Перевооружение «Спитфайра»
Несмотря на окончившуюся неудачей попытку установки на «Спитфайр» пушки Испано, истребительное командование настаивало на замене пулеметов .303 калибра более мощным вооружением. Пушечные «Спитфайры» не сыграли сколь-нибудь заметной роли в битве за Британию.
Даже если пушки работали безотказно - у пушечной модификации все равно оставался крупный недостаток: боекомплект составлял всего лишь 60 снарядов на ствол, этого хватало только на пятисекундную очередь - слишком мало для ведения воздушного боя. На истребители следующей, предназначенной для RAF, партии устанавливалось смешанное вооружение из двух пушек и четырех пулеметов. Такой вариант вооружения оказался хорошим компромиссом и в ноябре 1940 г. такие «Спитфайры» первой получила 92-я эскадрилья. Самолеты со смешанным вооружением, также как и чисто пушечные машины, получили обозначение Mk IB, а пулеметные «Спитфайры» стали обозначаться Mk IA.
Первые серии «Спитфайров II» вооружались только пулеметами, но позже некоторое количество истребителей получило смешанное вооружение из двух пушек и четырех пулеметов, эти самолеты обозначались Mk IIB, в то время как пулеметные истребители Mk IIА.
Вооружение и характеристики огневой мощи
Самолеты Спитфайр F.Mk.IX Кертисс Р-40Е Мустанг Р-51 Эркобра Р-39 Bf 109G-2* Bf 109G-2** FW 190A-4
Число и калибр стволов, мм 4х7,69 2х30 6х12,7 4х7,62 4х12,7 4х7,9 2х12,7 1х20 2х7,9 1х20 2х7,9 3х20 2х7,9 2х20 2х20
Суммарная скорострельность, выстр/сек 95 75 119 114 33 60 58
Кинетическая энергия, кг/м*** 1400 1770 1770 4400 4050 4050 4050
Вес минутного залпа, кг 198 264 206 192 105 287 275
Суммарная модульная мощность, л.с. 1575 1776 1366 1406 806 2238 1752
*-без подкрыльевых пушек
**-с подкрыльевыми пушками
***-самого крупного снаряда
На последнем этапе войны вооружение истребителей было признано недостаточным для борьбы с тяжеловооруженными и сильно бронированными вражескими машинами. Поэтому «Спитфайр IX», сохранив прежнее вооружение из двух 20-мм пушек и четырех 7,69-мм пулеметов, получил еще два дополнительных 12,7-мм пулемета, которые, имея большую дальнобойность, обеспечили самолету очень приличную огневую мощь.
В конце 1943 года в истребительных подразделениях появился гироскопический прицел. Принятый ранее всеми воюющими странами стандартный коллиматорный прицел требовал от летчиков особого таланта при стрельбе по маневрирующей цели. Новый прибор мог значительно компенсировать погрешности стрелка при ведении огня с углом упреждения. Летчику достаточно было лишь на короткий промежуток времени захватить цель, поймав ее в градуированную сетку прицела. В ту же секунду бортовая телеметрия выдавала информацию о дистанции и скорости противника, а также соответствующие поправки и упреждения. Для среднего летчика эскадрильи это было не лишним и значительно увеличивало эффективность стрельбы.
"Я все время чувствовал, что мне приходится слишком много думать..."
Джонни Джонсон (34 победы