Трудное рождение «Булавы»
И.Афанасьев. «Новости космонавтики»№09 2009г.
15 июля в рамках летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) с борта тяжелого атомного подводного ракетного крейсера ТК-208 «Дмитрий Донской» из акватории Белого моря был осуществлен пуск МБР морского базирования «Булава», окончившийся аварией. По данным Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ, на 28-й секунде полета из-за сбоя на этапе работы двигателя первой ступени ракета была уничтожена системой самоликвидации.
Для определения причин аварии создана специальная комиссия. В качестве предварительных выдвигаются несколько версий случившегося. По одной из них, в начальный период полета произошел прогар корпуса первой ступени, стала падать тяга и появилось отклонение ракеты от расчетной траектории, вследствие чего она и была подорвана. Подчеркнем, что версия эта сугубо предварительная и указывает лишь на одну из возможных причин аварии.
«Компетентные органы» не исключают и возможность диверсии. В частности, один из источников сообщил РИА «Новости», что «дефектная деталь может попасть в ракету из-за отсутствия эффективного контроля качества либо со стороны завода-изготовителя, либо при непосредственной сборке ракеты». И даже если дефектные детали попали в технологическую цепочку из-за преступной халатности, это могут расценить как диверсию.
Решение о разработке твердотопливной баллистической ракеты подводных лодок (БРПЛ) ЗМЗО «Булава» (известна также под индексом РСМ-56, принятым для использования в международных договорах, и под обозначением 55-М-ЗО по классификации NАТ0) для вооружения стратегических ракетоносцев проекта 9551 (шифр «Борей») было принято в 1998 г. после трех подряд неудачных пусков ракеты ЗМ91 (Р-39УТТХ) «Барк»2. Головным разработчиком «Булавы» стал Московский институт теплотехники (МИТ), сборочным предприятием - Воткинский завод. В кооперации по созданию комплекса с «Булавой» принимает участие ОАО «ГРЦ имени академика В.П.Макеева» (г. Миасс), отвечающий за обеспечение подводного старта. «Булава» может нести на дальность 8 000 км до десяти ядерных блоков индивидуального наведения мощностью до 150 кт каждый.
Июльский пуск «Булавы» стал одиннадцатым по счету в рамках ЛКИ; при этом из 10 или 11 пусков лишь два были полностью успешными и три - «частично успешными».
Сопоставимость статистики испытаний БРПЛ «Булава» и Р-393 не дает особого повода для оптимизма, особенно в сравнении с зарубежными аналогами. Например, в ходе ЛКИ созданной фирмой ЕАDS Аstrium французской БРПЛ М51, которые проходили параллельно с «Булавой» в период с 2006 по 2008 г., состоялось три пуска - все успешные4. Что еще хуже - причины аварий нашей ракеты каждый раз разные, что говорит о многочисленных проблемах в проекте и в производстве.
Одиннадцатый пуск «Булавы», по-видимому, стал «последней каплей» для генерального директора и генерального конструктора Московского института теплотехники (МИТ): 15 июля Юрий Соломонов подал заявление об увольнении, которое 22 июля было удовлетворено руководством Роскосмоса. «Юрий Семёнович Соломонов написал заявление об увольнении по собственному желанию и уволен с совмещенной должности генеральный директор и генеральный конструктор МИТ», - сообщил представитель пресс-службы агентства.
Исполняющим обязанности руководителя фирмы, занимающейся разработкой стратегических ракетных комплексов наземного и морского базирования («Тополь-М», РС-24, «Булава»), назначен первый заместитель генерального директора МИТ Александр Дорофеев. Новый постоянный руководитель МИТ вместо уволенного с должности Юрия Соломонова будет назначен в сентябре. Для его выбора объявлен конкурс на замещение вакантной должности. 14 сентября должно состояться заседание конкурсной комиссии, на котором будут рассмотрены кандидаты, и по его результатам будет выбран новый глава предприятия.
Несмотря на то что Ю.С.Соломонов подвергается определенной критике, значительная часть экспертов непосредственно не связывают неудачи «Булавы» с его деятельностью. В частности, директор Центра международной безопасности Института мировой экономики и международный отношений Алексей Арбатов считает, что причины неудач ракеты кроются в общих проблемах российской оборонной промышленности. Нельзя не отметить и тот факт, что «Булава» является первой морской стратегической ракетой полностью российском разработки.
Что касается дальнейшей судьбы проекта, то соображения аналитиков, как обычно, расходятся, тогда как официальные лица едины во мнении: он должен быть завершен. В защиту собственных позиций каждая сторона приводит свои доводы.
Противники считают, что необходимо закрыть проект «Булава» и сосредоточить усилия на жидкостной ракете Р-29РМУ2 «Синева» комплекса Д-9РМУ2. Отмечается, что последняя имеет большую дальность (до 11000 км) и несет более мощные боевые блоки. Кроме того, подчеркивается, что ГРЦ имени В. П. Макеева уже имеет предложения по созданию варианта Р-29РМУЗ повышенной мощности, приспособленного для пусков из шахт ракетоносцев проекта 955 «Борей».
Однако сторонников подобного подхода немного. Руководство Минобороны и Флота склоняется к необходимости довести «Булаву». Главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий 26 июля заявил: «Стратегические подводные лодки типа «Борей» мы переделывать не будем под комплекс «Синева». Их просто невозможно переделать. 0 возможности перевооружения этих лодок говорят простые болтуны и люди, которые совершенно не разбираются в проблемах флота и его оружии... Какой бы хорошей ни была ракета «Синева», нельзя вооружать ею подводные лодки для флота, который должен служить до 2050 года. Мы не можем ставить на новейшие подлодки хоть и надежную ракету, но прошлого века, - отметил В. С. Высоцкий. - «Булава» же сконструирована в конце 1990-х годов, она жить начала только в начале XXI века».
Признавая, что «Булава» не является для ВМФ России абсолютно идеальным оружием, адмирал назвал ракету «шагом к этому идеалу». Как отметил В. С. Высоцкий, командование Флота однозначно считает, что испытания ракеты должны быть завершены. «Дальше надо завершать ее разработку, доводить ее до ума. Еще дальше думать о том, что будет послезавтра. Думать нужно уже сегодня, а еще лучше вчера. Мы определенные наработки выполнили и пересматривать программу создания баллистической ракеты нового поколения под названием «Булава» не будем», - заявил главком ВМФ. По его мнению, если Россия откажется от этих испытаний, то отстанет в ракетостроении на долгие годы.
На создание «Булавы» уже израсходованы значительные средства - по оценкам экспертов, до 23 млрд руб. Считается, что расходы на проект составляют до 40% закупочного бюджета Минобороны РФ, а общие затраты на разработку и подготовку серийного производства «Булавы» могут составить эквивалент 2.5-3.0 млрд $. Такими проектами не разбрасываются. Поэтому после проведения необходимого расследования испытания «Булавы» будут продолжены.
Говорит первый заместитель начальника Главного штаба ВМФ РФ вице-адмирал Олег Бурцев: «Есть определенные проблемы. Ничто новое сразу не идет. Любое новое - это достаточно неизведанный путь. Для МИТ эта машина - первая, которая используется с подводных лодок. Мы все равно обречены на то, что она полетит. Программа испытаний еще до конца не выполнена. Еще будет работа с ТК-208, то есть с «Дмитрия Донского». Но для того, чтобы новая система была принята на вооружение, она должна быть применена с основного носителя, то есть с "Юрия Долгорукого"», - сообщил 0. В. Бурцев, не выразив каких-либо опасений относительно возможной задержки со строительством перспективных атомных подводных ракетоносцев типа «Борей».
Аналогичную позицию занимает и начальник вооружения Вооруженных сил - заместитель министра обороны РФ Владимир Поповкин, бывший командующий Космическими войсками. 31 июля он заявил, что разработка и испытания «Булавы» будут продолжены. «Денег сегодня в стране для создания чего-то принципиально нового в части морских стратегических ядерных сил нет. Надо дорабатывать «Булаву», - сказал он. -У нас выбора нет, у нас уже одна лодка готова, заложена вторая, в большой степени готовности, и начинать любой новый НИ0КР [нецелесообразно]... Лодка стоит порядка 60 млрд рублей, и НИ0КР по созданию новой ракеты - 25-30 млрд рублей, это серьезные затраты», - заметил замглавы Минобороны. Первоначально считалось, что ЛКИ могут быть возобновлены не ранее, чем через полгода. По словам одного из членов аварийной комиссии, на расследование причин аварии потребуется не менее двух-трех месяцев, еще примерно столько же времени уйдет на проведение необходимых доработок и наземных испытаний. Однако замминистра обороны сообщил, что испытания могут быть возобновлены гораздо раньше этих сроков.
По словам В.А. Поповкина, для расследования причин последней аварии «Булавы» образованы две комиссии: первая -аварийная, которая разбирается в причинах неудачи пуска, вторая создана по личному решению замминистра обороны и занимается контролем всего технологического цикла изготовления следующего летного экземпляра ракеты. Специалисты изучают документацию, отступления от технологии, решения конструкторов по изменению технических условий и технологических процессов.
Владимир Александрович не стал говорить подробно о причинах неудачи июльского пуска, хотя, по его словам, предварительные причины ему доложены: «Это производственный дефект в одном из элементов при изготовлении». Уже в первых числах августа специально созданная комиссия по ракете должна сделать выводы. «Все зависит от того, что доложит аварийная комиссия. Я не хотел бы загадывать, но если будет то, о чем мне предварительно докладывали, то мы в августе пойдем на очередной пуск», - сказал В. А. Поповкин.
Таким образом, позицию военного ведомства можно считать однозначной: проект «Булава» должен быть доведен до принятия на вооружение.
Юрий Семенович Соломонов родился в 1945 г. в Москве. В 1969 году окончил МАИ по специальности «Двигатели летательных аппаратов» По окончанию ВУЗа прошел военную службу в РВСН в звании лейтенанта. С апреля 1971 г. работал в Московском институте теплотехники: начинал карьеру с должности инженера, прошел путь до начальника сектора, отдела, первого заместителя генерального конструктора. С марта 1997 г. является директором и генеральным конструктором МИТ. Под непосредственным руководством Ю.С.Соломонова был разработан и принят на вооружение новый ракетный комплекс стратегического назначения «Тополь-М». Юрий Семенович является членом-корреспондентом РАН.
1 Подводные лодки «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах» (по 12 БРПЛ на каждой) постройки ПО «Севмашпредприятие».
2 Советская/российская твердотопливная БРПЛ разработки ГРЦ имени академика В.П.Макеева, известная также как РСМ-52В и предназначенная для вооружения подводных лодок в составе комплекса Д-19УТТХ. Создавалась в ответ на разработку в США ракет Тrident 2.
3 Советская твердотопливная БРПЛ (индекс ЗМ65, «договорной» код РСМ-52, по классификации NАТ0 -
SS-N-20 Sturgeon), предназначенная для вооружения ракетных крейсеров «Акула» в составе ракетного
комплекса Д-19. Разработана в КБ машиностроения (ныне - ОАО «Государственный ракетный центр
имени академика В. П. Макеева»), принята на вооружение в 1984 г.; всего было развернуто 120 ракет
(шесть носителей по 20 БРПЛ). Была прототипом Р-39УТТХ «Барк».