Предлагаю обсудить достоинства и недостатки истребителей ВОВ. Можно самых массовых или самых достойных самолётов того времени.
Как сравнивать самолеты Второй мировой войны. /К. Косминков, "Ас" №2,3 1991г./
Сравнение истребителей Второй мировой войны. /«Крылья Родины» №5 1991 Виктор Бакурский/
Гонка за призраком скорости. Выпавший из гнезда. /«Крылья Родины» №12 1993 Виктор Бакурский/
Немецкий след в истории отечественной авиации. /Соболев Д.А., Хазанов Д.Б./
Три мифа о "мессере" /Александр Павлов "авиАМастер" 8-2005./
История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
Рассказы авиаконструктора" /А.С. Яковлев/
Як-3
Истребитель
ОКБ Яковлева
1943 год стал для КБ А.С. Яковлева годом наиболее плодотворной работы. Именно в это время там были спроектированы многие модификации Як-9, а также один из лучших советских истребителей периода войны - Як-З.
Если развитие Як-9 в первой половине 1943 г. шло главным образом в направлении усиления его вооружения и увеличения дальности, то проектирование нового Як-З было ориентировано в первую очередь на резкое повышение летных данных, чтобы обеспечить ему решающее превосходство в воздушных боях с истребителями противника. Поскольку в начале 1943 г. новых мощных моторов, подходящих для истребителя и выпускавшихся серийно, еще не было, то главное внимание конструкторов сосредоточилось на повышении аэродинамического и весового совершенства проектируемого самолета. За основу взяли истребитель Як-1. Ощутимое снижение аэродинамического сопротивления было достигнуто уменьшением размеров крыла и улучшением отдельных элементов компоновки. Не меньшее внимание уделялось и весовому анализу конструкции. В итоге вес Як-З по сравнению с Як-1 уменьшился почти на 200 кг. Помогли и моторостроители. Они провели второе форсирование мотора М-105ПФ, увеличив мощность на 80 л.с. Новый мотор М-105ПФ-2 (с 1944 г. ВК-10 5ПФ-2) пошел в серию.
Комплекс проведенных мероприятий дал отличные результаты. В 1943 г. на испытаниях Як-З (под маркой Як-1М) продемонстрировал превосходную горизонтальную и особенно вертикальную маневренность, высокую скорость. Он был устойчивым и легкоуправляемым самолетом. С 1944 г. Як-З начали выпускать серийно.
Действия авиационных частей, имевших на вооружении этот самолет, отличались большой эффективностью. На Як-З сражались французские летчики полка "Нормандия-Неман", высоко оценившие этот истребитель.
Конечно, в плане тактического использования Як-З не заменял другие истребители с большей дальностью и мощным вооружением, но прекрасно дополнял их, воплощая в себе идею легкой, скоростной и маневренной боевой машины. Як-З, идеально подходивший для условий войны на советско-германском фронте, оставил яркий след в истории мирового самолетостроения периода Второй мировой войны как один из лучших образцов истребителя для завоевания превосходства в воздухе.
В 1991 году между ОКБ им Яковлева и Музеем летания в Санта - Монике заключен договор, предусматривающий поставку нескольких самолетов, вновь построенных на заводе а Оренбурге с использованием чертежей, оснастки и шаблонов времен Второй мировой войны, но с американским двигателем "Эллисон".
За 1944-1945 гг. было построено 4560 истребителей Як-З, из них 3550 до мая 1945 г.
* Энерговооруженность - отношение мощности к весу.
Истребители ВОВ
Як-9 Як-9У Як-3 Ла-5 Ла-5ФН Ла-7
Экипаж, чел. 1 1 1 1 1 1
Год выпуска 1942 1944 1944 1942 1943 1944
Геометрия
Длина самолета, м 8.48 8.5 8.5 8.67 8.67 8.67
Размах крыла, м 9.74 9.74 9.2 9.8 9.8 9.8
Площадь крыла, м² 17.15 17.15 14.85 17.5 17.5 17.56
Массы, кг
Взлетный вес 2870 3204 2697 3360 3290 3310
Силовая установка
Мотор М-105ПФ ВК-107А ВК-105ПФ2 М-82 М-82ФН АШ-82ФН
Мощность, л.с. 1210 1650 1290 1700 1850 1850
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч у земли 520 575 567 509/535* 551/583* 579/613*
на высоте 599 672 646 580 634 661
м 4300 5000 4100 6250 6250 6000
Время набора высоты 5 км, мин 5.1 4.4-5.0 4.5 6.0/5.7* 5.3/4.7* 5.25/4.6*
Время виража, сек 17-18 19 17 22 19-20 19
Практический потолок, м 11100 10650 10400 9500 10000 10450
Дальность полета**, км 660 675 550 660 590 570
Вооружение
число пушки 1 1 1 2 2 3
пулеметы 1 2 2 - - -
* С использованием 10-минутного форсажа.
** На скорости, составляющей 90% от максимальной.
Добавлено спустя 10 часов 57 минут 50 секунд:
Как сравнивать самолеты Второй мировой войны. /К. Косминков, "Ас" №2,3 1991г./
Сравнение истребителей Второй мировой войны. /«Крылья Родины» №5 1991 Виктор Бакурский/
Гонка за призраком скорости. Выпавший из гнезда. /«Крылья Родины» №12 1993 Виктор Бакурский/
Немецкий след в истории отечественной авиации. /Соболев Д.А., Хазанов Д.Б./
Три мифа о "мессере" /Александр Павлов "авиАМастер" 8-2005./
История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
Рассказы авиаконструктора" /А.С. Яковлев/
Як-3
Истребитель
ОКБ Яковлева
1943 год стал для КБ А.С. Яковлева годом наиболее плодотворной работы. Именно в это время там были спроектированы многие модификации Як-9, а также один из лучших советских истребителей периода войны - Як-З.
Если развитие Як-9 в первой половине 1943 г. шло главным образом в направлении усиления его вооружения и увеличения дальности, то проектирование нового Як-З было ориентировано в первую очередь на резкое повышение летных данных, чтобы обеспечить ему решающее превосходство в воздушных боях с истребителями противника. Поскольку в начале 1943 г. новых мощных моторов, подходящих для истребителя и выпускавшихся серийно, еще не было, то главное внимание конструкторов сосредоточилось на повышении аэродинамического и весового совершенства проектируемого самолета. За основу взяли истребитель Як-1. Ощутимое снижение аэродинамического сопротивления было достигнуто уменьшением размеров крыла и улучшением отдельных элементов компоновки. Не меньшее внимание уделялось и весовому анализу конструкции. В итоге вес Як-З по сравнению с Як-1 уменьшился почти на 200 кг. Помогли и моторостроители. Они провели второе форсирование мотора М-105ПФ, увеличив мощность на 80 л.с. Новый мотор М-105ПФ-2 (с 1944 г. ВК-10 5ПФ-2) пошел в серию.
Комплекс проведенных мероприятий дал отличные результаты. В 1943 г. на испытаниях Як-З (под маркой Як-1М) продемонстрировал превосходную горизонтальную и особенно вертикальную маневренность, высокую скорость. Он был устойчивым и легкоуправляемым самолетом. С 1944 г. Як-З начали выпускать серийно.
Действия авиационных частей, имевших на вооружении этот самолет, отличались большой эффективностью. На Як-З сражались французские летчики полка "Нормандия-Неман", высоко оценившие этот истребитель.
Конечно, в плане тактического использования Як-З не заменял другие истребители с большей дальностью и мощным вооружением, но прекрасно дополнял их, воплощая в себе идею легкой, скоростной и маневренной боевой машины. Як-З, идеально подходивший для условий войны на советско-германском фронте, оставил яркий след в истории мирового самолетостроения периода Второй мировой войны как один из лучших образцов истребителя для завоевания превосходства в воздухе.
В 1991 году между ОКБ им Яковлева и Музеем летания в Санта - Монике заключен договор, предусматривающий поставку нескольких самолетов, вновь построенных на заводе а Оренбурге с использованием чертежей, оснастки и шаблонов времен Второй мировой войны, но с американским двигателем "Эллисон".
За 1944-1945 гг. было построено 4560 истребителей Як-З, из них 3550 до мая 1945 г.
* Энерговооруженность - отношение мощности к весу.
Истребители ВОВ
Як-9 Як-9У Як-3 Ла-5 Ла-5ФН Ла-7
Экипаж, чел. 1 1 1 1 1 1
Год выпуска 1942 1944 1944 1942 1943 1944
Геометрия
Длина самолета, м 8.48 8.5 8.5 8.67 8.67 8.67
Размах крыла, м 9.74 9.74 9.2 9.8 9.8 9.8
Площадь крыла, м² 17.15 17.15 14.85 17.5 17.5 17.56
Массы, кг
Взлетный вес 2870 3204 2697 3360 3290 3310
Силовая установка
Мотор М-105ПФ ВК-107А ВК-105ПФ2 М-82 М-82ФН АШ-82ФН
Мощность, л.с. 1210 1650 1290 1700 1850 1850
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч у земли 520 575 567 509/535* 551/583* 579/613*
на высоте 599 672 646 580 634 661
м 4300 5000 4100 6250 6250 6000
Время набора высоты 5 км, мин 5.1 4.4-5.0 4.5 6.0/5.7* 5.3/4.7* 5.25/4.6*
Время виража, сек 17-18 19 17 22 19-20 19
Практический потолок, м 11100 10650 10400 9500 10000 10450
Дальность полета**, км 660 675 550 660 590 570
Вооружение
число пушки 1 1 1 2 2 3
пулеметы 1 2 2 - - -
* С использованием 10-минутного форсажа.
** На скорости, составляющей 90% от максимальной.
Добавлено спустя 10 часов 57 минут 50 секунд: