Reflected sound>
Насчет ИК-ГСН против Шторы - там не все так однозначно.
IIR наводится на сораненный в памяти чипа тепловой профиль цели (возможно, с привзякой к объектам рядом для наземных систем) и, предположительно (тоные алгоритмы естественно не раскрываются) возможностью динамического обновления этого профиля при изменениях меньше некой пороговой величины (по крайней мере, это было бы логично).
Проведем мысленный эксперимент. Пусть FGM-148 (Javelin) наведен на фронтальный тепловой профиль танка и летит к цели. Танк едет и медленно (относительно скорости ракеты) разворачивается бортом, но так как мгновенное изменение профиля в любой момент времени мало, чип обновляет сохраненную "картинку" цели и точно наводит на нее.
Теперь, в определенный момент времени, танк мгновенно телепортируется на 10 метров вбок и разворачивается на 90 градусов бортом.
Для IIR танк более не соответствует заложенному образу, и ракета потеряла цель.
Как другой бытовой пример - FineReader, использующий такой же pattern matching для распознавания букв. Легко проверить, что значительное изменение буквы сделает невозможным ее распознавание - даже если она еще читается человеком.
При этом быстродействие FineReader'а... эмм. При том что ему не надо реагировать надвижение на больших скоростях и его рассчитывает здоровенный компьютер.
IIR практически не делают в РФ для ПТУР, потому что IIR это быстродействие процессоров и ничего больше. Алгоритмы распознавания давно известны и не столь сложны (по крайней мере намного проще производства компактного надежного специализированного чипа с высоким быстродействием и разумной стоимостью).
Тем не менее и в мире возможности IIR весьма ограничены. Потому что, как показывает пример телепотрации и Finereader (который новее алгоритмики FGM-148 на почти 10 лет и решает более простую задачу на более мощном чипе; все военные специализации и прочее как максимум сравняются с ним, распознавание образов так и осталось сложной задачей - иначе бы давно компьютеры надежно читали рукописный текст), алгоритмы обладают не очень-то большой точностью распознавагия образов.
Теперь логичный вопрос,
FGM-148 наведен на идеально видимый танк,
но в полете вместо него перед ним аэрозольное облако частиц с отражением ИК-излучения в нескольких диапазонах, а внутри светят 2 мощных источника ИК-излучения, илучение которых рассеивается/отражается облаком (с интерференцией, отражением от частиц и всеми прочими оптическими явлениями). Т.е., вместо силуэта танка видно большее размазанное облако света с различной интенсивностью в разных участках.
Алгоритмы IIR далеко не всесильны и в приличном % таких случаев не смогут навести ракету на цель.
Поэтому Штора и подобные системы могут препятствовать работе ИК ГСН. Почему это ненадежно - 2 причины
1) противостоять нужно вручную, т.е. распылив аэрозоль в направлении пуска и в положении танка, а также развернув башню / ИК-прожектора в направлении пуска. При этом сам пуск ничем, кроме обнаружения экипажем, не обнаруживается.
2) FGM-148 может лететь по 'верхней' траектории, т.е. необходимо чтобы аэрозольное облако поднялось достаточно высоко чтобы перекрыть обзор.
Но в любом случае, эффективность подобных систем против ИК ГСН ненулевая. Наиболее реальная ситуация, когджа они могут помочь - обстрел колонны БТ. После поражения нескольких танков, остальные наверняка совместно создадут сплошное облако аэрозоля по направлению пусков и развернут в эту сторону башни - после чего даже просто навести ракету станет сложно (в тепловизоре подобное будет выглядеть как месиво ярких, размазанных светлых пятен, перекрывающих друг друга).
Чтобы системы типа Шторы могли противостоять ИК ГСН, они должны получить способ автоматического обнаружения подобных ПУТР (или радар как у систем ДЗ типа Арены, или по УФ-излучению реактивной струи), а также узконаправленные, поворотные ИК-излучатели, которыми можно будет "ослепить" ИК ГСН, и возможно тепловые ловушки.
Облако аэрозоля не стоит недооценивать, это в небе оно не может быть применено (скорости), а на земле отлично перекрывает обзор глазам и тепловизорам.