"Я - вертолетчик". Интервью второе. Часть первая
- Эксплуатируют ли ещё в войсках Ми-24В, или сейчас остались только Ми-24П и ВП?
- Не могу за всех сказать. В тех частях, где доводилось бывать, «вэшки» еще нет-нет стоят.
- Правда ли, что в современных условиях СОЭП-В1А во многом потеряла свою актуальность? Вплоть до того, что ее просто не ставят, как на некоторых Ми-24П в Сирии, например?
- «Липа» - устаревшая система, хоть и была во время Афгана довольно эффективным средством создания пассивных помех. Она сильно греется во время работы, поэтому есть большие шансы наведения головки ракеты по инфракрасному каналу именно на нее, если не применять одновременно с ней АСО. Прогресс создания ГСН с ИК наведением шагнул вперед, ракеты «научили» игнорировать не только «Липу», но и АСО: применяется несколько каналов наведения, селекция целей, захват постоянного источника тепла. В Чечне был случай поражения вертолета ракетой, которая навелась именно на «Липу». После этого ее использование и запретили. То есть сейчас это просто лишний источник тепла на вертолете, поэтому на многих машинах на ее месте можно наблюдать заглушку.
Ныне самый надежный способ защиты — это создание условий, при которых будет постоянный срыв захвата, то есть когда между пускающим и тобой будут естественные и искусственные препятствия, но и это не гарантированно.
- Слышно ли что-нибудь про модернизацию Ми-35М до уровня М2?
- Лучше, конечно, такой вопрос заводчанам задать. Мы из разговоров с ними слышали, что некая задумка по модернизации есть. Например, вернуть «35-му» крылья, убрать один из двух экранов МФИ у летчика, доработать прицельную станцию.
- Почему на Ми-28Н не ставят БКО «Президент-С»?
- Потому что на нем стоит свой БКО. Может в чем-то чуть похуже, чем «яйца судьбы» на Ка-52, но принцип работы тот же самый. Он сам определяет направление и тип облучения - в базу БКО внесены определенные ТТХ наших и зарубежных ЗРК, - пеленгует облучателя, показывает на экране МФИ примерное расположение на карте, автоматическая система при облучении начинает отстреливать тепловые ловушки. Работает этот комплекс гораздо лучше, чем на Ми-35М, чем на Ми-24, где стоят еще старые, советские системы, нередко выдающие ложные показания, плюс не захламляет внутрикабинное пространство дополнительным оборудованием, подчас мешающим обзору.
- Можно ли изменять темп стрельбы пушки Ми-28Н? Если да, можно ли увеличить точность/кучность за счет уменьшения темпа стрельбы?
- Да, можно изменять темп, регулировать длину очереди. Есть короткие, средние и длинные очереди. В короткой до 10 снарядов вылетает за нажатие, в средней – до 20, а в длинной уже как нажал, пока кнопку не отпустишь.
Кучность упадет при перегреве ствола. Чем меньше темп, тем меньше перегрев, поэтому да, можно сказать, что кучность будет выше при меньшем темпе стрельбы.
- Какой темп стрельбы предпочтителен для тех или иных целей?
- Нет какого-либо регламента. Все зависит от того, сколько заходов на цель ты собираешься сделать. Если ты хочешь все в одном заходе выгрузить, то, естественно, ставишь длинную очередь и высокий темп стрельбы. Это позволит накрыть большую площадь за короткий промежуток времени. Если же цель - легкая бронетехника типа БМП, то очередь можно и среднюю поставить, и темп поменьше, чтобы точность повыше была и излишнего расхода боеприпасов не допустить.
- Насколько точно можно стрелять из пушки, если она повернута на 90 градусов относительно направления полета?
- Довольно-таки точно. Машинке, конечно, тяжелее будет считать, несколько погрешность вырастет, но все ровно достаточно точно.
- На Ми-28Н ухудшилась обзорность. Это является проблемой?
- Я тоже раньше считал, что обзор на «28-м» будет хуже, чем на Ми-35М, чем на Ми-24. Но это не так. У командира экипажа обзор лучше, чем на машинах-предшественниках. У оператора да, обзор похуже. За счет того, что переднее остекление небольшое, плюс нос торчит, как образно говоря, на «Волге» - метр безопасности спереди есть. По сторонам обзор нормальный, так как стекла находятся рядом и не надо наклоняться.
- Не лучше ли было как на иностранных машинах делать большие стёкла, а броню перенести, например, на двигатели?
- Нет, не вижу в этом смысла, тем более, что бронепластины на капотах двигателей уже присутствуют.
- Все же хотелось бы уточнить: можно ли сказать, что ухудшенный обзор у оператора является серьезным недостатком?
- Я бы так не сказал, ведь у оператора есть хорошая обзорно-прицельная станция. Да, там в кабине потеснее, чем на Ми-35М, поначалу непривычно, обзор похуже, но потом привыкаешь, начинаешь пользоваться обзорно-прицельной станцией и нормально. Например, на «24-м», на «35-м» неудобно на площадки на посадку заходить, потому что закрываешь ее и не всегда видишь, куда можно сесть. А на «28-м» для этого есть ТПСЛ: вывел себе кадр с этой прицельной станции, навел ее на площадку и используешь ее как камеру заднего вида на автомобиле при парковке.
- Как на новых машинах реализована работа автопилота?
- На вертолете автопилот нужен для того, чтобы сгладить проблемы, связанные с недостатками аэродинамики машины, для упрощения пилотирования. Например, на Ми-35М он не заменяет летчика, а просто помогает ему совершать меньше действий для удержания машины на нужном курсе.
На Ми-28Н автопилот более продвинутый. Оборудование машины позволяет включить полет по заданному маршруту, в том числе, в неблагоприятных погодных условиях. Например, при сильном ветре, когда ощутимая «болтанка», проще включить автопилот, и полет будет более стабильным. Есть функция автоматической посадки, когда достаточно внести данные с каким курсом заходить на аэродром, и вертолет дальше сам рассчитывает, когда ему гасить скорость, когда снижаться, и где зависнуть на высоте 5 метров над полосой. Причем зависание над полосой он осуществляет очень точно. Дальше уже нужно летчику вмешиваться в управление и сажать машину. Такая функция есть на Ми-28Н, на Ка-52, на более старых машинах ее нет.
- Если один из членов экипажа погиб или тяжело ранен?
- В случае гибели командира экипажа Ми-28Н, так как органов управления вертолетом у оператора нет, есть функция «возвращение на базу». Машина сама возвращается на аэродром, выполняет заход и зависает над взлеткой на высоте 5 метров. Дальше оператору предстоит выпрыгнуть из вертолета, который будет продолжать висеть, пока у него топливо не кончится.
- Насколько широкие возможности предоставляет БРЭО вертолета? Можно ли, например, отметить на электронной карте некоторую точку, в которую автоматически наведется ОЛС?
- Да, можно пометить цель. Есть функция выхода на цель, когда вертолет сам будет наводиться на эту точку. То есть он сам выйдет на нее, с заданной дальности сам выполнит прицеливание. Тебе останется просто нажать на кнопку спуска и все.
Есть и такая функция, как «доворот на цель». Если выполнил привязку к цели через оптико-прицельную станцию, то вертолет сам высчитывает дальность, параметры полета. И после нажатия кнопки «доворот на цель» машина создаст в пространственном положении такой угол, что тебе нужно будет только нажать на спуск. БК пойдет туда, куда надо.
- Есть ли какие-то возможности по обмену информацией о найденных целях между вертолетами? Например, нашел цель с помощью ОЛС, определил ее координаты, передал другим вертолетам, чтобы у них сразу отметилось на карте?
- Такая возможность предусмотрена, но пока не применяется, так как оборудование еще проходит доработку. Большего сказать не могу, эта информация секретна.
- Возможен ли на Ми-28Н одновременный пуск двух управляемых ракет по одной цели?
- Нет.
- Насколько ограничен маневр вертолета при стрельбе управляемой ракетой? Можно ли выстрелить просто «вперед» и потом донавести ракету? Может ли вертолет выполнять какие-либо маневры во время полета выпущенной управляемой ракеты?
- Можно. Важно в момент пуска соблюсти условия: попасть в зону встреливания ракеты. Иначе пуск не будет разрешен, и ракета просто не сойдет. Потом уже можно отворачивать на определенный угол, не 90 градусов, естественно, выполнять противозенитный маневр. Главное, чтобы ракета не сорвалась с луча, иначе потом уже ничего не поделаешь. Тут важна работа оператора, удерживающего ракету в луче, его опыт.
- Проблемы с перегревом редукторов на Ми-28Н решены и на новых, и на старых машинах?
- Да.
- На прошедшем Авиадартс-2015 экипажи на Ми-28Н не смогли пробиться в тройку призеров в вертолетном зачете - весь пьедестал «оккупировали» экипажи Ка-52. В чем причина такого разгрома?
- Три причины: материальная часть, подготовка летчиков и фактор «повезло-не повезло». Я считаю, что дело не в каком-то особом преимуществе Ка-52 над Ми-28Н, а именно в подготовке летчиков к выполнению заданий. Кто-то что-то где-то не учел, не предусмотрел. В общем, как в спорте.
- Могут ли использоваться какие-то подручные средства, для целеуказания, когда пилот в ПНВ? Например, обычная лазерная указка или фонарь инфракрасный.
- Могут, конечно, и используют. ИК фонари очень эффективны.
- Есть ли в войсках управляемые ракеты с термобарической или осколочно-фугасной боевой частью, предназначенные для поражения занятых противником зданий, ДОТов?
- Есть НАР объемно-детонирующие.
- Применяют ли сейчас с Ка-52 управляемые ракеты?
- Я, как уже говорил ранее, на этом вертолете не летаю. От товарищей про применение УР не слышал, разговор как-то об этом даже и не заходил.
- Известны ли Вам случаи использования ПТРК «Фаланга», «Штурм» на Ми-24 различных модификаций против бронетехники в боевых условиях?
- «Фалангу» давно уже не ставят, это старая ракета. Надо еще поискать летчиков, которые с ней имели дело. Со «Штурмами», например, в ту же Пятидневную войну летали, работали ими.
- Как оценивается эффективность данных ракет против различной современной бронетехники?
- Против современных танков «Штурм», полагаю, будет вполне эффективен. Ну, не первой ракетой танк снимешь, так второй, если удачно попадешь. Но лучше для этих целей использовать «Атаку».
- Боеприпасы к пушке 2А42 такие же, как в наземном варианте?
- Никогда не задавался таким вопросом. Вероятно, такие же. Наши вооруженцы сами решают, в зависимости от задания, на какой вылет как ленту снарядить. Например, универсальная, стандартная набивка: два бронебойных, два фугасных, один зажигательный и один трассирующий. Или всю ленту могут забить «фугасками»: три-четыре «фугаски», один трассирующий. Трассирующие забиваются обязательно, в любом случае, так как они нужны для точности прицеливания.
- Во время боевого вылета расходуете все боеприпасы или же часть оставляете?
- Обычно оставляешь энное количество снарядов к пушке на несколько очередей. Чтобы они были на всякий случай, пока не выйдешь из зоны, в которой ведутся боевые действия. Вдруг товарищ на вынужденную сядет, чтобы можно было его прикрыть, отпугнуть огнем тех же боевиков, пока спасательная группа не подоспеет. Если выполнение задания происходит рядом с аэродромом, то все до последней железки выпускаешь.
- Есть ли четкое распределение типов боеприпасов по типам целей? Например, если невозможно достать одиночного пехотинца из пушки, могут ли быть применены НАР или УР?
- Все решается в зависимости от ситуации. Например, если засевшего снайпера противника, досаждающего нашей пехоте, не получается снять из пушки, то можно на такую цель и управляемую ракету израсходовать.
- Могут на земле при разборе полетов предъявить претензии за несоразмерный расход боеприпасов?
- Нет, летчик сам решает, как и сколько расходовать БК. Главное - поразить цель.
- Поступает информация о выдвижении колонны «тачанок» в равнинной местности. Вооруженных ДШК или даже ЗУ-23-2. Скорость их движения километров 100 в час. Возможен ли перехват вертолетами?
- Какие подробные вопросы… На такой скорости с ДШК не постреляешь, трясти будет сильно. Следовательно, по вертолету они вести огонь не смогут, или он будет неэффективен. Так... Управляемыми ракетами по движущейся на такой скорости цели смысла стрелять нет, поэтому можно просто НАР накрыть, пройтись из пушки. Само собой, это все надо делать до того, как противник остановился. Потом-то зенитки точно бить начнут, уже не до атаки будет.
- Возможен ли на наших современных вертолётах эффективный поиск и уничтожение одиночных объектов, типа джип/пикап ночью?
- Вполне. Обзорно-прицельная станция это позволяет делать.
- С какого расстояния можно будет различить гражданский ли это автомобиль, или же вооруженная «тачанка» боевиков?
- Тепловизор позволит увидеть отличия на расстоянии примерно 6 километров.
- Почему вы летаете парами, а не тройками, если вертикальный манёвр редок и совсем не равнозначен быстрым перестроениям тех же истребителей в «собачьей свалке»? Пара (две пары) хороша только в высокоманевренной авиации. Действия для тройки: когда ведущий отворачивает в сторону одного из ведомых, то этот ведомый подымается по высоте, тем самым гася свою горизонтальную скорость, уменьшая радиус поворота ведущего (и позволяя ему свободней маневрировать) и прикрывая ведущего и второго ведомого не с хвоста, а сверху. Действия второго ведомого: поворот вслед за ведущим, со снижением для набора горизонтальной скорости, но в пределах минимально допустимой высоты полёта.
- Такие тактические построения приведут к сковыванию маневра. При работе парой, если ведущий резко пошел на тебя, то ты, чтобы не терять скорость, можешь просто перестроиться на другой пеленг и продолжить полет за ним. А при работе «тройкой» ты уже в другой пеленг не сможешь перестроиться, потому что там будет висеть другой ведомый. Ты можешь на него наскочить, можешь ему помешать. И вот эта вот постоянная чехарда на предельно малой высоте абсолютно не нужна. Большая часть времени будет уходить не на работу по земле, а на слежение за тем, чтобы не столкнуться друг с другом.
- Предусмотрено ли какое-либо взаимодействие со своими БПЛА в воздухе?
- Мне на практике не доводилось сталкиваться со столь частым применением «беспилотников», какое, например, можно увидеть в Сирии, где они постоянно работают в небе. Ну, быть может перед полетом предупреждают, что в районе цели находится БПЛА, на такой-то высоте. Может даже примерный его маршрут скажут. Но чтобы прямо взаимодействовать как-то… Нет, такого нет. Только если какая-то информация, полученная «беспилотником», тебе будет сообщена перед выполнением твоего задания.
- Используются ли на вертолетах какие-либо средства контроля за действиями экипажа, ведущие видеозапись, как автомобильные видеорегистраторы?
- На Ми-24 стоял «фотопулемет», который при нажатии на кнопку спуска вооружения делал снимки цели. Мы сами на него покупали пленку «Кодак»: «двухсотку» или «четырехсотку», которая в обычных фотоаппаратах используется.
На Ми-35М, Ми-28Н есть видеорегистраторы, которые снимают параметры с экранов и записывают их. Потом просто приходишь в группу объективного контроля, просишь такое-то видео посмотреть, чтобы свой полет проанализировать.
- Сами камеры не ставите?
- Нет, штатных видеорегистраторов достаточно. На «24-ке» брали с собой обычные ручные видеокамеры иногда. Оператор снимал с рук во время вылета, если требовалось зафиксировать выполнение задания.
- Штатная система навигации нареканий не вызывает?
- Нет, все нормально работает. На старых машинах, правда, проблема была в том, что на заводе заливали только карту Ростовской области, а остальные, мол, пускай Министерство обороны докупает. Минобороны же ничего не докупало, вроде, как дорого это было. На новых машинах карты практически всей России имеются.
- Гражданскими навигаторами во время полетов пользовались ранее или может даже и сейчас приходиться?
- В новых вертолетах надобности в сторонних навигаторах нет. Если только как дублирующий возить на всякий случай. Но и установленная в вертолете система навигации не является основной, везде прописано, что она вспомогательная. Основной тип навигации для летчика – это бумажная карта.
Когда на «24-ках» летали, то гражданские навигаторы с собой брали просто для облегчения полета. Если в «8-ке» места, чтобы карту разложить много, то в Ми-24 кабина поменьше, банально удобнее в навигатор быстро заглянуть.
- Сторонними навигаторами не запрещали пользоваться?
- Нет. Запрещали использовать их вместо карты, как основное средство навигации. Полный запрет на навигаторы был для молодых летчиков-операторов, только пришедших с училища. Чтобы сначала научились с бумажной картой уверенно работать.