акулыч написал(а):
Олег, здравствуйте! Спасибо за то ,что зашли на форум и за Ваши ответы. Если Вас не затруднит, расскажите про прицельный комплекс Су-9 и его возможности?
Я попробую лучше рассказать, про этот прицел. описав один случай, который произошёл со мной, когда я был ещё молодым и "зелёным" лейтенантом. А уж из этого рассказа можно будет понять, что это такое РП-9ук.
В 1977 году к нам в полк в Туношну пришли 4 молодых лейтенанта выпуска 1977гогда. Двое из СВВАУЛШ - Я....в и П......в и двое из АВВАКУЛ - И....в и второго уже не помню.
В сентябре 1978 года они по КБП подошли к упражнению №69 "Полёт на в/бой с большими скоростями сближения". Это упражнение для подготовки лётчика к стрельбе по АДА. Выполняется это так - Самолёт-цель занимает 10 500 метров и летит на минимально разрешённой на этой высоте скорости (а это на приборной скорости где-то 500км/час). Перехватчик на 11 000 м включает форсаж и разгоняется в горизонте до М=1.4 и на этой скорости выполняется наведение на цель со скоростью сближения 750-800 км/час.
Я в этот день выполнил уже один такой-же полёт для кого-то из молодых лейтенантов и взлетел ещё раз за цель для П......ва. Набрал высоту, погасил скорость и теперь только следил по эфиру за тем, как наводили на меня. Сначала всё было как всегда, т.е. КП наводило, лётчик давал квитанции, приближаясь к цели.
Немного отступления. На Су-9 был прицел РП-9УК, который по ТТД начинал видеть цель с дальности 20 км, а с 10 км можно было загонять отметку на экране в "лузу" и ставить цель на "Атаку" . Но обычно эти дальности были для идеального прицела и случая, а так дальности были немного поменьше.
Все, кто летали на сверхзвук, видели, как при переходе на М больше единицы, дёргается стрелка высотомера при перестройке обтекания с дозвука на сверхзвук. И теперь у меня (как у цели) разные показания высоты относительно перехватчика, даже если мы будем идти на одной высоте. Пусть эта величина и небольшая, но она есть. Об этом предупреждается в мерах безопасности в этом упражнении по КБП.
Возвращаюсь к полёту. Скорости сближения большие, поэтому КП начинает немного паниковать, если перехватчик почему-то не видит цель. Дальность 15, а П......в говорит - "Цель не наблюдаю". До цель 12 - опять "Не наблюдаю". 10 км - надо уже захватывать цель, а он опять не видит. На дальности 7 км он доложил, что цель наблюдает, КП немного успокоилось. Немного успокоился и я. Потом на дальности 5 км КП опять запрашивает - "Есть ли "Захват", а П......в молчит. Ещё раз его запрашивают, а он опять молчит. Тут уж и я как почувствовал что-то. Начал крутить головой назад, сколько только можно было, но ничего не увидел. На удалении 2 км команда с КП на выход из атаки, а П......в опять молчит. Меня что-то как толкнуло посмотреть влево вниз - и тут я увидел метрах в 80-100, прямо из-под моего левого крыла несущийся на меня на сверхзвуке Су-9 почему-то в перевёрнутом положении.
Потом я прокручивал эту ситуацию в голове, вспоминал, что я успел сделать в это время. Помню, что я резко крутнул самолёт вправо и в это время прямо передо мной, мне кажется на расстоянии меньше, чем длина самого Су-9, проскочил самолёт. Сильный удар, с какой-то боковой перегрузкой, скорее всего - сверхзвуковая волна. Потом какое-то резкое вращение самолёта вправо с сильным опусканием носа и нарастающей тряской. Было две сильно размазанные бочки с потерей высоты. Дал обороты на максимал, вывел самолёт на 8 000 метрах. Вижу, надо мной белая инверсия и доклад: - "Выхожу из атаки". На КП что-то просекли и запрашивают меня: - "У вас на борту всё нормально?" "Да, Всё нормально". Запрашивают П......ва: - "Ваша высота?" "13 000метров." "Снижайтесь с курсом ..., в расчётную".
Зашли, сели, а нас уже ждут. И мою и П......ва плёнки САРП на проявку, а нас в предполётный класс, где Руководство полка сразу-же стало разбираться, что-же произошло. Я рассказал своё, а он своё. Принесли плёнки, сравнили с рассказами. П......ва отстранили на время от полётов.
А было всё это так: - П......в на Н=11 000 включил форсаж и начал разгоняться. Су-9 очень быстро набирал скорость, а тут пошли команда наведения с дальности где-то 40км. Он упустил контроль за высотой и набрал 14 000 м, а, т.к. его прицел искал цель на этой высоте, то он меня и не видел. Потом он понял, что высоко вылез и, не отключив форсаж, резко начал снижаться и разогнался до М почти 2 и на снижении проскочил 10 000 м и провалился почти до 9 000 м. И опять меня не увидел по прицелу, но увидел визуально по короткой инверсии на дальности уже 7 км, доложил, что видит цель и, чтобы выполнить "Захват", направил снизу нос на цель, но... Скорость сближения была такая большая, что он с прицелом ничего не успел сделать и пытаясь отвернуть от меня на такой большой скорости, перевернул самолёт, ручку до "пупа", с ужасом видел как самолёты неотвратимо сближаются. Но всё же мы разминулись в этом, казалось бы, бескрайнем, но таком тесном небе.
По САРПу определили, что тряска самолёта у меня началась, когда свалившись на малой скорости с вращением, я попал в так называемый "Второй режим". т.е. у меня на такой высоте на малой скорости было уже предштопорное поведение самолёта. Полковые начальники пришли к выводу, что я попал в очень близкую спутную струю от самолёта, летевшего на сверхзвуке. Получилась, как бы штопорная бочка, тем более, что я сам, уворачиваясь, ещё самолёт крутнул вправо, а спутная струя помогла раскрутиться самолёту. Добавив обороты и опустив нос вниз, я быстро вышел из "второго режима", не успев войти в штопор. Вот тогда бы всё могло закончиться совсем не так. Но всё закончилось благополучно.
Теперь можете и сами составит своё мнение об этом прицеле. Да, в своё время, когда ещё вообще ничего не было, а Су-9 был воплощением самых последних достижений как в аэродинамике, так и в конструкторской мысли - он был просто единственным в своей области (МиГ-19 брать в рассчёт не стоит, т.к. это, по сравнению с Су-9, был уже прошедший этап эволюции самолётов-перехватчиков), это было хоть что-то, что могло лётчику помочь выполнить наведение, сближение, прицеливание и пуск ракет по "неприятелю", летящему очень высоко и очень быстро. Су-9 был хорошей ступенькой в совершенствовании перехватчиков и появлению более перспективной техники, как то Су-11 и тем более Су-15, с их более совершенными прицелами и вооружением.
Олег
Добавлено спустя 21 минуту 2 секунды:
sivuch написал(а):
Олег,честное слово,не произойдет ничего страшного,если Вы напишете еще одну оду.В частности,о бесфорсажном сверхзвуке.Ту-126 к тому времени уже были сняты с вооружения?
Полетав на Су-9, у которого нормальный взлётный вес был почти равный тяге двигателя на форсаже, оценив его тяговооружённость, я, по приходу в Талажский полк и переучившись на Ту-128, с некоторым недоверием отнёсся к рассказам "старых" лётчиков о том, что Ту-128 легко(!) переходит сверхзвук и летит дальше на нём на оборотах 92-94%. Как же так, думал я вначале, самолёт весит почти в четыре раза тяжелее, чем Су-9, имея тяговооружённость почти в в два с половиной раза меньше, в тоже время переходит на сверхзвук, чего никогда не было на Су-9. Да ещё говорили - легко. Так я сомневался до первой своей попытки - Ту-128 на максимале, при полёте по маршруту в сторону п-ова Канина, перешёл сверхзвук, далее я убрал обороты до 94% и от мыса Микулкина, через о. Колгуев, прилетел назад до Талаг на сверхзвуке.
В дальнейшем, при длительных перелётах, когда надо было побыстрее куда-нибудь прилететь, я всегда пользовался этим. Да и не только я один - все, кто летал на Тушке, пользовались такой возможностью.
Вот, что такое отличная аэродинамика! Всё в этом самолёте было сделано по её законам и правилам. Умница Туполев! Не самолёт - ЛАСТОЧКА!!!
Олег