(из записок мещанина, приблизит. нач. ХХI века, предоположит. гор.Москва)
(...) Сходил на рынок. Повсюду торговцы продают некую клубнику как краснодарскую, крымскую, мелитопольскую, о чём устно и даже письменно – от руки начертанными объявлениями, извещают любопытствующих. Утверждения сии, как убедился я далее, вовсе не правдивы, но лишь свидетельствуют о желании торгашей нажиться на родолюбии народа русскаго, каковой народ русскую снедь не променяет на заморскую.
Меж тем, оную клубнику на глазах изумлённых покупателей сии бездельники-продавцы выкладывают на прилавки из коробок с турецкими надписями и нарисованной на них клубникой. На расспросы покупателей, отчего же краснодарская клубника имеет находиться в турецких коробах, отвечают бесстыдно, дескать, короба используют лишь для хранения клубники, каковая будто и впрямь кубанская. Торгуют сию «краснодартскую» клубнику и по 90 целковых, и по 120. В иных местах уступают некую клубнику лишь по 150 и даже по 200. Возможно, сия, самая дорогая, и есть плод истинно российский, но веры торгашескому племени нет не на грош.
Некая смуглявая баба, из мусульманок, торговала будто бы греческую клубнику. На моё недоумение
отчего греки, кои суть враги турок испокон веку, укладывают клубнику в те же турецкие ящики, сия бездельница дерзко ответствовала, что, вы, мол, барин, ездите же в Турцию и ничего с Вами не сталось от еды ихней. Возразил дерзкой инородке, что к иродам-туркам отнюдь не езжу, проводя досуг в путованиях по землям христианским. Отошёл от бабы огорчённый прохвостами, заполонившими торговые ряды дорогой столицы нашей.
Меж тем, почтенные родители моя, зная, что живу близ рыночной площади, просили гостинцем их порадовать, клубнички им алой привезти в слободу их, где клубничка сия страсть как дорога. Почтительный сын отца моего и матери моей, хотя и католички, но женщины высоконравственной и добродушной, покорился я их родительской воле и супротив желания своего купил у двух разных бездельниц искомые плоды. На вкус сии последние весьма водянисты оказались.
Во дни отрочества моего секли жуликов базарных, да гнали взашей из града нашега белокаменнаго, но, видать, времена настали иные, миндальничают же с оными. Увы, на пряник изрядны надежды кладут там, где кнут незаменлив.
(...) Покупал давеча в лавке разный товар, включая некую вещь.На ярлыке же ея начертано было «28 целковых». Протягивая вексельную карту для расплаты, заметил, что означенную вещь бродяга-продавец втюхал мне за 30 рублей, говоря в оправдание, будто не сподобился пока ещё былой ярлык на новый, то есть истинный заменить. И когда б незадача сия единожды случилась! И погрешности сии неизменно в корысть торгашеской братии идут, коей большинство суть иудеи и мусульмане. Мелочны подлецы сии – на два рублика, но обманут. Отец мой, из православных, человек уже далеко не молодой, но с ясной головой, слушая горький ропот мой о лжи и обмане, что царят в лавках и на привозе, из опыта своего житейского рассказал, что в такой же лавке третьего дня некий товар, продаваемый якобы всего за 48 целковых, сбагрили ему по 62 рублика. На обличительные слова сего почтенного старца, родителя моего единоутробного, торгашка подлаго звания повинилась и ярлык заменила, но с цены уступить вовсе не пожелала, хотя утверждённый царским указом свод «Правила торговли в земле Московской» не дозволяет продавать товары дороже цены на ярлыке изначально начертанной.
Меж тем, в земле хранцузской, где живал я подолгу и где обучаем был уму-разуму, в важных лавках «Казино» и «Монопри», где почтенные господа покупают всяко-разную снедь, если и выйдет ошибка с ярлыком, и вещь продадут вам, для примеру, за 5 экю, а не за 3, как обещали, то дадут вам особую грамоту, показав кою, вы сможете в той же лавке избрать себе бесплатно любого товару даже не на 2, но на целых 4 экю. Сам я сиим благом пользовался и не раз, ибо в той земле человекам также своейственно ошибаться (ибо кто Богу не грешен, кто бабе не внук?), но каются искренно, хотя и латиняне, а отчасти так и вовсе гугеноты. Денег же не жалеют, дабы доказать незлонамеренностью свою.
http://dmitri-hrabar.livejournal.com/350956.html
(...) Сходил на рынок. Повсюду торговцы продают некую клубнику как краснодарскую, крымскую, мелитопольскую, о чём устно и даже письменно – от руки начертанными объявлениями, извещают любопытствующих. Утверждения сии, как убедился я далее, вовсе не правдивы, но лишь свидетельствуют о желании торгашей нажиться на родолюбии народа русскаго, каковой народ русскую снедь не променяет на заморскую.
Меж тем, оную клубнику на глазах изумлённых покупателей сии бездельники-продавцы выкладывают на прилавки из коробок с турецкими надписями и нарисованной на них клубникой. На расспросы покупателей, отчего же краснодарская клубника имеет находиться в турецких коробах, отвечают бесстыдно, дескать, короба используют лишь для хранения клубники, каковая будто и впрямь кубанская. Торгуют сию «краснодартскую» клубнику и по 90 целковых, и по 120. В иных местах уступают некую клубнику лишь по 150 и даже по 200. Возможно, сия, самая дорогая, и есть плод истинно российский, но веры торгашескому племени нет не на грош.
Некая смуглявая баба, из мусульманок, торговала будто бы греческую клубнику. На моё недоумение
отчего греки, кои суть враги турок испокон веку, укладывают клубнику в те же турецкие ящики, сия бездельница дерзко ответствовала, что, вы, мол, барин, ездите же в Турцию и ничего с Вами не сталось от еды ихней. Возразил дерзкой инородке, что к иродам-туркам отнюдь не езжу, проводя досуг в путованиях по землям христианским. Отошёл от бабы огорчённый прохвостами, заполонившими торговые ряды дорогой столицы нашей.
Меж тем, почтенные родители моя, зная, что живу близ рыночной площади, просили гостинцем их порадовать, клубнички им алой привезти в слободу их, где клубничка сия страсть как дорога. Почтительный сын отца моего и матери моей, хотя и католички, но женщины высоконравственной и добродушной, покорился я их родительской воле и супротив желания своего купил у двух разных бездельниц искомые плоды. На вкус сии последние весьма водянисты оказались.
Во дни отрочества моего секли жуликов базарных, да гнали взашей из града нашега белокаменнаго, но, видать, времена настали иные, миндальничают же с оными. Увы, на пряник изрядны надежды кладут там, где кнут незаменлив.
(...) Покупал давеча в лавке разный товар, включая некую вещь.На ярлыке же ея начертано было «28 целковых». Протягивая вексельную карту для расплаты, заметил, что означенную вещь бродяга-продавец втюхал мне за 30 рублей, говоря в оправдание, будто не сподобился пока ещё былой ярлык на новый, то есть истинный заменить. И когда б незадача сия единожды случилась! И погрешности сии неизменно в корысть торгашеской братии идут, коей большинство суть иудеи и мусульмане. Мелочны подлецы сии – на два рублика, но обманут. Отец мой, из православных, человек уже далеко не молодой, но с ясной головой, слушая горький ропот мой о лжи и обмане, что царят в лавках и на привозе, из опыта своего житейского рассказал, что в такой же лавке третьего дня некий товар, продаваемый якобы всего за 48 целковых, сбагрили ему по 62 рублика. На обличительные слова сего почтенного старца, родителя моего единоутробного, торгашка подлаго звания повинилась и ярлык заменила, но с цены уступить вовсе не пожелала, хотя утверждённый царским указом свод «Правила торговли в земле Московской» не дозволяет продавать товары дороже цены на ярлыке изначально начертанной.
Меж тем, в земле хранцузской, где живал я подолгу и где обучаем был уму-разуму, в важных лавках «Казино» и «Монопри», где почтенные господа покупают всяко-разную снедь, если и выйдет ошибка с ярлыком, и вещь продадут вам, для примеру, за 5 экю, а не за 3, как обещали, то дадут вам особую грамоту, показав кою, вы сможете в той же лавке избрать себе бесплатно любого товару даже не на 2, но на целых 4 экю. Сам я сиим благом пользовался и не раз, ибо в той земле человекам также своейственно ошибаться (ибо кто Богу не грешен, кто бабе не внук?), но каются искренно, хотя и латиняне, а отчасти так и вовсе гугеноты. Денег же не жалеют, дабы доказать незлонамеренностью свою.
http://dmitri-hrabar.livejournal.com/350956.html