Здесь выдержки из рассказов двух лётчиков, которых я знал , т. к. учился с ними на одном курсе в одном училище.
Рассказ первый. Подняли ночью с 31.12. 80г. на 01.01.81г. под Ригой.
«651-му прицел на излучение включить, цель прямо по курсу 15 (км), выше 500 (метров)».
«651-й, выполняю», а Васе говорю – действуй. Передо мной на приборной доске тоже есть маленький экран прицела, я вижу все что происходит, но управлять прицелом может только лётчик-оператор. Василий включает излучение, и мы отчётливо видим метку цели там, где и было сказано. Кнопка опознавания «свой – чужой» нажата, но удвоения метки не происходит, то есть цель на запрос с секретным кодом не отвечает, и является нарушителем.
«651-й, цель обнаружил по курсу, 12, на запрос не отвечает».
«651-му, цель захватить»
«651-й, выполняю», сам себе: «не хрена себе поворот событий!», а Васе: «захватываем».
Василий навёл стробы захвата на цель и нажал кнопку «Захват». Прицел как часы перешёл в режим захвата, начал автоматически сопровождать цель, выдавая информацию о ее дальности, высоте и скорости на экран и за одно головкам самонаведения ракет.
«651-й, в захвате, сближаюсь, до цели 5» (км).
«651-му, подтверждаю 5, доложить о готовности к пуску» (ракет)
И тут в нижней строчке экрана прицела как гирлянда ёлочных огней загораются по очереди с минимальной задержкой все лампочки готовности ракет к пуску. Одновременно с этим боковым или каким-то другим зрением ощущаю, что ночь за бортом стала не такая уж черная. Перевожу взгляд наружу и вижу, что мы пролетаем над городком, почти под нами центральная площадь с наряженной и светящейся ёлкой, улицы в праздничных огнях, люди, фейерверки.
«651-й, все ракеты к пуску готовы, но мы точно над центром, предположительно, Вентспилса»
Последовала секундная, может меньше задержка.
«651-му, запрещаю пуск, влево 30 (градусов) с максимальным креном»
«651-й, выполнил влево 30»
«651-му, прицел выключить, правым на курс 180, набор 1200»
«651-й, выполняю»
«651-му, снизить скорость до минимально допустимой, включить посадочные фары, доложить обстановку»
В такой странной конфигурации с выпущенными закрылками и включенными посадочными фарами на высоте 1200 – 600 метров мы прошли туда-сюда несколько раз над городом. Нам было очень интересно и очень хотелось хоть что-то увидеть, но, к сожалению, ни чего кроме дырявых облаков мы не обнаружили.»
Далее утром 01.01.81г. Экипаж был доставлен на Ан-26 в штаб , где была большая комиссия.
«Наконец, с большим облегчением я поставил дату и подпись, встал из-за стола и начал разглядывать схемы на стенах повнимательнее. Вася еще скрипел пером, а я уже был свободен. Было очень интересно, чем же тут занимаются в штабе военного округа.
Прочитав несколько фраз на ближней схеме, я понял, что это не учебный перехват, а воспроизведение в графике доклада лётчика, выполнившего примерно такой же перехват, как и мы, только на другом типе истребителя. С громадным интересом я стал изучать одну схему за другой. Майор, руководивший чертёжниками, не препятствовал. Периодически поглядывая в мою сторону, он не мог сдержать улыбки, видимо, причиной была моя удивлённо-восхищенная физиономия, возможно с отвисшей челюстью.
Коротко обобщу информацию, которую я «снял» со стен. Перехваты, подобные нашему, были выполнены практически всеми типами истребителей, стоящими на вооружении: Су-9, Су-15, МиГ-21, Як-28п, МиГ-23…, и не только в европейской части СССР. Один из перехватов на севере страны завершился пуском ракеты. Цель, по всей видимости, не пострадала, а вот ракета попала в телефонную будку где-то на окраине Мурманска. К счастью в ней и рядом никого не было (я сразу прикинул, что могло бы случиться, если бы мы запустили наши четыре ракеты в новогоднюю ночь). Были описаны наблюдения лётчиков с самолётов бомбардировочной, транспортной и армейской авиации, с использованием технических средств и визуально.
Одна из схем была посвящена вертолётной атаке. Где-то в Московской области вертолёт с десантниками навели на цель, которая шла на небольшой высоте 100 - 150 метров вдоль русла реки. Вертолёт, маневрируя, пытался приблизиться к сферической совершенно гладкой, со стальным оттенком, по мнению наблюдавших, цели, но она сохраняла неизменной дистанцию, меняю траекторию своего полёта. Тогда из вертолёта, открыв боковую дверь, попытались обстрелять цель из автомата, а затем и из ручного пулемёта. При стрельбе не на поражение, то есть рядом с целью, она никак не реагировала. При попытках поразить цель, она несколько раз ушла от очередей, а затем резко изменила направление полёта и ушла из поля зрения атаковавших. В отчётах участников атаки предположительные размеры цели существенно отличались».
Рассказ второй...
«у меня в Обозерке был подобный случай. Так же подняли из БД. МиГ-25ПД , 22.03. 1983г. Нцели 600м, у меня Н 1000м ( с превышением). С дальности 30км наблюдал по прибору (БРЛС) и при дальнейшем сближении стал наблюдать визуально в виде ярко желтого светящегося объекта ( размером с Луну).После захвата при сближении с целью как только прошла команда "пуск разрешён" (загорелись л. ПР) произошёл срыв захвата, погасли ПРы. На экране цель пропала, на КП тоже. Визуально больше не наблюдал. С КП передали, что возможно цель упала. Барожировал в этом районе, искал на земле, ничего не обнаружил. Вернулся, тоже писал объяснительные. Материалы объективного контроля всё подтвердили. Предупредили о не распостранении этого происшествия. Вот такая история. До сих пор не пойму что я видел».