У Путина снова нашли нарциссическое расстройство личности.
Помнится, такой же диагноз ставили Трампу. Причем не только профаны, но и специалисты. Лично, правда, никто из них Трампа не обследовал и диагноз выставили практически по юзерпику. Были даже движение "психиатры против трампизма", петиция на Change.org. и предупредительное письмо в New York Times 35 специалистов в области психиатрии (кстати, демократов по совместительству). При этом Аллен Франсес, один из авторов классификации психических расстройств DSМ IV, указал, что "большинство непрофессиональных диагностов" ложно наградили Дональда Трампа ярлыком нарциссического расстройства личности. Он, кстати, сам и писал диагностические критерии этого отклонения. Помимо "злокачественного нарциссизма", Трампу "ставили" слабоумие и даже заставили определять на картинке в MOCA-тесте (
https://t.me/paragnomen/32) льва и носорога. С этим заданием президент США справился блестяще.
Практика выставления диагнозов политикам по их поведению и профессиональной деятельности в США давно была пресечена "Правилом Голдуотера", принятым Американской психиатрической ассоциацией в 1973 году.
Этот этический принцип запрещает психиатрам ставить диагнозы публичным персонам, если у них не было возможности лично оценить здоровье человека и он не давал на это согласия. Правило было введено после публикации в 1964 году статьи американским журналом Fact , для которой сотрудники редакции попросили тысячи экспертов прокомментировать психическое состояние кандидата в президенты Барри Голдуотера. Голдуотер проиграл выборы Линдону Джонсону и подал в суд на редактора журнала Ральфа Гинзбурга и управляющего редактора Уоррена Боросона. В деле Голдуотер против Гинзбурга (июль 1969) неудачливый кандидат получил компенсацию в размере 75000 долларов (примерно 523000 долларов на сегодняшний день). Забавно, что Голдуотер, как и Трамп, был республиканцем.
Противники "правила Голдуотера" тут же окрестили его правилом кляпа. Кляп функционировал довольно долго, до прихода к власти Трампа и Путина.
Тут диванная диагностика снова заработала, пиаря диагностов и работая против "обследуемого". Порассуждать в ток-шоу о дементном Байдене, нарциссичном Путине, мозаичном психопате Лукашенко, неустойчивом психопате Асаде и прочих "психов" модно, прикольно и наукообразно. Про посмертную диагностику ушедших правителей уж молчим, целые тома исписаны.
Американский психиатр Джеймс Фэллон давно приглядывался к президенту России и даже читал на путиноведческой конференции PutinCon лекцию "Внутри путинского мозга (
)"
Его теория (
https://ru.krymr.com/a/vladimir-putin-glazami-psihiatra/29566975.html), объясняющая психические аномалии Путина и вообще всего народа России, уходит корнями аж в эпигенетику:
"Я много говорил с русскими людьми – от Хелен Миррен до Бурбулиса – о том, что такое Россия. И здесь нужно обратиться к эпигенетике. Существует советская проблема, но она вытекает из царской проблемы – 300 лет под управлением деспотичного режима. Постоянное насилие, унижение, страх, стресс, перенесенные в детстве, меняют геном, и, взрослея, человек не просто привыкает к насилию, но и в каком-то смысле в нем нуждается. Эпигенетики обнаружили, что многие потомки людей, столетиями находившихся в рабстве, склонны к насилию значительно больше, чем те, у кого не было предков-рабов."
Теперь исследования пограничных расстройств в прикладной путинологии подхватил глава Минздрава ФРГ Карл Лаутербах (
https://www.dw.com/ru/россия-исключена-из-конкурса-евровидение-2022/a-60910220) (хоть он и не психиатр).
Мы понятия не имеем, есть ли психические нарушения у Путина, Трампа, Байдена и прочих. Вполне возможно, что есть. А может и нет. Если их серьезно обследуют и обнародуют результаты - прекрасно. Но очевидно, что этого никогда не будет и психиатрический ярлык при несомненной ангажированности "диагноста" остаётся орудием политической борьбы.
Как высказался американский философ Кристин Домбек: «Нарциссизм — излюбленный диагноз для политических лидеров любой партии, противостоящей твоей собственной».