в нужное для себя русло", - полагает В.Сотников.
В то же время он отмечает, что ни США, ни Евросоюз сейчас не хотят вмешиваться в сирийский конфликт, который "чреват самыми крайними последствиями в связи с исламистским фактором".
По мнения старшего научного сотрудника Центра партнерства цивилизаций МГИМО Юрия Зинина, главное сейчас – не допустить внешнего вмешательства в Сирию, так как в противном случае будет развернут Иракский сценарий.
"Сценарии самые различные. Была здесь делегация сирийской оппозиции, они давали пресс-конференцию, мы общались. Впечатление, что сирийская оппозиция разделена, не имеет единого лидера, и кроме пункта об устранении главы государства они толком ничего не могли сказать. Они из их представителей признал, что нет единой сирийской армии. Если они так действуют, с кем можно там вести переговоры?", - заметил эксперт из МГИМО, - "Пока официальная власть не допускает противоречий между группами населения, а что будет, если по этой силе будет нанесен внешний удар – я не знаю. Поэтому позиция нашей страны продолжить миссию любыми путями – наверное, единственный вариант".
Внутренняя ситуация в стране не кажется Ю.Зинину драматической.