Кровавая операция израильских спецназовцев в Маалоте подтолкнула Андропова к созданию «Альфы»?
Председатель КГБ учился на чужих ошибках
В истории, точнее предыстории создания легендарной группы антитеррора «Альфа» есть одна деталь, общепринятая трактовка которой вызывает определенные сомнения.
Традиционно решение о создании группы антитеррора, принятое председателем КГБ Юрием Владимировичем Андроповым, связывают с трагедией на Мюнхенской Олимпиаде 1972 года. Вот одно из множества таких описаний: «Задачи отряда, бесспорно, определил Юрий Андропов еще во время его создания. Задача встала одна: противоборство организованному терроризму. Весь мир потрясли недавние события Мюнхенской олимпиады 72-го года, когда боевики группы «Черный сентябрь» организовали захват заложников, а в результате неумелых действий полиции Германии погибли и были ранены несколько израильских спортсменов. В нашей стране тоже могли произойти подобные события, а противостоять им было некому».
Вот только возникает вопрос, а почему потребовалось почти два года, для того, чтобы потрясение от трагедии и беспомощности полиции и осознание того, что это может произойти и у нас, привели к решению о создании «Альфы»? Ведь мюнхенская трагедия-то началась 5 сентября 1972 года, именно в этот день были захвачены заложники-спортсмены. А приказ о создании подразделения антитеррора группы «А», ныне более известной как «Альфа», председателем КГБ СССР Юрием Андроповым был подписан 35 лет назад, 29 июля 1974 года. Получается почти два года на «раскачку» - как-то это очень мало похоже на стиль работы Юрия Андропова. Его профессионализм не вызывал и сейчас не вызывает сомнений. Привычки откладывать серьезные дела «на потом», на два года, у него как-то не наблюдалось. Может быть, дело в том, что в 1974 году у Андропова появился новый повод задуматься о создании в СССР антитеррористической группы?
15 мая 1974 года, в истории мирового терроризма была открыта новая страница – произошел первый массовый захват детей в заложники. Случилось это в школе израильского города Маалот. Около ста человек – школьники и их педагоги – были захвачены тремя террористами. Для их освобождения были задействованы спецназовцы элитного подразделения разведки генштаба «Саерет Маткаль».
Итог операции был трагичен – погибли, по разным данным, от 22 до 27 заложников, а большинство выживших были ранены. Израильских спецназовцев просто не готовили к проведению такого рода специальных операций. Они были обучены совсем другому – внезапному появлению, уничтожению заданных «объектов» и стремительному исчезновению. Дело в том, что тогда в мире не существовало еще спецподразделений, предназначенных именно для освобождения заложников.
Даже трагедия 1972 года, закончившаяся гибелью израильских олимпийцев в Мюнхене, не стала толчком к созданию подобных команд, обученных именно освобождать заложников. Немецких полицейских потом часто упрекали в непрофессионально проведенной попытке освобождения спортсменов. Но откуда было взяться у них профессионализму, если специалистов по освобождению заложников просто не было? В отличие от трагедии в Мюнхене, о которой написано множество книг и статей, сняты фильмы, бойня в Маалоте не получила такой широкой огласки.
Израильтяне очень не любят вспоминать свои неудачи, во всяком случае, допускать их публичное обсуждение. Свою борьбу с терроризмом и захватом заложников они предпочитают связывать исключительно с успешными операциями, прежде всего с событиями 3 июля 1976 года, когда была начата удачная операция по спасению более 100 заложников, удерживаемых террористами в Энтеббе (Уганда).
Операция была действительно блестящей. Вот только к одним успехам израильтян их борьба с терроризмом отнюдь не сводилась. В СССР также не склонны были широко освещать события в Маалоте. Может быть, именно по этой причине, когда существование «Альфы» перестало быть секретом, и настала пора писать ее историю, о трагедии в школе Маалота просто забыли, и приказ о создании группы «А» стали связывать исключительно с Мюнхеном?
Так или иначе, нельзя не оценить прозорливость председателя КГБ СССР. Он предпочитал учиться на чужих ошибках, немецких и израильских. Юрий Андропов создавал группу профессионалов антитеррора во времена, когда СССР был этакой счастливой Аркадией на фоне мирового террористического беспредела. Ведь наши редкие доморощенные террористы 70-х годов при изучении чужого кровавого опыта смотрелись убогими кустарями-одиночками. Как же впоследствии пригодилась стране его предусмотрительность…