zdobin написал(а):
Олег, а мишени чем управляются, они маневрируют?
Я сейчас расскажу об одном случае, который произошёл со мной в полёте на стрельбу.
Полез на антресоли, нашёл свою лётную книжку, сдул с неё пыль, открыл на странице: - Арктика 1981г. июнь. Ту-128. Нашёл нужные для рассказа строчки записи и перед глазами как будто пролетели все моменты той эпопеи.
4 июня в кабинет ком полка, тогда ещё п/п-ка К.......ка, вошли несколько старших офицеров, прилетевших на попутном борту в Амдерму и положили на стол пакет, на котором было указание вскрыть его 5 июня в 11 часов. Проверка Министра обороны. Все всё сразу поняли и весь лётный и технический составы "стали на уши". Штурманам была поставлена задача "кинуть палки"(т.е. проложить маршруты) и сделать ИШРы на все известные полигоны СССР. Комэски начали решать в общем-то почти нерешаемую в то время для Амдермы задачу - найти боеготовых лётчиков на всех высотах и во всех условиях для стрельб на полигоне и хоть с каким нибудь уровнем - для дежурства дома. Техники сразу начали готовить боеготовые самолёты к перелёту. Всё закрутилось в предчуствии боьшого перелёта со стрельбами.
Утром вскрыли пакет, в котором предписывалось восьми экипажам перебазироваться на аэродром Астрахань для выполнения стрельб на полигоне по двум мишеням Ла-17. Первая мишень: Н=300м в ППС в помехах, два экипажа. Вторая мишень: с превышением 6000м под ракурсом 4/4, четыре экипажа. Два экипажа запасные. По первой мишени первым стреляю я с Вагифом Гуламовым, второй Гена Решетников. На вторую мишень собрали всех стариков с большим опытом таких стрельб. Подготовились и на следующее утро с ранья взметнулись. Первая посадка намечалась в Талагах (Архангельск), никто не понял, зачем, лететь-то надо куда-то на юг, а предписали на запад. Лечу первым, почему-то не через м.Микулкин, а напрямую. Заняв эшелон, предчувствуя проблему с избытком топлива на такой короткий маршрут, выключаю насосы девятых баков. На снижении в рассчётную на 2100 вижу, что топлива навалом, 4 ракеты, а сзади ещё 7 бортов, надо что-то делать. Включаю аварийный слив. Докладываю, что 2100, в расчётной, снижение. И тут новая вводная - снижение прекратить , набор 9000м, посадка в Правдинске(Горький). Приехали! Что делать? Вагиф посчитал и говорит, что на посадку сходу хватит, а второго захода не получится. Набирали высоту на экономичном режиме и набирали заданный эшелон до Правдинска. На заходе у них страшная дымка, дымит какой-то завод в Дзержинске, видимость километра 2, не больше. Зашли, сели с остатком в несколько сот литров. Вылези из кабины, а у них всё зелёное, запах лета - непередаваемый! Мы улетали из Амдермы при температуре +3, в куртках, а здесь +22. Рай земной! Пока остальные сели, пока техников ждали, пока то, да сё, вылетели из Правдинска вечером, пока долетели - уже ночь. Естественно нас так поздно никто не ждал - заходили в Астрахане кто как мог, дежурный по приёму и выпуску дал только курс посадки, прожекторов не было, садились с фарами, ПРМГ не работало, РСБН включили, когда половина экипажей уже была на земле. Заруливали тоже кто как мог, встречающих не было. Бросать незаправленые самолёты нам запретили, заправляли до 3 часов ночи. Пока добрались до гостиницы - светать начало. А в 10.00 - постановка задачи на стрельбу, ознакомление с районом полётов, зачёт и подготовка к стрельбе. Условия жёсткие: - мишень на 300м, перехватчик на 200м, ставить помехи будут 2 Ан-12 постановщики помех с обоих сторон полигона. Предупредили, чтобы стрельба была только в ППС, реальная, спихнуть ракету просто так не удасться, есть большие спецы по КЗА, которые определят, как ушла ракета, с соответствующими выводами для оценки полка. Прилетели ещё два полка - Обозерцы на МиГ-25 и из Килпов на МиГ-23. Первые стреляют МиГ-23 в 08.00, затем МиГ-25 в 10.00 и Тушки в 12.00.
Наутро в 06.00 все уже на аэродроме - разведка, постановка задач и готовность МиГ-23 к вылету. Утро, а температура воздуха уже +20. Килповцы слетали и сбили всё, что им поставили - две Ла-17 в ЗПС и в ППС. В 10.00 полетели обозерцы и не сбили ни одной мишени: просто в ЗПС и в ППС с превышением 6000м. К 11 часам температура воздуха была уже далеко за +30, липкая жара и большая влажность. Дельта Волги вошла в берега, но осталось множество озёр, которые испаряясь, делали видимость километра 2, появилось множество мелких облачков балов 6-8 на высоте 180-200м, а над ними видимость миллион-на-миллион, только высокие перистые облака балла 3-4. Видя, что такая жара, а у нас полная заправка(15.5т) и 4 ракеты, подошёл к К.......ку и предложил снять с самолёта две ракеты с ТГС, т.к. ими стрельба не предвидится, да и раскачать самолёт хотя бы до 12.5 т не мешало бы, ведь до полигона всего-то километров 40. Но это был "глас вопиющего в пустыне". К.......к запретил это делать, сославшись на какой-то пункт руководства по выполнению стрельб, где говорилось, что самолёт должен иметь полное вооружение и полную заправку. А жара всё нарастает! Сел в готовность, запуситил, вырулил, запросил на взлётную. Взлёт в сторону Волги (уже не помню курс взлёта). Только начал выруливать на ВПП, как увидел, что слева, перед началом бетонки, есть большой асфальтовый пятак метров на 50-70. И я, вместо того, чтобы занимать полосу вправо, пройдя осевую, начал разворачиваться влево, на этот пятак, он мне давал ещё где-то метров 40-50 запаса полосы. РП кричит:- Что за манёвры на полосе?" Я отвечаю: - Всё нормально, полосу занял, к взлёту готов. Ждите. Вывел обороты 80%, чтобы сжечь лишнее топливо. А слева от полосы газует мишень, которую нам предстоит сбить (или не сбить). Пошла мишень, мне команда: - Взлёт. Обороты, форсажи, бросаю тормоза. Форсажи включились и самолёт нехотя тронулся с места. Побежали. Бежим, но что-то не так. Слабовато разбегаемся. Проверил форсажи - нормально, а скорости нет. Приближается РСП (середина полосы), а мы и нос не подняли и Вагиф только что сказал: - Скорость пошла, 200. Видя всё это говорю Вагифу: - Ты на всякий случай столик-то откинь и ноги на подножки поставь, если что - не засиживайся, мне ведь за тобой уходить. Подумал: - Стабилизатор -9, лопухи-то большие, лишнее сопротивление - отдал от себя штурвал на 0. Бежим, но как-то без особого энтузиазма, Вагиф изредка читает скорость, а я уже вижу край полосы. Скорости нет, а взлёт прекращать уже поздновато. Край полосы, пора. Штурвал на себя, тряска прекратилась, понял, что оторвались с последней плиты. АУАСП(прибор, показывающий предельный угол атаки) звенит, АДУ(автомат дополнительных усилий) штурвал прихватил, не сдвинуть. Всё внимание вперёд, но совершенно ничего не вижу, задранный нос всё загородил. Бросаю взгляд на вариометр - 0 набора, буквально на долю миллиметра чуть выше чёрточки. На ум приходит: - Там ведь впереди БПРС с антеннами и со столбами огней подхода! Что делать? Прыгать? Отпущу штурвал, чтобы дёрнуть ручки - точно наберу полный рот земли! Шасси не убираю, боюсь, что если начнут неравномерно убираться, на такой скорости и высоте - точно убьёмся. Помню, что кто-то что-то орал мне в эфире, но мною это почему-то не воспринималось. Слышал только Вагифа, который совершенно не теряя самообладания, диктовал скорость и тенденцию набора высоты и помню свои действия и развитие ситуации. А вариометр тихонечко начинает сдвигаться на метр набора, потом ещё больше, и ещё. Прошла как мне показалась, вечность. Наконец АДУ отпустило, АУАСП перестал звенеть - скорость растёт. Отходим от такой близкой земли. Убираю шасси. Докладываю: - 087, взлёт произвёл, задание. В эфире: -Я же сказал, тишина в эфире! 200м - отключаю форсажи. Убираю закрылки. Немного погодя: - Кто должил? Говорю: - 087, взлёт произвёл, задание. Тишина! Потом: - 087, ваши действия? Отошёл от точки, на курсе 350, 200 занял. По заданию, вам ... канал. Занял 200м. И сразу попал в совершенную ж..у! Облачность, мелкая кучёвка на высоте150-400, болтанка страшная, штурвал от почти полностью влево до почти полностью вправо, вертикальная скорость то +10-15, то -10-15. Мы в облаках и цель в облаках. Не полёт, а полный .....! А ещё и стрелять придётся. Выключил насосы девятых баков, топлива-то навалом, а сливать пока страшно, чёрт его знает, что там впереди! Перед взлётом с Вагифом договорились о своих действиях. Т.к. постановщики помех поставят помеху частоте прицела только тогда, когда мы включим его, у нас будет в запасе буквально несколько секунд на всё, про всё. Подпускаем цель на дальность 10-12км, Вагиф на "эквиваленте" начинает кнюпелем сканировать цель на этой дальности, я нажимаю кнопку пуска и держу её, а Вагиф включает "высокое" на излучение. Дальность захвата и дальность пуска на этой высоте 8-10 км, т.е. то, что нам нужно, если враги не успеют поставить помеху. Да, - "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Штурман наведения: - До цели 25, прямо по курсу, наблюдает? Нет. До цели 20 наблюдаете? Нет. И так до дальности 12. Штурман наведения, да и наверное все на КП, на рога встали - цель не наблюдают! Дальше все по намеченому плану: я зажал кнопку пуска, Вагиф включил на излучение - вижу по прицелу, как вдруг по всему экрану сначала где-то на дальности 40-50км как будто прошёл мазок кистью жёлто-зелёного цвета, а затем весь экран засветился ровным жёлто-зелёным светом и только видно по индикатору прицела, как Вагиф пытается всё же захватить цель на дальности, которую нам говорит КП, но немного с опережением их. Но... Пролетели мы "мимо кассы". 10 км на таких скоростях сближения не дают времени для перехода на запасную частоту прицела, да и понятно, что и с нею всё было-бы также. Отворот вправо. Должил о выходе из атаки и скорее из этой болтанки за облака! Гена Решетников уже подходит к полигону, начинают разворачивать и цель. Но и Гена пролетел мимо цели. Упала Ла-17 сама, без нашей помощи. Иду в зону барражирования, сразу же сливаю топливо. Занял зону, доложил: - остаток 4000. Зашёл и сел. Весь полёт 32 минуты! И вот тут-то на земле мне рассказали, как все схватились за я..а, когда я оторвался с последней плиты и пропал в облаке пыли, каких-то взлетающих в воздух досок, фанеры и ещё чёрти чего! На аэродроме прозвучала команда: - Аварийный тягач, санитарка и пожарка в конец полосы, вертолёту готовность №1. Видимость была плохая, пыли было много, на запросы РП я не отвечал., что ещё мог подумать РП? Мужики на ЦЗ уже сказали: - Всё, ......! Отлетались! А потом все были удивлены, когда я доложил: - 087, в воздухе, задание. Узнав всё это, я ожидал огромных "звезюлей" от такой большой комиссии, как инспекция Министра обороны. Но на разборе стрельб и подведении итогов, когда собрались все 3 полка стреляющих, меня заслушали, с высокой трибуны похвалили за грамотные действия, констатировали, что Ту-128 в помехах в ППС на малой высоте полный ноль и с миром отпустили. Правда, как потом рассказывали втихаря, К.......к получил большую вздрючку за то, что не послушал тех доводов лётного состава, которые ему высказывали перед полётом о необходимости облегчения самолёта в таких температурных условиях. Кто-то из членов комиссии сам услышал об этом разговоре и должил генералу, председателю этой комиссии. А тот, уже без нас (лётного состава), перед руководящим составом полка, высказал К.......ку всё, что он о нём думал - ведь не война всё-таки!
На следующий день вылетели домой, но в Талагах пришлось ждать погоды до 15 июня, о чём в общем-то и не жалели.
Ка Вы уже поняли - мишень Ла-17 управляется оператором с земли по радиоканалу. Перед оператором экран РЛС, на котором видна вся обстановка и место мишени. Он после её взлёта ведёт в полигон, и дальше всё по заданию: если цель маневрирующая, то оператор выполняем маневры уклонения от истребителей, которые в полигоне атакуют её или ракетным или пушечным вооружением.
Если цель не маневрирующая (как было у нас), то оператор ведёт её по двум галсам отличающимся по курсу на 180 градусов, чтобы сначала её атаковал первый перехвавтчик, а в случае какой-нибудь неудачи с пуском, её мог бы уничтожить второй.
Стартует эта мишень красиво - сначала на направляющих она запускает двигатель, потом стартует с помощью двух пороховых ускорителей, которые , отработав и разогнав мишень, отваливаются и падают на землю, а мишень отворачивает и уходит на полигоне её уже ждут в зоне барражирования те, кому она предназначена.
Олег