Как задумать хорошо, но перестараться: Walther WA 2000
Если попытаться описать немецкую школу оружейного дела (да и не только его), то ей можно присвоить слоган: "Мы сделаем точно как велели по техзаданию, но вопрос цены и сложности нас при этом не будет волновать вообще!". Что ж, в случае с героем статьи винтовку делали не из любви к искусству: технические требования к новой снайперской винтовке силы специального назначения полиции ФРГ сформулировали по итогам теракта на Мюнхенской Олимпиаде 1972 года. В это трудно поверить сейчас, но снайперская группа использовала даже не австрийские Steyr SSG69, хотя они и были в распоряжении мюнхенской полиции, а обычные H&K G3, причем даже без оптических прицелов, поскольку при планировании операции по освобождению заложников было решено сделать ставку на максимально быструю стрельбу, для чего болтовые винтовки были признаны недостаточными по скорострельности, а привинтить оптику на армейские "гевер-драй" банально не успели. А закончилось все, как вы помните, гибелью всех заложников. И полетели головы...
В итоге в ФРГ не просто пришлось создавать собственное антитеррористическое подразделение GSG-9, но и затребовать разработку специальной винтовки для него: точной, но при этом скорострельной и по возможности компактной. Следовательно, она должна была стать самозарядной и по возможности в компоновке буллпап. А, поскольку признанными специалистами ФРГ по высокоточному оружию были конструкторы Carl Walther GmbH, заказ на разработку ушел именно к ним, на завод спортивного оружия в Ульме.
Ведя разработку с чистого листа и в соответствии с ТЗ, "вальтеровцы" построили к 1982 году свой буллпап буквально что вокруг ствола, заключив его в своеобразную раму, к верхней части которой крепились сошки, а к нижней - массивное угловатое цевье. Верхняя часть соединялась со ствольной коробкой, нижняя одновременно служила спусковой коробкой. Вместе же все это объединяли две боковых пластины (детали 2 на фото из заводской инструкции).
Передние распорки, соединявшие верхнюю и нижнюю часть рамы, не контактировали со стволом, оставляя его полностью вывешенным.
Автоматика использовала газовый двигатель, размещенный под стволом. При этом газовый двигатель монтировался в спусковой коробке, а не на стволе и не в ствольной коробке. Боевые упоры выполнили в виде частично срезанной резьбы в количестве 7 штук. (2 ряда по 3 упора и один - на 2).
Это потребовало сравнительно большой угол поворота при отпирании - 60 градусов (например, у AR-15 личинка затвора, имеющая 8 упоров на одной окружности, проворачивается при отпирании всего на 15 градусов).
Затвор имел очень короткий ход отката - это было связано с минимизацией импульса газового двигателя (для снижения его воздействия на ствол при выстреле) и стремлением предельно сократить длину оружия. Для этого же возвратную пружину разместили на поршне, а не за затвором. Ударно-спусковой механизм - обычный курковый с настраиваемым усилием спуска (не более 1,4 кг). Предполагалось выполнять винтовку как в варианте "для правши", так и "для левши" (по крайней мере, об этом упоминается в мануале).
"...а теперь соберите это"
650-миллиметровый ствол, имевший долы почти по всей длине, увенчали коротким цилиндрическим пламегасителем. В качестве основного калибра выбрали .300 Winchester Magnum за его высокую настильность траектории, позволявшую снайперу минимально зависеть от точности расчета листанции и поправки по высоте. Дополнительно отрабатывались варианты под .308 Winchester (он же 7,62х51) и 7,5mm Swiss. В качестве прицельных приспособлений предполагалась только оптика на быстросъемном кронштейне (либо Schmidt&Bender 2,5-10x56, либо "ночник" Zeiss с катадиоптрической зеркально-линзовой системой наподобие AN/PVS-4).
В итоге винтовка, извлеченная из фирменного алюминиевого кейса, уже весила 6,95 кг без оптики и 6-зарядного магазина. И при этом оказалась проблемной как по надежности, так и по кучности стрельбы. В итоге ее пришлось перерабатывать: переделали газовый двигатель, ствол лишился долов и обзавелся щелевым пламегасителем. Но, что самое парадоксальное, здесь в нарушение всех мыслимых канонов отказались от вывешивания ствола - напротив, его жестко зажимала передняя муфта рамы, сменившая боковые распорки.
Также изменены сошки, появился задний упор, добавлена опора под кисть стрелка, рама укорочена
Как ни странно, в таком варианте винтовка уже показывала отличную кучность... но и тут был свой нюанс: с холодного ствола она всегда давала приличный гарантированный отрыв, что прекрасно видно даже на мишенях заводского отстрела.
И все это причем стоило неприлично дорого. 9885 дойчмарок в восьмидесятые были для единицы оружия практически космической ценой: GSG-9, которые в то время использовали все те же Steyr SSG69, за эти деньги могли купить четыре австрийских "болтовки", и еще бы осталось. При этом "Штайры" были пускай габаритнее и менее скорострельны, но были и легче, и стреляли без таких проблем с первым выстрелом. А это, согласитесь, критично: снайпер полицейского спецназа права на "прогревочный" выстрел не имеет. Ну и к тому же "Хеклер и Кох" поднапряглись и старый проект снайперской винтовки с роликовым полусвободным затвором довели до ума, сделав свою PSG-1. Она, конечно, была только под 7,62х51... но зато и "кучки" собирала без отрывов, работала (хотя и весила сопоставимо, более 8 килограммов с прицелом).
Что самое смешное, в 1972 году PSG-1 уже была представлена "в железе". Но потенциальный заказчик, увидев это чудовище длиной метр двадцать, с чугуниевым весом и ценой в 9 с небольшим тысяч марок, решил отправить заказ "Вальтеру". Что ж, с длиной в Ульме справились, а вот с остальным...
В результате проект свернули уже в 1988 году, причем сделав за это время всего 176 винтовок. Практически все они остались в Германии, однако 15 были отправлены в американское представительство "Вальтера". И президент Carl Walther USA Эрл Шихан-младший смог продать всего четыре, оставив 11 себе... И вытянул бинго: редкая вообще, а в США - особенно, винтовка начала набирать цену как коллекционная год от года быстрее, чем элитный коньяк (в 2022 году одна из этих винтовок ушла на аукционе Rock Island за 97750 долларов!).
Интерес к винтовке подстегнули кинематограф и компьютерные игры. Впервые она появилась на экранах в 1987 году, в очередной части "Бондианы".
В "Идентификации Борна" снова можно увидеть WA 2000:
В "Эквилибриуме" из нее умудряются стрелять без прицела и посеяв сошки, хе-хе:
(Причем есть сильное подозрение, что во всех фильмах на самом деле реплики)
И, конечно, без нее нельзя представить одного из самых известных лысых. Нет, не того, что "был и сантехником, и полицейским, и космонавтом, но только в фильмах Brazzers", а того, что со штрих-кодом на лысине - причем и в серии игр Hitman, и в одноименном фильме.
Естественно, желающих обзавестись не особо надежной, капризной, адски дорогой, но запоминающейся винтовкой было немало. Но, повторюсь, на продажу в Штаты их ушло всего 15. Отсюда возникла целая микроиндустрия "огнестрельных реплик" (даже пара картинок выше - это именно что реплики, хотя и достаточно точные) и "обвесов под WA 2000", кто-то делал и индивидуальные кастомы, причем все это на совсем не соответствующей базе. Например, как вам...
Антуражнейшее фото, и винтовка "первого образца" вроде почти правильная... Стоп... МАГАЗИН!
Правильно, внутри - самая обычная AR-15. Ну, не совсем обычная - со ствольной коробкой под правый взвод, которую буквально врезали в раму от страйкбольной WA 2000.
Автор - один из пользователей форума Sniper's Hide. Вообще известный любитель мастерить всякое такое.
А вот это - вполне серийная R2000 от Rhineland Arms. Внутри, как прекрасно видно (даже не прятали газовую трубку), все та же "арка":
https://dzen.ru/a/ZHQ9UGsIcFk6h72c