На этой неделе станет окончательно ясно, установится ли перемирие на Украине – госсекретарь Джон Керри пообещал, что президент Обама примет решение о целесообразности поставок оружия в ближайшие дни. Если, несмотря на весь риск и предупреждения России, США все-таки решатся на военную помощь Украине, то при этом они будут преследовать сразу несколько целей.
В минувшие выходные США анонсировали новые санкции против России и, что еще важнее, объявили, что решение в отношении поставок оружия на Украину будет принято в «следующие несколько дней». Об этом заявил в субботу в Лондоне госсекретарь Керри:
«Мы говорим о дополнительных санкциях, о дополнительных усилиях, и я уверен, что ближайшие дни покажут, что мы не собираемся играть в эту игру (...) и потворствовать этому чрезвычайно коварному поведению в отношении суверенитета и территориальной целостности целой нации.
Ни для кого из нас не секрет, мы знаем точно, что Россия обеспечивает сепаратистов, и как именно Россия вовлечена в оказание этой помощи, и те циничные методы, на которые Россия идет, включая ее предложения в ООН, при одновременном захвате земель на Украине.
Если такое поведение продолжится, то можете не сомневаться, что это приведет к новым последствиям для России, в том числе и к новым проблемам для российской экономики, которая уже испытывает немалые трудности».
По словам Керри, решение по поставкам американского оружия на Украину еще не принято и также будет зависеть от соблюдения сторонами режима перемирия в ближайшие дни: «Я ожидаю, что в следующие несколько дней президент Обама проведет оценку всех имеющихся у него вариантов действий и примет решение о том, что будет дальше». А уже во вторник, выступая в американском сенате, Керри подвердил, что в администрации сейчас идет обсуждение вопроса поставок оружия, уклонившись от вопроса о его собственном мнении на этот счет: «Пока президент не принял решение, я сохраню свои разговоры с ним в конфиденциальности».
При этом еще накануне, в минувшую пятницу, о поставках оружия в телефонном разговоре с Байденом настойчиво просили президент Украины Порошенко и премьер Яценюк. Получается, что Киев, не отказываясь на словах соблюдать минские договоренности, по сути провоцирует их срыв – потому что даже европейские лидеры понимают, что начало американских поставок приведет к экскалации конфликта, который сейчас есть возможность подморозить.
Штаты используют в качестве предлога для возобновления разговора о поставках оружия утверждения Киева о нарушении Новороссией минских договоренностей и о том, что в этом ей помогает Россия – хотя понятно, что дебальцевский котел изначально был обречен на ликвидацию, и теперь, после завершения операции, есть шанс на установление перемирия. Но вот все ли нуждаются в нем?
Слова Керри о том, что решение будет принято в ближайшие дни, означают, что США решили проигнорировать Минск-2. Если Россия и Европа откровенно заинтересованы в тишине на Украине, то США, судя по постоянным напоминаниям Вашингтоном о поставках оружия, играют на обострение. В этой игре они преследуют сразу несколько целей.
Во-первых, показать киевским властям, что они не бросят их на произвол судьбы – Порошенко сейчас жизненно необходима демонстрация западной поддержки. Одними визитами в Киев иностранных политиков и даже выделением кредитов делу не поможешь – в логике войны, в которую погружает украинское общество киевская власть, нужно демонстрировать военную помощь. Если миротворцы – это щит, которым Киев хочет загородиться от армии, состоящей из бывших шахтеров, которых он бомбил несколько месяцев, то американское оружие – это меч, который должен убедить украинское общество в том, что «Запад не сдаст их России». Поэтому даже одни обещания поставок уже играют свою роль – поддерживают боевой дух той части украинского общества, которая готова и дальше «воевать с Россией».
Но долго ограничиваться одними обещаниями невозможно – и если сейчас, после того как в Дебальцево украинская армия потеряла большое количество военной техники, не принять решения о начале поставок, Киев может потерять веру в возможность выстоять. При этом понятно, что решение Вашингтон будет принимать, руководствуясь в первую очередь не просьбой Киева, а другими соображениями. Которые, в свою очередь, и являются важными целями всей «операции с оружием».
Среди них, и это во-вторых, и желание сорвать Минск – то есть продолжать гражданскую войну на Украине. При этом такой стратегии могут придерживаться самые различные силы в США – как те, кто не хочет «отдавать России» даже Донбасс, так и те, кто допускает потерю даже всей Украины, но хочет, чтобы Россия дорого за это заплатила, увязнув в тяжелой войне на украинской территории. Поставки оружия могут рассматриваться в США как хорошая провокация для втягивания России в войну – мол, русские будут так возмущены самим фактом американской военной помощи, что со своей стороны начнут эскалацию конфликта. В любом случае военная помощь Украине однозначно свидетельствует о том, что США стремятся сделать конфликт как можно более горячим.
Третье – угроза начала поставок оружия остается важным элементом давления на Европу с целью принудить ее занять более жесткую позицию в отношении России или как минимум не колебаться в отношении продления санкций. Не случайно США так настойчиво говорили о поставках оружия накануне Минска. Но похоже, что, хотя европейцы и испугались того, что США стали играть на обострение, это в итоге привело их вовсе не к тем действиям, на которые рассчитывали в Вашингтоне – вместо того, чтобы усилить давление на Москву, Берлин и Париж предпочли договориться с Путиным о затишье на Украине, пусть и временном и хрупком, но все же обещающим хотя бы на словах начало политического диалога Киева и Донецка, на что ни Вашингтон, ни Киев идти не собираются.
А раз «военная угроза» привела к результату, противоположному тому, что ожидал Вашингтон, то использовать ее дальше бессмысленно – нужно или выполнять угрозу, или забыть о ней. Но если США откажутся от поставок – чем они будут шантажировать Европу? А ведь в следующем месяце ЕС должен будет рассмотреть вопрос о продлении первой части антироссийских санкций – и голоса тех, кто выступает за их отмену, звучат все громче. Одних разговоров о том, что русские не соблюдают минское перемирие, и поэтому нужно и дальше усиливать давление на них, уже недостаточно – европейцы явно устали и от украинского кризиса, и от конфликта с Россией и хотят возобновить хотя бы экономические связи. Англосаксонская пропаганда в стиле «провал последнего соглашения о перемирии на Восточной Украине демонстрирует бесполезность переговоров с российским президентом» не действует – значит, нужно сделать так, чтобы соглашение и в самом деле сорвалось.
Поставки оружия – и даже само объявление о решении начать их – приводят к возобновлению боевых действий, что автоматически снимает вопрос об ослаблении санкций – вот и решение вопроса с Европой.
Ну и четвертая, но немаловажная цель – внутриамериканские причины. Критика нерешительности администрации Обамы в украинском кризисе со стороны республиканцев и воинственно настроенных демократов не уменьшается, а, напротив, возрастает. И если «главный демократ» Хиллари Клинтон не критикует прямо вашингтонскую администрацию, ограничиваясь заявлениями, что европейские страны ведут с себя с Россией «чересчур малодушно» и Москве необходимо дать «жесткий отпор», то сенатор Джон Маккейн едва ли не ежедневно призывает к началу поставок оружия, причитая, что стыдится «свой страны, своего президента и даже самого себя» из-за промедления в этом вопросе.
Новый министр обороны Эштон Картер в начале месяца при утверждении его кандидатуры в сенате говорил о том, что склоняется к началу поставок оружия, а в минувшее воскресенье, уже приступив к обязанностям министра, заявил, что еще не успел «подготовить собственную оценку этой проблемы» и предложения президенту. В начале месяца, еще до Минска, и Обама, и Байден публично заявляли, что поставки оружия «почти невероятны» – но при этом призыв к началу военной помощи публично звучал из уст экспертов и бывших чиновников, близких к клану Клинтонов.
Понятно, что, как и в ситуации с Сирией полтора года назад, лично Обама, вполне вероятно, не хочет идти на обострение и так взрывоопасной ситуации, тем более в положении, когда победа Америки в принципе невозможна – но он не может и не учитывать как внутриэлитного, так и пропагандистского давления. Пока что Обаму обвиняют в бездеятельности – но что будет, когда США «потеряют Украину»? Начав поставки оружия, Обама сможет хотя бы попытаться оправдаться тем, что «сделал все, что смог». Впрочем, пока у него в союзниках американское общественное мнение: за поставки выступают 41 процент опрошенных, против – 53. Но в апреле прошлого года военную помощь поддерживали всего 30 процентов американцев – так что тенденция не обнадеживающая.
В целом видно, что все больше доводов в пользу того, что США примут решение о начале поставок оружия на Украину. Несомненно, что этот шаг через «красную линию» будет иметь серьезнейшие последствия – и в конечном итоге приведет лишь к ускорению процесса потери Вашингтоном того, чем он так хочет обладать. Не только Украины, которую англосаксонские геополитики так хотят закрасить в антироссийские цвета, но и геополитического господства, в Богом данное право на которое так верят лидеры «исключительного» народа.