Як-3 Один из лучших истребителей Второй Мировой.
Отдавая должное успеху Як-3 на фронте, следует все-таки иметь в виду, что по своим тактическим свойствам этот самолет не заменял собой истребители с более сильным вооружением или большей дальностью полета, но прекрасно дополнял их, воплощая идею легкой, скоростной и маневренной боевой машины воздушного боя.
В одном из своих более поздних воспоминаний Г.Н.Захаров очень точно определил те характерные особенности Як-3, которые у многих летчиков вызывали буквально восторг:
"Отношение к самолету всегда очень субъективно…Тут все дело в личных привязанностях и характере самого летчика.
Як-3, как говорили его поклонники, был "игрушкой". В "Лавочкине", Як-9У и других машинах чувствовалась некая фундаментальность, летчик как бы находился в индивидуальной крепости. Машины были несколько тяжеловаты, причем в понимании летчиков это вовсе не означало вес истребителя, а относилось прежде всего к его чуткости, способности маневрировать, подчиняться малейшему движению летчика. В этом отношении Як-3 был почти неосязаем. Его броней являлась маневренность и та легкость, с которой машина реагировала на любое движение ручки управления. Эти свойства сочетались с высокими скоростными данными машины. В воздушном поединке самолет был практически неуязвим.
К его недостаткам можно отнести только один: он оказался не столь прочным, как, скажем, "лавочкин". Особенно это сказывалось на больших скоростях: при пикировании Як-3 развивал скорость до 700 км /час (по прибору, прим. авт.) и даже выше. При такой скорости самолет начинал испытывать нагрузки, на которые не был рассчитан. Случалось, слетала обшивка крыла, даже отваливалось крыло. Летчики об этом знали и при пикировании старались не увлекаться."
Этот самолет очень полюбился французским летчикам полка "Нормандия - Неман", сражавшимся на Восточном фронте два с половиной года, из которых примерно восемь последних месяцев на Як-3. За это время четверо французских пилотов - М.Альбер, Р. де ля Пуап, Ж.Андре, М.Лефевр - были удостоены высшего знака отличия - они стали Героями Советского Союза. На счету полка, с начала своего формирования воевавшего на истребителях "Як", немало славных ратных дел. Вот лишь один пример: только за день боевой работы 16 октября 1944 г. французские летчики на Як-3 сбили 29 немецких самолетов, не потеряв ни одного своего. Такой превосходный результат говорит не только о тактической выучке французских летчиков, но и о превосходных боевых свойствах Як-3. О том же свидетельствует и статистика. Если за 1 год и 5 месяцев полк "Нормандия#, воюя на Як-1 и Як-9, уничтожил 89 немецких самолетов, то после перевооружения на Як-3 только за полгода летчики этого полка сбили 184 самолета врага.
После войны полк "Нормандия - Неман" в полном составе на подаренных советским правительством Як-3 возвращался во Францию. Несколько эпизодов этого триумфального возвращения стоит напомнить, поскольку в них отчетливо проявилось и отточенное мастерство французских пилотов, и высокие качества советского истребителя.
"На подходе к штутгардскому аэродрому летчиков полка "Нормандия - Неман" встретили их земляки - французские летчики на английских "Спитфайрах". После короткого митинга на аэродроме было решено померяться силами в показательном воздушном "бою" на советских и английских истребителях. Летчики, прилетевшие из Франции, выставили своего лучшего мастера высшего пилотажа на "Спитфайре". От полка "Нормандия - Неман" на Як-3 был выделен Роже Марки.
"Бой" был очень интересным. Наблюдавшие за ним советские летчики и механики, сопровождавшие полк, испытывали чувство огромной гордости за наш советский истребитель, бесспорное преимущество которого блестяще продемонстрировал лейтенант Марки на виражах и в вертикальном маневре. После нескольких минут головокружительной карусели Марки взял верх над летчиком на "Спитфайр IX."
А вот что пишет, вспоминая те дни, бывший командир 303-й авиационной дивизии Г.Н.Захаров: "Когда в июне сорок пятого года тысячи парижан собрались в Ле-Бурже встречать овеянный легендами полк, возвращавшийся из СССР на советских истребителях, мало кто из присутсвовавших зримо представлял себе и самолеты, и самих летчиков. Полк появился, сохраняя четкий строй. Когда истребители пошли на посадку, от общего строя отделился один Як-3 и продемонстрировал пилотаж высочайшего класса. Марки превзошел себя.
На аэродроме находились представители авиационных военных кругов стран антигитлеровской коалиции. По договоренности состоялся учебный воздушный бой: Як-3 дрался с американским и английским истребителями. В обоих поединках Марки очень быстро "садился" сопернику на хвост и заставлял его капитулировать.
Все французские летчики любили наш Як-3, а Марки особенно. Много лет спустя ветераны "Нормандии" рассказывали, что демонстрируя превосходные данные "Яка" в показательном бою, Марки так разошелся, что чуть не вогнал в землю одного из своих соперников."
Как видно из описанных эпизодов, в воздушном бою Як-3 имел превосходство и над истребителями союзников. Правда, важным обстоятельством, способствовавшим преимуществу Як-3, было то, что этот самолет как раз и создавался для боя на малых и средних высотах, в то время как истребители союзников рассчитывались на большие высоты применения.
Как показало время, Як-3 оказался очень надежным самолетом. Достаточно отметить французский опыт. 40 истребителей Як-3 без катастроф прослужили в полку "Нормандии - Неман", а затем в летных школах ВВС Франции до 1956 г.! Один из самолетов был сохранен, и ныне представляет собой экспонат парижского музея авиации.
Французы на Як-3 выиграли все воздушные бои у американцев и англичан. Вот такой техникой СССР выковал победу в войне!
https://profilib.com/chtenie/155084/avio-5-lib-11.php