Морские бронекатера проекта 161: "танки" Балтийского флота
Приветствую вас друзья! Балтийское море в плане судоходства имеет ряд своих особенностей. Одной из них является его прибрежная часть, особенно северные берега Финского залива, изобилующая шхерами - своеобразными архипелагами из мелких скалистых островков и отдельных скал, разделённых узкими проливами. И хотя проливы эти имеют, как правило, достаточную глубину, фарватеры в шхерах узки, сложны и извилисты. Любое отклонение от курса может привести к столкновению с одним из многочисленных островков.
Не единожды за свою историю балтийские шхеры становились зоной боевых действий. Так, еще во время Великой Северной войны 1700-1721 гг. для действий в шхерах строились десятки гребных судов. Во время Первой мировой войны русские корабли пользовались финскими шхерами для безопасного и скрытного выхода в Балтику. Пользовался выгодами шхер и противник - например во время Советско-финской войны 1939-1940 гг. финны перевели своё судоходство в шхеры и, тем самым, минимизировав угрозу ему со стороны советского флота.
В советское время вопрос создания кораблей для действий в балтийских шхерах был поднят в 1938 году, когда по предложению главного артиллериста Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) И.И. Грена было подготовлено задание на проектирование морского бронекатера предельным водоизмещением до 220 тонн с осадкой не более 1,5 метра, предназначенного для действий в мелководных районах. В состав вооружения кроме двух 76-мм орудий в башнях среднего танка Т-28 входили и три башни ДШКМ-2Б с 12,7-мм пулеметами. Особое внимание уделялось маневренности, мореходным качествам и скорости хода. Считалось необходимым, чтобы катер имел возможность поддерживать скорость не менее 20 узлов даже в условиях 6-балльного волнения. Оговаривались высокая автономность - не менее 6 суток - при большом районе плавания - не менее 500 миль. Поскольку основной задачей подобного корабля была поставлена борьба с неприятельским "москитным флотом" т.е. катерами различного назначения, то и бронирование он должен был нести довольно легкое, достаточное для защиты от огня крупнокалиберного пулемета, с дистанции 100 метров и более..
В марте 1940 года на основе предварительных проработок утверждается тактико-техническое задание, которое предусматривало снижение требований к скорости и уменьшение размеров. В конце 1940 года Народным комиссариатом ВМФ рассматривались три варианта эскизного проекта с различными
главными двигателями, в частности с дизелями 30Д и М-50. В январе 1941 г. заместитель наркома ВМФ адмирал И. С. Исаков утвердил проект бронекатера водоизмещением 166 тонн и скоростью 18 узлов с двумя дизелями М-50. Но эти моторы так и не были освоены в производстве, в связи с чем и сам проект "МБК 138" заглох.
Необходимость в таких кораблях появилась после начала Великой Отечественной войны. Особенно остро она стала ощущаться во второй половине войны, когда Красная Армия перешла к широкомасштабным наступательным операциям. Причем нужны они были не как истребители катеров противника, а как корабли артиллерийской поддержки, которые могли бы способствовать действиям наших войск на побережье, высаживать и прикрывать десанты, подавлять вражеские огневые точки на берегу. В связи с этим вместо скоростных качеств на первое место выдвинулись высокая живучесть и надежная бронезащита, способная держать бронебойные снаряды калибром до 37—40 мм на дистанции прямой наводки, т. е. не более 100 метров. Требования к новому типу кораблей довольно емко сформулировал командующий КБФ адмирал В. Ф. Трибуц:
Нужны были небольшие бронированные корабли с орудиями хотя бы среднего калибра, но защищенными башней. Мониторы — по принципу, катера — по размерам.
На основе проекта дизельного бронекатера конструкторы, под руководством Дмитрия Николаевича Загайкевича, в сжатые сроки подготовили эскизный проект нового морского бронекатера получивший шифр "проект 161". Он предусматривал вооружение в штатных башнях танка КВ-1 и силовую установку из бензиновыми двигателей ГАМ-34БС - специально разработанная версия авиационного мотора АМ-34, устанавливаемая на торпедных катерах и охотниках за подлодками. Двухвинтовой шхерный монитор имел довольно мощную броню - до 50 мм по бортам и 30 мм на палубе. Общий вес брони составляет около 69 тонн т.е. около 41% водоизмещения.
В феврале 1942 года Военный совет КБФ принял решение о постройке первой серии из десяти шхерных мониторов - так стали именовать новый подкласс боевых кораблей. В марте нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов утвердил проект с артиллерией в башнях от среднего танка Т-34 и, наконец, конструкторское бюро Завода №194 (ныне - Адмиралтейский завод) под руководством Юрия Гавриловича Деревянко, получив этот проект с Большой земли, начало выпуск рабочих чертежей. Планировалось головной корабль сдать уже в декабре того же года, однако лишь 16 октября состоялась его закладка.
По конструкции морской бронекатер проекта 161 представлял собой мелкосидящий корабль цельносварной конструкции. Корпус имевший небольшую седловатость с подъемами к носу и корме, разделялся на двенадцать отсеков. Катер мог оставаться на плаву при затоплении любых двух из них. Поскольку производственные возможности в блокадном Ленинграде были весьма и весьма ограничены, конструкцию корпуса максимально упростили. Так, чтобы исключить необходимость в горячей гибке листов применили остроскулые обводы с прямолинейными очертаниями шпангоутов на днище, плоском в средней части корпуса, и вертикальными бортами. Понятно, что это отрицательно сказалось на ходовых качествах катеров, но иного выбора в тот момент просто не было.
Силовая установка двухвальная, располагалась в моторном отсеке центре корпуса. Фундаменты двигателей были унифицированы под установку как отечественных ГАМ-34БС мощностью по 850 л. с., и массой по 1045 кг. каждый, так и аналогичных им по мощности ленд-лизовских двигателей фирмы "
Packard". Топливные баки располагались между моторным отсеком и погребом носовой орудийной башни. Они были оборудованы системой подачи отработанных газов, которые заполняли высвобождавшийся от топлива объем, что предотвращало возможность взрыва паров бензина. Гребные винты трехлопастные, бронзовые, диаметром 600 мм и с шагом 500 мм.
Бронирование представляло собой цитадель, состоявшую из бортового пояса толщиной до 52 мм, 25-30-мм бронепалубы и траверзов толщиной 14-30 мм, которая прикрывала жизненно важные части корабля: моторный отсек, топливные цистерны и погреба боезапаса. За пределами цитадели вертикальное и палубное бронирование оконечностей имело толщину до 18 мм. Серийные катера иногда отличались по защите, так как при постройке использовали ту броню, которая оказывалась под рукой.
По проекту катер вооружался двумя 76-мм пушками Ф-34 в башнях танка Т-34-76, одной 37-мм зенитной автоматической пушкой, двумя 82-мм минометами и двумя 12,7 мм пулеметами ДШК. Уже в ходе службы состав вооружения катеров менялся. Каких-либо дополнительных приборов управления огнем и централизованной наводки на кораблях не устанавливалось.
Управление бронекатером осуществлялось из бронированной боевой рубки в которой располагался штурвал компас и машинный телеграф. На случай выхода из строя основного имелся резервный штурвал в румпельном отделении в корме. Боевая рубка была связана телефоном с орудийными башнями, 37-мм автоматом и позициями минометов. На случай выхода из строя телефонной связи предусматривались звонковая сигнализации и переговорные трубы.
Интерьер боевой рубки
К вспомогательному оборудованию относились два паровых котла отопления, пожарный электронасос, два переносных эжектора, действовавших от пожарной магистрали и два переносных трюмно-пожарных насоса действовавших от пожарной магистрали.
Экипаж бронекатера по проекту должен был состоять из 39 человек. Для комсостава были предусмотрены три двухместные каюты, рядовые краснофлотцы размещались в двух кубриках - носовом и кормовом.
Корпус одного из катеров во время постройки в заводском цехе.
Строительство новых бронекатеров велось в тяжелейших условиях. Не хватало рабочих, изможденные голодом и холодом люди буквально валились с ног от усталости. Спать приходилось прямо на рабочих местах. На подмогу заводчанам были направлены моряки Балтийского флота, в частности большая группа из состава экипажа крейсера "Киров", которым в будущем и предстояло вести корабли в бой.
Сложно было и с материалами и с судовым оборудованием, производство которого приходилось налаживать практически в пожарном порядке. Так для постройки корпусов сталь собирали с различных заводов города - удалось найти только 500 тонн листовой стали подходящего сортамента. Одновременно на учет взяли 3500 тонн стали слишком большой толщины 10—30 мм, а на заводе имени Ворошилова срочно наладили ее перепрокатку на необходимые меньшие толщины 1,5—6 мм.
Подготовка к спуску на воду
Требовалось организовать взаимодействия с другими ленинградскими предприятиями, вовлеченными в постройку а их было не мало. Так паровые котлы отопления поставлял Невский завод, шпили и рулевые машины — "Русский дизель", насосы — "Красный факел", гребные винты — Балтийский завод, якоря — завод имени Жданова. Ижорский завод организовал специальный цех для изготовления секций боевых рубок и артиллерийских башен.
Броней толщиной соответствующей проектной удалось укомплектовать только пять кораблей. На остальных броневые листы устанавливались исходя из наличия и следующих общих соображений: в районе цитадели — на борт от 40 до 60 мм и на палубу от 23 до 32 мм. палуба в оконечностях — от 13 до 20 мм. Общий вес бронирования при этом не должен был выходить за рамки предусмотренные проектом.
На головном корабле в качестве главных двигателей установили поступившие по ленд-лизу американские двигатели "Паккард". Отечественный мотор ГАМ-34БС не устраивал военных по массогабаритным характеристикам и плохой приспособленностью к работе в морских условиях. Поэтому и все остальные катера также оснащали "паккардами". Правда импортные моторы работали на дефицитном высокооктановом бензине и отличались излишне высоким числом оборотов, низким моторесурсом. К 22 декабря 1942 года закончили установку двигателей и начали монтаж валопроводов. В начале февраля 1943 года установили боевую рубку, а 18—19 февраля на корабле смонтировали башни.
[IMG alt="Спуск на воду строящегося советского морского бронекатера МБК проекта 161 на заводе № 194. На заднем плане виден корпус линкора «Советский Союз», 1943 г.
"]
https://avatars.dzeninfra.ru/get-ze...812_6658ce52a941d613832f4f13/scale_1200[/IMG]
Спуск на воду строящегося советского морского бронекатера МБК проекта 161 на заводе № 194. На заднем плане виден корпус линкора «Советский Союз», 1943 г.
11 апреля 1943 года, с помощью плавкрана, головной катер был спущен на воду, после чего началась достройка на плаву. 17 апреля корабль посетили члены Военного совета А. А. Жданов и А. А. Кузнецов, и командование Балтфлота во главе с адмиралом В. Ф. Трибуцем. Они дали высокую оценку совместной работе коллектива рабочих и моряков. Было рекомендовано усилить зенитное вооружение. В результате на место минометов были установили две 45-мм полуавтоматические пушки и два 12,7-мм пулемета ДШК по бортам у рубки. Есть версия, что изменение состава вооружения было, что называется, "инициативой снизу". Так А. А. Зеленовский, в годы войны командир МБК-502, вспоминал по этому поводу следующее:
Помню, в конце марта — начале апреля 1943 г. я уговорил работников завода снять с моего "МБК" штатные 82-мм минометы, поскольку прицельная стрельба ими оказалась практически невозможна. А поставили на их места две дополнительные 45-мм пушки. За инициативу командование объявило мне трое суток ареста, которые я, впрочем так и не отсидел. Но тут же начали устанавливать «сорокапятки» на всех других мониторах. И все командиры были довольны.
Усиленное вооружение потребовало установки соответствующих подкреплений палубы, что в итоге дало рост водоизмещения на 7,5 тонн, Соответственно возросла осадка и ухудшилась остойчивость (метацентрическая высота уменьшилась на 6 см). Еще более уменьшилась скорость.
В ночь на 8 июня первый морской бронекатер пр.161 вышел на ходовые испытания. Из-за упрощенных и рубленных обводов в носовой части уже при скорости 10,5 узла катер гнал перед собой большой вал воды. На волне в 3—4 балла он буквально зарывался в волну носом, вода заливала палубу и даже башенный прицел, заплескивалась через клюзы. Катер сильно (до 20°) кренился на крутых поворотах. Проектная скорость в 15 узлов не была достигнута и оказалась на два узла меньше. Свою лепту внесли и моторы "Паккард" - из-за их высоких оборотов (2000 об/мин) гребные винты "мололи" воду, однако, чтобы их снизить обороты до в четверо меньшего значения, нужны были редукторы которых на тот момент в распоряжении судостроителей просто не имелось.
Достройка одного из первых МБК Впереди носовой башни виден установленный на поворотной платформе 82-мм миномет.
По итогам испытаний началась работа по улучшению мореходности и боевых качеств. С целью уменьшения заливания палубы и башни, в носовой части наварили на обшивку фальшборты-козырьки с большим развалом бортов. Якорные клюзы закрыли снаружи откидными крышками. Изменили конструкцию герметизации палубных и башенных люков. Для улучшения естественной вентиляции машинного отделения над люком моторного отсека устроили выгородки высотой 0,7 метра, а на мостик вывели широкий парусиновый рукав-воздухозаборник. На пробных стрельбах выяснилось, что стрельба из турельного ДШК, установленного крыше рубки, мешает управлению кораблем. Пулемет сняли и нашли ему другое место. Шум двигателей делал невозможной связь с кормовой орудийной башней по переговорным трубам - вместо них установили ларингофонную связь. Переделали систему выхлопа, сделав его подводным, что помогло решить сразу ряд проблем - во-первых избавило от парения в районе кормовой башни, которое ухудшало видимость наводчику кормового орудия и грозило отравлению выхлопными газами всему расчету, а во-вторых уменьшило дальность обнаружения корабля по шуму моторов. Для избежания повреждений корпуса пороховыми газами при стрельбе разработали и установили механические ограничители поворота башен. В корме установили стеллажи для 12 глубинных бомб.
22 сентября 1943 года был подписан приемный акт на головной корабль. К тому моменту были готовы уже пять серийных катеров. При том, что окончательный технический проект утвердили 15 сентября 1943 года. Постройка последних трех кораблей серии от момента закладки до сдачи флоту занимала три — три с половиной месяца. В течение августа — октября 1943 года на первых десяти шхерных мониторах были подняты флаги. В строй они вступали уже как морские бронекатера и получали бортовые номера начиная с № 501.
Экипажи для МБК формировались в основном из числа моряков, участвовавших в их постройке. На некоторые корабли в экипаж назначили танкистов, из которых состояли расчеты орудийных, а также офицеры танковых частей в качестве помощника командира корабля. Численность экипажей по боевому расписанию превышала проектную и доходила до 51—52 человек.
https://dzen.ru/a/ZlWYKVs7xHrLmugS