Продолжение:
Геометрия полётной палубы
На сплошной полётной палубе авианосца длиной 305 м, шириной 70 м и площадью 14 800 м2 предусмотрены три стартовых позиции: №1 и №2 – перед трамплином (разбег 105 м), №3 – в средней части угловой палубы (разбег 195 м), и девять технических – вдоль "острова" и за кормовым подъёмником. Столько же ВПП для корабельных вертолётов (плюс одна "внахлёст" для базового Ми-8) размечены у трамплина и на угловой палубе, по причине чего во время взлётно-посадочных операций самолётных эскадрилий для швартовки вертолётов использованы быть не могут. В этом случае дежурные Ка-31 и Ка-27ПС, потребность в которых может возникнуть в любую минуту, могут ожидать своей очереди на свободном участке палубы, в самой корме по правому борту – там, где на схеме (илл. 5) изображён Як-41М и носовее его (аналогично тому, как стоит самый левый Ка-29 на илл. 14).
Илл. 5. План полётной палубы ТАВКР пр. 11435 [3-86,87] (разрыв по центру – из-за дефекта сканирования). Некоторые обозначения: 6 – ВПП для вертолётов Ка-27/29/31; 9, 10, 20 – Су-33 соответственно на 1-й, 2-й и 3-й стартовых позициях; 26 – расчётная точка касания палубы гаком самолёта; 27 – ВПП для вертолёта типа Ми-8; 31 – Су-33 на технической позиции; 32 – СВВП Як-41М на технической позиции
Швартовка на свежем воздухе
Даже после беглого предварительного ознакомления с особенностями ангара ТАВКР становится понятно, что на комфортное базирование в отапливаемом брызгозащищённом помещении полноценной авиагруппы, соответствующей водоизмещению корабля, надеяться не приходится. Нет и другого способа нарастить численность ЛА на борту, кроме как возить их на полётной палубе в течение всей боевой службы - и в шторм, и в холод. Касательно отрицательных температур и вызываемого ими обледенения можно сказать сразу: в Арктику и зимнюю Северную Атлантику с авиагруппой, усиленной "палубными" ЛА "Кузнецову" дорога заказана. Речь может идти разве что о нескольких дежурных самолётах и вертолётах (например, 2 Су-33, Ка-31 и Ка-27ПС), отогреваемых в ангаре на ротационной основе.
По части шторма (качки, заливаемости и шквального ветра) дела обстоят несколько лучше. Говорят, что у авианосцев ВМС США с их 20-метровой высотой надводного борта проблем в свежую погоду не бывает совсем – до палубы волны просто не достают, а швартовка ЛА по-штормовому позволяет не тревожиться о небоевых потерях ценных боевых единиц (хотя от этого конечно, никто не застрахован) (*). Почти 17-метровая высота борта у 11435 (против 13,5 м у других 1143) позволяет думать, что и у него с заливаемостью всё более-менее благополучно, а полувековой опыт эксплуатации палубных ЛА – надеяться, что наши сегодняшние "швартовки" (найтовы) ничуть не хуже американских (**).
(*) Американский техник, служивший на "Корал-Си" в красках рассказывает о том,. как однажды чуть не улетел за борт на своём "Скайхоке", а наш соотечественник, обслуживавший Як-38 на "Минске" – о потере слава Богу пустой машины на одной из БС в экваториальных широтах:
ссылка 5. Стоит обратить внимание на следующие факты из воспоминаний американца: каждый "Скайхок" крепили девятью цепями – по три на каждую стойку шасси, а когда было получено предупреждение о возможной встрече с тайфуном (это уже не шторм, это – ураган), руководитель полётов приказал дополнительно закрепить машины штормовыми концами – тремя стальными тросами. Самолёты в ангар не убирали.
(**) "Все узлы крепления самолётов рассчитаны на крен до 40 градусов, при этом на одном узле могут возникнуть усилия до 10 тонн, а мы их рассчитывали и испытывали двойной нагрузкой на 20 тонн и таких узлов на каждый самолёт было четыре. Вертолёты крепились шестью цепями. В 1988 г. на "Баку" в Северной Атлантике мы попали в жесточайший шторм, который продолжался неделю и бортовая качка достигала 25 градусов при включённых успокоителях... ни одного самолёта на палубе не было (по ней проносились потоки воды), все в ангаре, но ни один самолёт не был сорван с креплений, которые аналогичны тем, какие есть на полётной палубе" (В. Бабич –
ссылка 6).
Обманчивая малогабаритность МиГа
В своё время Су-33 (Су-27К) чуть было не потерял место на палубе авианосца из-за того, что его габаритная ширина, значительно б'ольшая, нежели у МиГ-29К образца 1988 г. (9,8 против 7,8 м), не позволяла разместить на борту достаточное количество машин. В результате конструкторы ОКБ Сухого сотворили маленькое чудо, сложив крыло не на половине длины консоли, а на 1/4 от центроплана (а вместе с ним – ещё и стабилизатор), в результате чего "Сухой" стал на 40 см компактнее МиГа! На сегодняшний день ситуация повторяется с точностью до наоборот - в том смысле, что теперь уже МиГ-29К с крылом, складывающимся на середине консоли, сдерживает наращивание авиагруппы ТАВКР (об этом чуть позже).
Илл. 6. Подпись – на иллюстрации. Примечание: "Габаритная ширина самолёта со сложенным крылом (без подвесных устройств – балочных держателей, авиационных катапульт и АПУ – А.Ш.) – 7,46 м. Размах стабилизатора – 7,695 м" [6-30].
На илл. 6 изображён МиГ-29КУБ для ВМС Индии, однако надежда на то, что в ходе "русификации" корабельного МиГа его крыло было оптимизировано под ангар 11435, рушится после просмотра фотографий самолётов первой партии (б/н 31 и 50), на которых хорошо видно, что линия складывания консоли находится на том же самом месте, что и у индийского "прототипа" (илл. 15, 16). Надеяться на то, что крыло бортов выпуска 2014-2015 г.г. устроено иначе, было бы наивно. Маловероятно, что вопрос об уменьшении габаритов МиГа не поднимался вовсе – скорее всего, на одном из межведомственных совещаний_ было принято решение не включать в ОКР переделку крыла, чтобы не задерживать принятие нового самолёта на вооружение МА ВМФ.
Поиграем в самолётики
Для решения поставленной задачи – оценки реального (достижимого на практике) состава обновлённой авиагруппы "Кузнецова" – на базе компоновки paralay в меру скромных возможностей автора была нарисована новая схема размещения ЛА в ангаре авианосца. Результат не то чтобы оправдал ожидания, но и не разочаровал – в ангаре помещается три двухзвенных самолётных эскадрильи (одна Су-33 и две МиГ-29К) и одна вертолётная, итого 32 летательных аппарата (илл. 7).
Гораздо больший эффект от внедрения в авиагруппу МиГов (по сравнению с исходным вариантом paralay) можно было бы наблюдать при доработке крыла МиГ-29К с целью уменьшения габаритной ширины. Как видно на илл. 9, в этом случае в ангаре можно было бы разместить на четыре машины больше, сделав одну штурмовую (истребительно-бомбардировочную) эскадрилью трёхзвенной и доведя общую численность ЛА до 36 (илл. 8).
Илл. 7. Вариант размещения ЛА в ангаре ТАВКР пр. 11435 при штатном складывании крыла МиГ-29К(УБ)
Илл. 8. Вариант размещения ЛА в ангаре ТАВКР пр. 11435 при "местосберегающем" складывании крыла МиГ-29К(УБ)
На полётной палубе, в условиях не слишком сурового климата, могут быть дополнительно размещены (пришвартованы) 12 самолётов (три Су-33 на стартовых позициях и ещё один "Су" и 8 МиГов – на технических) и минимум два вертолёта. По боевой тревоге можно будет быстро поднять в воздух звено тяжёлых истребителей, обеспечив тем самым дальнюю разведку и ПВО на угрожаемом направлении. Далее – по обстоятельствам: либо насыщать "Сухими" воздушное охранение, либо поднимать первую волну МиГов для атаки береговых целей или корабельной группировки противника. При пустой палубе (в варианте "всё в ангаре") порядок действий примерно тот же: сначала на кормовом подъёмнике "из гаража выезжают" 4 Су-33, на носовом – Ка-31 и Ка-27ПС, затем – остальные "Сухие" или МиГи.
Заключение
По мнению автора, изложенное выше достаточно убедительно демонстрирует возможность базирования на 11435 полноценной авиагруппы, значительно расширяющей область боевого применения не только отдельно взятого корабля, но и ВМФ РФ в целом. Разумеется, о подлинной "полноценности" можно будет говорить только тогда, когда полётной палубы коснутся колёса шасси долгожданного самолёта РЛД, и, если российским авиаконструкторам удастся создать "хокай", способный взлетать без катапульты (с 3-й стартовой позиции),. такую машину можно будет увидеть уже на "Кузнецове". Пока же российский авианосец будет располагать авиагруппой примерно такого состава:
46 летательных аппаратов, около 80% которых представляют собой первоклассные истребители и истребители-бомбардировщики, а 70% могут базироваться в ангаре – совсем неплохой результат. Остаётся только пожелать, чтобы РСК МиГ доработало-таки крыло своего самолёта с целью доведения численности авиагруппы до заветных 50 машин. Другое пожелание относится к офицерам Управления кораблестроения и вооружения ВМФ, учёным Крыловского научного центра и конструкторам Невского ПКБ, работающим над обликом нового авианесущего корабля: для минимизации влияния бурной погоды и отрицательных (арктических и субарктических) температур на боевой потенциал СФ и ТОФ флоту нужны авианосцы с больш'ими ангарами – настолько большими, насколько это технически возможно.
Источники (через дефис может быть указан номер страницы).
1. Ю. Апальков "Ударные корабли", М., Моркнига, 2010.
2. В. Заблоцкий "Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", "Морская коллекция" №7/2005, приложение к журналу "Моделист-конструктор".
3. А. Фомин "Су-33. Корабельная эпопея", М., РА Интервестник, 2003.
4. С. Шумилин, Н. Околелов, А. Чечин, "Атомный авианосец USSNimitz", "Морская коллекция" №7/2008, приложение к журналу "Моделист-конструктор".
5. Г. Белов "Атлантическая эскадра. 1968–2005", М., Горизонт, 2015.
6. А. Фомин "МиГ-29К: основное оружие новых индийских авианосцев", журнал "Взлёт" №2/2005.
Илл. 10. Ангар "Кузнецова": справа вблизи – кормовой подъёмник, вдали – носовой, прямо – поворотный круг, "гайки" на переднем плане (на удалении выглядят как заклёпки) – швартовочные узлы (фото от sam7 с forums.airbase.ru, 2650 пикс.)
Илл. 11. Относительно свободное размещение Су-33 в ангаре; хорошо видны (особенно при увеличении) швартовочные узлы (с прорезями по типу замочных скважин) и цепные "швартовки" – швартовочные приспособления, найтовы (дата и автор – н/д)
Илл. 12. Размещение вертолётов Ка-27 "стройными рядами" в полупустом ангаре – с большими зазорами между машинами (судя по всему, при необходимости зазор может быть значительно уменьшен)(17.12.07, информация об авторе отсутствует)
Илл. 13. "Автоколонна №063": мало кто из водителей категории C может похвастаться навыками вождения в открытом море (фото от Slava2014, forums.airbase.ru)
Илл. 14. Кормовой участок полётной палубы "Адмирала Кузнецова" во время БС 1995-96 г.г. [3-147].. Интерес представляет Ка-29,. пришвартованный так,. чтобы не мешать.проходам самолётов над палубой с касанием .и посадке на аэрофинишёры
Илл. 15. МиГ-29К б/н 31 "синий" из первой партии (4 машины, конец 2013 г.) со сложенными консолями крыла, 26.08.2015 (фото vechernin с russianplanes.net)
Илл. 16. МиГ-29КУБ б/н 50 "синий" из первой партии (4 машины, конец 2013 г.) со сложенными консолями крыла, 26.09.2015 (фото Антона Громова с russianplanes.net)
http://navy-korabel.livejournal.com/118297.html