Перевооружение российского флота затягивается, констатировал Владимир Путин и поручил в течение полугода устранить проблемы между военными и производителями оружия для кораблей. Чтобы выполнение гособоронзаказа не тормозилось, новую госпрограмму перевооружения на 2016–2025 годы переведут на принцип «единого контракта», сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин. Он также не исключил, что в ее рамках будут производиться авианосцы: моряки считают, что их введение в состав ВМФ диктуют амбиции России в освоении арктического шельфа.
«Вообще никуда не годится», — заявил Владимир Путин в понедельник на совещании в Ново-Огарево, посвященном перевооружению Военно-морскому флоту. Поставки новых кораблей и вооружений для флота задерживаются, разъяснил Путин «острую проблему» присутствующим вице-премьеру Дмитрию Рогозину, министру обороны Сергею Шойгу, министру промышленности и торговли Денису Мантурову, начальнику Генштабы ВС Валерию Герасимову, главнокомандующему ВМФ Виктору Чиркову. На совещании также присутствовали производители — президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Владимир Шмаков, гендиректор «Севмаша» Михаил Будниченко, первый замгендиректора «Росатома» Иван Каменских и другие.
«Должен об этом сказать откровенно», — цитирует президента пресс-служба Кремля. По словам Путина, поставки буксуют по разным причинам: это неэффективное взаимодействие между государственными заказчиками и организациями ОПК, сбои в поставках комплектующих предприятиями-смежниками, отсутствие кооперации между производственными и проектными организациями, низкое качество поставляемой техники.
Путин вспомнил, что за период строительства одного из серийных кораблей 132 раза отказывала техника.
«Жду от представителей промышленности, заинтересованных министерств и ведомств конкретных предложений по улучшению этой ситуации», — сказал Путин. Как пояснил по итогам совещания Рогозин, военным и предприятиям оборонно-промышленного комплекса дали полгода на устранение противоречий в совместной работе.
Не успевают за сроками и планами, по словам Путина, разработчики вооружений для кораблей. «Это особенно важно для головных проектов», — сказал глава государства. Как решили на совещании, причина разных темпов работы производителей кораблей и вооружения для них кроется прежде всего в принципах формирования гособоронзаказа.
Сейчас Минобороны заключает отдельный контракт на производство корабля и отельный — на производство вооружения для него. Рогозин сообщил, что такая практика будет пересмотрена. «Будущее за едиными контрактами», — сказал Рогозин, имея в виду, что контракты будут «возлагать особую ответственность на основного исполнителя за то, чтобы все было готово вовремя — и оружие, и электроника, и силовые агрегаты».
Несогласованность на разных стадиях заказа и производства — все это приводит к затягиванию испытаний новых надводных и подводных кораблей.
«Вместе с тем создание и проведение испытаний ряда надводных и подводных кораблей, а также необходимого для них вооружения, к сожалению, затягиваются», — констатировал Путин. Он потребовал «активизировать работу» и в кратчайшие сроки сдать государственным заказчикам ракетоносцы проекта «Борей» — «Александр Невский» и «Владимир Мономах», а также головной атомный подводный крейсер «Северодвинск».
При этом со сдачей в эксплуатацию техники нового поколения, такой как упомянутые ракетоносцы и крейсер, возникает новая проблема — задержки с развитием береговой инфраструктуры, без которой новинки ВМФ не смогут функционировать. «Просил бы сегодня доложить, как идет эта работа. Хотя бы где планы капитального строительства, что-то их пока не видно», — сказал Путин.
Тем временем в России начинает разрабатываться новая госпрограмма вооружений — на 2016–2025 годы, в рамках которой будут применяться новые принципы производства вооружений. Об этом также сообщил Рогозин по итогам совещания. В новой госпрограмме особое внимание уделят «модульности» — то есть новые корабли «будут разрабатываться по решениям, предполагающим возможность упрощения технологии сборки соответствующих корветов, фрегатов, крейсеров». При этом будет усилена экспертиза исполнения заказов и ценообразования со стороны Минпромторга.
В экспертном сообществе переход к единым контрактом сочли правильным, но недостаточным решением. «Нужно сделать массу вещей, но за те шесть месяцев, что Путин дал на исправление задержек в исполнении гособоронзаказа, их выполнить невозможно», — сказал Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий.