Среднесрочная перспектива «корабелки»
В перспективе ближайших 8–10 лет основные возможности фирмы связаны с уникальным нишевым предложением палубного истребителя МиГ-29К и непревзойденным по критерию стоимость/эффективность модернизационным решением МиГ29UPG.
Первичный импульс к созданию корабельного истребителя МиГ-29К в его современном виде был дан с началом программы по строительству индийского авианесущего крейсера Vikramaditya. В соответствии с контрактом, подписанным 20 января 2004 года, РСК ≪МиГ≫ должна была провести значительный объем НИОКР по созданию нового самолета и поставить индийским ВМС 16 таких машин. Разработка нового палубного истребителя — задача нетривиальная, в данном конкретном случае осложненная еще и необходимостью создать с нуля полноцикличное производство и выстроить новую кооперацию. Эта задача была успешно решена, и уже в 2010 году компания начала формальную передачу истребителей заказчику, хотя строительство носителя — собственно, авианесущего крейсера — отстало от графика. Отношение индийцев к проведенной в РСК работе лучше всего отразил факт подписания в 2010 году второго контракта на закупку еще 29 МиГ-29К.
Благодаря индийскому заказу был создан и запущен в крупносерийное производство уникальный нишевой продукт. На сегодня это единственное в мире предложение палубного истребителя горизонтального взлета, который может эксплуатироваться с авианесущих кораблей с трамплином. В перспективе, наверное, появится еще тяжелый китайский J-15, который, однако, вряд ли когда-либо будет предложен на экспорт. Оба других имеющихся на рынке корабельных истребителя — американский F-18E/F Super Hornet и французский Rafale — нуждаются для взлета дорогостоящими, капризными и пожирающими массу объема и веса катапультами. Нет сомнений, что полноценные авианосцы с катапультами получат среди новых авианосных держав менее широкое распространение (если вообще будут строиться), чем корабли с трамплином.
Перспективы новых заказов на МиГ-29К связаны с развитием российского ВМФ и индийских ВМС. Отечественный флот уже заказал в феврале 2012 года 20 МиГ-29К и 4 МиГ-29К-УБ, решившись, таким образом, на смену типа своего палубного самолета. Как и в случае с российскими заказами на фрегаты проекта 11356 и истребители Су-30СМ, предыдущие индийские закупки детерминировали российскую военно-техническую политику, что само по себе интереснейший феномен. Нет сомнений, что российские моряки продолжат закупки и последует как минимум контрактация еще одной такой же партии.
Возможны и новые индийские контракты. Программа развития индийского авианосного флота предполагает приобретение в дополнение к Vikramaditya еще двух авианесущих кораблей национальной постройки. Сорок пять законтрактованных истребителей на три корабля с учетом необходимости иметь резерв или даже сменные авиакрылья явно недостаточно. Дополнительная потребность составит еще как минимум 20–25 самолетов. Более того, бурное развитие китайской авианосной программы вообще может поставить перед индийскими ВМС вопрос о расширении авианосной базы. С учетом медленного строительства авианесущих кораблей на национальных верфях лучшим решением был бы заказ у России еще одного авианосца — sister ship Vikramaditya или его улучшенной и модернизированной версии.
В дополнение к закупке второго авианосца было бы логично заказать вторую атомную подводную лодку в пару к АПЛ Chakra II и третий транш фрегатов Talwarclass. Cеверное машиностроительное предприятие и Невское проектно-конструкторское бюро в ходе выполнения контракта на Vikramaditya приобрели необходимую компетенцию, а их нынешнее финансовое и производственное положение заметно лучше, чем в середине нулевых годов. Так что строительство с нуля такого корабля потребует даже меньше времени и чревато меньшими техническими рисками, чем контракт 2004 года. Понятно, что подобное решение повлечет за собой и увеличение заказа на МиГ-29К.
Резюмируем. По состоянию на сегодняшний день корпорация «МиГ» имеет и частично выполнила контракты на производство в общей сложности 69 корабельных истребителей: 45 МиГ-29К для индийских ВМС и 24 машины для ВМФ России. По самым скромным оценкам, новые заказы увеличат это число на 40–50 единиц, доведя их общую численность до 110–120 палубных самолетов. Если не брать в расчет недосягаемые США, в перспективе только КНР может потенциально развернуть более масштабное производство корабельных истребителей.
Модернизация
В атмосфере надвигающейся глобальной экономической стагнации даже относительно динамично развивающиеся азиатские страны уделяют все больше внимания модернизации. В условиях растущих бюджетных ограничений модернизация представляется все более привлекательной альтернативой закупкам новых вооружений. Не без помощи индийских партнеров корпорация «МиГ» вовремя поймала этот тренд. По заказу индийских ВВС компания разработала относительно недорогой, но весьма эффективный вариант модернизации МиГ-29 по стандарту МиГ-29UPG. Самолеты получают новую систему вооружения, построенную вокруг современного радара «Жук-МЭ», новые авиационные средства поражения и новые двигатели. Модернизация обеспечивает возможность продлить цикл эксплуатации истребителей на 15 лет. Главное, устраняются самые неприятные недостатки старых версий МиГ-29 — отсутствие многофункциональности, малый радиус действия и дороговизна эксплуатации. Новая система управления оружием превращает этот маневренный истребитель ближнего боя в полностью многофункциональную машину. Дополнительные топливные баки позволяют ощутимо увеличить явно недостаточный в прошлом радиус действия. Наконец, переход на эксплуатацию по состоянию резко снижает ее стоимость. В сущности, программа MiG-29UPG — это возможность получить фактически новый и относительно современный истребитель по более чем скромной цене.
В марте 2008 года индийские ВВС подписали контракт стоимостью 964 млн долларов на модернизацию 63 МиГ-29 по стандарту UPG. Корпорация «МиГ», воспринимая Индию как стратегического партнера, с которым существуют давние доверительные отношения, ускорила заключение этого соглашения, хотя могла бы затянуть переговоры и получить более высокую цену. Однако понимая острую необходимость индийцев поддержать эксплуатацию парка МиГ-29, а значит, и численный состав военно-воздушных сил в условиях затянувшегося тендера MMRCA, РСК пожертвовала сиюминутной коммерческой выгодой ради долговременных интересов обоих партнеров. В результате российская программа модернизации МиГ-29 на два года опережает аналогичную и более дорогую программу модернизации французских Mirage 2000.
Похоже, что пример Индии повлиял на малайзийских военных, которые также задумались о возможности модернизации своего парка МиГ-29N. Ранее существовали планы списания оставшихся в составе Королевских малайзийских ВВС 16 МиГо в и их замены новыми многоцелевыми истребителями, для выбора которых предполагалось провести тендер между американскими, европейскими и российскими предложениями. Суровая экономическая реальность и внезапные военно-политические осложнения в штате Сабах скорректировали амбициозные планы малайзийцев (в марте в этом отдаленном штате высадились вооруженные отряды сепаратистов, имеющих тыловую поддержку на Филиппинах). Хотя мятеж ликвидирован, высока вероятность продолжения конфликта. Чтобы избежать такого развития событий, малайзийским военным нужно, прежде всего, заблокировать возможность проникновения новых отрядов боевиков, которые используют для переправы на малайзийскую территорию небольшие плавсредства. Модернизированные по стандарту UPG или хотя бы СМТ истребители МиГ-29 станут эффективным и дешевым инструментом борьбы с попытками прорыва в Сабах новых мятежников. Сама модернизация может занять меньше года, тогда как проведение тендера, получение и освоение машин нового производства — пять–семь лет. Радар «Жук-МЭ» позволяет осуществлять обзор морских целей и наведение на них противокорабельных ракет или их поражение с помощью пушки. Заметим, что, например, европейский Typhoon такими противокорабельными возможностями не обладает.
Модернизация МиГ-29 и установка нового современного радара — привлекательное решение не только для таких продвинутых ВВС, как индийские или малайзийские, но и для менее обеспеченных стран. Более того, для таких государств модернизация становится насущной необходимостью, продиктованной бюджетными ограничениями.
На сегодняшний день на всех рынках, в том числе и на рынке продукции военного назначения, сталкиваются две во многом противоположные тенденции. Сами производители стремятся к постоянному повышению сложности своих изделий, насыщению их дополнительными и, как правило, дорогими, но при этом неочевидными функциями. Следуя моде, потребитель иногда воспринимает этот диктат предложения, но в большинстве случаев следует рациональной логике поиска лучшего соотношения между стоимостью и возможностями. Топовые продукты всегда и везде будут занимать относительно узкую нишу, но массовый покупатель хочет иметь простые и функциональные изделия. Комплексы на базе МиГ-29 — это именно вторая категория предложений. Ничего избыточного, никаких навязанных дополнительных ненужных функций, но при этом абсолютная способность выполнить свою миссию с минимальным расходом ресурсов. В условиях депрессии и финансовых рестрикций все больше военновоздушных сил мира начинают ценить именно эти качества.