За один день курс гривны обвалился почти на тридцать процентов – и это стало новым свидетельством приближения краха украинской экономики. Теперь украинцам стоит ждать доллар по 50 гривен, инфляции под 40% и двукратного падения уровня жизни. Все это резко контрастирует с той спокойной жизнью, которой жила страна до Майдана – и с тем, что обещали жителям Украины лидеры переворота.
Когда накануне Нацбанк Украины опустил официальный курс гривны до нового исторического минимума – 17,99 за доллар, министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус попытался успокоить украинцев.
«Что касается курса валюты, то здесь вы знаете, что многое зависит от торгового баланса... У нас цена на нефть на 60 долларов упала, у нас цена на газ будет сильно падать, поэтому дальнейших предпосылок для снижения курса нет», – уверил министр, добавив, что правительство Украины ждет внешнюю финансовую помощь, после чего шансы на стабилизацию курса гривны еще больше возрастут.
Однако уже на следующий день, 6 февраля, Нацбанк Украины установил официальный курс гривны к доллару на уровне 23,13, что на 5,13 гривны (и почти на тридцать процентов) ниже предыдущего дня. На межбанковском валютном рынке гривна опустилась до 23,8 за доллар, а с учетом комиссий банков курс достиг 25,5–26,5 гривны за доллар. Такой резкой девальвации гривны Украина не знала ни в 1998 году, когда курс вырос с 1,8 до 5 гривен за доллар, ни в 2008 году – когда доллар стал стоить 8 гривен.
Не стоит забывать, что это только официальный курс, а на черном рынке курс доллара выше на 20–30%. Нацбанк Украины продолжает своими действиями лишь помогать валютным спекулянтам.
Очередное повышение ставки регулятором, которое произошло на Украине накануне, не сработало. Вместо того, чтобы замедлить девальвацию и инфляцию, все пошло в обратном направлении.
Стоит готовиться к 50 гривнам за доллар
«Украина уже более года переживает острый финансово-экономический кризис: она потеряла за это время около 7,5% ВВП, разогнала инфляцию до 25–30%. Поднятие ставки Нацбанком Украины уже не могло помочь валюте в этот момент, так как воздействие ключевой ставки при таком состоянии экономики минимально», – говорит Андрей Люшин из Локо-Банка.
Украинцам следует готовиться к доллару по 50 гривен, считает украинский экономист Александр Охрименко, учитывая все действия НБУ, в том числе и по банкротству крупных банков на Украине. Введение временной администрации в банк «Надра» тоже спровоцирует очередной виток девальвации. По его словам, никто никогда не банкротит крупные банки, чтобы не развалить всю финансовую систему и по цепочке промышленность и население, которые работали с этим банком.
«Пока у нас не будет во главе НБУ специалиста, который имеет большой опыт работы в НБУ и который не будет личным человеком Порошенко, Яценюка, Коломойского или кого-либо еще, у нас не будет нормальной банковской системы. И результатом такого руководства будет очень быстрое приближение курса доллара к отметке в 50 гривен», – считает Охрименко.#{ussr}
Люшин считает, что о 50 гривнах за доллар говорить пока рано, но девальвация точно ускорится: ближайшая цель – 35 гривен за доллар. Анна Кокорева из «Альпари» считает, что до 50 гривен за доллар дело просто не дойдет, потому что дефолт на Украине случится раньше.
Инфляция в январе уже ускорилась до 28%, но теперь разгонится до 40%, считает Люшин. «Экономика Украины скорее мертва, чем жива, и сдерживать инфляцию в этих условиях также бесполезно», – говорит Кокорева. В итоге украинцы потеряют половину покупательской способности своих зарплат (которые и так уже вряд ли можно назвать приличными).
Верхам важно другое
Но Нацбанку и правительству Украины важнее другое – то, что эти действия подсказал и одобрил МВФ, а значит, появляется надежда на новые кредиты. А они необходимы, чтобы избежать дефолта.
Двукратная девальвация гривны в 2014 году, рост курса гривны в 1,5 раза в январе 2015 года, «заморозка» зарплат и пенсий, рост тарифов ЖКХ на 40–60% – это те условия от МВФ, на которые Украина пошла раньше. Но этого МВФ, видимо, показалось мало.
Однако игра по правилам МВФ приводит к тому, что Украина скатывается в более глубокую экономическую яму, порождая банковский кризис, остановку промышленности и обнищание населения. И деньги от американского фонда ей становятся все нужнее и нужнее. Хотя от МВФ накануне стали звучать оптимистичные заявления по поводу выделения Киеву кредитов по новой программе, ближе деньги для Украины на самом деле не стали.
Дефолт на Украине может случиться быстрее, чем фонд даст новые кредиты. Все заявления, что в конце января Украина получит 15 млрд или даже все 30 млрд долларов, оказались фикцией.
«На сегодня миссия МВФ, которая работает в Киеве, даже не имеет права вести переговоры с властями Украины о новом кредите. Согласно уставу МВФ, должен собраться исполнительный совет МВФ и принять решение о предоставлении миссии МВФ права начать переговоры о новом кредите МВФ. Без этого решения можно только делать заявления и строить замки на песке», – говорит Александр Охрименко.
Однако даже после решения исполнительного совета МВФ кредит сразу Украине никто не даст. «Нужно будет провести консультации, выработать условия договора, получить одобрение руководства МВФ и заключить новый договор. Только после этого можно ожидать новый кредит от МВФ. Сколько уйдет на это времени, сложно сказать», – говорит Охрименко.
Он уверен, что во многом «благодаря» рекомендациям МВФ экономика Украины погрузилась в жесткий кризис, из которого по задумке и должен вытянуть новый кредит МВФ уже на условиях EFF (программа расширенного кредитования).
Однако кредит EFF от МВФ, по его словам, означает очередной виток роста тарифов ЖКХ, новые налоги, в том числе на доходы физлиц, урезание пенсий и зарплат и небывалый рост безработицы, который в последний раз был только в 90-х годах.
«МВФ считает, что украинцы очень хорошо жили до 2013 года, так как тогда росли и заработная плата, и пенсии – при стабильном курсе и низкой инфляции. Теперь же украинцы, согласно логике МВФ, должны в течение долгих лет жить в нищете и бедности, чтобы понять, чем отличается жизнь по указке МВФ и жизнь свои умом, без МВФ», – говорит Охрименко.
В каком состоянии оказалась экономика Украины после Майдана?
В 2013 году золотовалютные резервы Украины сократились, но лишь на 4,2 млрд долларов, тогда как в 2014 году они поредели сразу на 10,5 млрд долларов. ЗВР страны сократились вдвое до рекордно низкого уровня в 7,5 млрд долларов (когда в 2015 году надо отдать 11 млрд долларов долгов). В 2013 году девальвация гривны составила всего 1,6% (по данным среднего курса доллара на межбанке), тогда как в 2014 году – все 100%.
В 2014 году страна получила рекордный дефицит торгового баланса – 13,3 млрд долларов, тогда как до Майдана был профицит в 2 млрд долларов.
Когда МВФ в прошлом году требовал девальвировать гривну, это объяснялось необходимостью простимулировать экспорт украинской продукции. Но ничего не получилось. Более того, из-за разрыва торговых связей с Россией экспорт упал на 14,4%. Украинскую продукцию в ЕС никто не ждал. Импорт на Украину, наоборот, резко сократился – на 27%, потому что зарубежная продукция стала слишком дорога для украинцев из-за девальвации.
Как указывает Охрименко, только благодаря тому, что импорт на Украину упал еще сильнее, чем экспорт из страны, дефицит текущего счета внешней торговли составил лишь 5,2 млрд долларов.
Валютный поток от украинских гастарбайтеров упал на 23% в прошлом году. А до Майдана они ежегодно перечисляли на родину до 12 млрд долларов.
Обещанных инвестиций Украина не увидела. В 2014 году приток прямых зарубежных инвестиций составил всего 413 млн долларов. «Это в 10 раз меньше, чем было в 2013 году, до Майдана, когда зарубежные инвесторы боялись инвестировать деньги в Украину, если верить словам ораторов с Майдана», – указывает Охрименко. Сальдо портфельных инвестиций стало отрицательным, хотя год назад было положительным.
«У нас фактически идет процесс полного развала финансового рынка Украины, когда деньги уходят с Украины и не хотят возвращаться. Так долго быть не может. Экономика не любит потрясений, хаоса и бесконечных разговоров об экономическом чуде. Она любит стабильность и спокойствие, без катаклизмов и бессмысленных Майданов», – заключает Охрименко.