vlad2654 написал(а):
Кстати, схему площадок распечатали? Как получилось?
:good:
Пришлось (чтобы самому не возиться), отдать нашему специалисту по компьютерной графике. Он ее разбил на части, и распечатал на 4-х А3. Спасибо!
Добавлено спустя 2 часа 5 минут 1 секунду:
Прошу прощения за длинную цитату, но она интересна, в первую очередь тем, что наглядно иллюстрирует уровень нашей тележурналистики.
"Однако до каких высот могут подняться фантазии профессиональных журналистов, я проиллюстрирую на примере телевизионного „эссе“ небезызвестного Алексея Самолётова, которое представил на государственном канале РТР 21 мая 1999 года в своей программе „Подробности“ не менее известный телеведущий Николай Сванидзе („ключевые находки“ я отметил в скобках восклицательными знаками):
„… Специальный самолёт для этих испытаний (50-мегатонной бомбы. Примеч. — Ю.С.) был изготовлен на Машиностроительном заводе в Куйбышеве (ныне Самара) и носил название Ту-95М (!). В 1961 году (!) сразу после облёта машины заводским экипажем её перегнали в подмосковный Жуковский, где на неё началась установка дополнительного оборудования … Бомбу прятали (на аэродроме в Оленьей. Примеч. — Ю.С.) в брезентовой палатке (!) … Насколько они успеют уйти из зоны (лётчики после взрыва. Примеч. — Ю.С.)? Какой огромной она будет? Какой силы будет ударная волна? Каким излучение? Этого не знал никто (!) …
Провожал экипаж на правительственное задание незнакомый сутуловатый седеющий генерал-майор, непохожий на кадрового военного. Экипажу шёпотом сообщили: „Виноградов … Главный конструктор (!)“ Только спустя много лет, когда телевидение показало горьковского узника-диссидента, оставшиеся в живых узнали в том Виноградове Андрея Дмитриевича Сахарова (!)…
Баренцево море. В траверс к „Ту-95М“ встают ещё три (!) машины: две летающие лаборатории „Ту-16“ и дублёр справа. Освободившийся от 40-тонного (!) груза самолёт словно подпрыгнул… Взрыв произошёл в 500 (!) метрах от земли …
Экипаж результаты взрыва увидел по возвращении в Оленью … Краски не было (!). Был только голый (!), как ободранный наждаком, фюзеляж и плоскости, на которых было множество (!) тёмных пятен. Не выдерживавший теплового потока верхний слой дюраля попросту стекал (!) и сгорал (!)…
Герой Советского Союза Андрей Дурновцев скончался ровно через год (!) после испытания. Похоронен в Киеве. Рядом с ним покоится прах штурмана…“
Для убедительности А. Самолётов использовал в сюжете в качестве рассказчиков четверых вполне достойных, но не имевших никакого отношения к эксперименту людей. До реальных, ныне здравствующих участников, Самолётову дела не было. Вот и „усилил“ фантазии журналиста генерал-майор в отставке, Герой Советского Союза А. Дудаков: лётчики „успели отойти до её взрыва на расстояние 50 км. И на этом (!) расстоянии самолёт так тряхнуло, что такое впечатление, что самолёт ломается …“ Чтобы мало не показалось, заслуженный лётчик-испытатель Герой Советского Союза И. Ведерников добавил: „… мог взрыв так состояться, что и вся земля взорваться (!). В этом тоже был (!) какой-то процент риска: пойдёт реакция и весь земной шарик …“ Третий участник телесюжета, генерал-майор в отставке В. Рог, рассуждая об экипажах самолётов, вообще ограничился слухами: „Насколько мне известно, предлагали (выполнить задание — Примечание Ю.С.) испытателям, государственным НИИ и так далее — те не пошли. А, как говорят, рядовой экипаж (но в кавычках!), но со строевой части Дальней авиации — пошёл на это“.
Я не буду обсуждать все нелепости, отмеченные восклицательными знаками. Ограничусь несколькими пояснениями. К сожалению, генерал-майор в отставке А. Дудаков не учитывает, что ударная волна не распространяется мгновенно и в действительности она догнала Ту-95 на удалении 115 км от пункта взрыва, а ТУ–16 на расстоянии 250 км. Андрей Дмитриевич Сахаров не только генералом не был, но даже простого офицерского звания не имел. Что же касается Ту-95, доставившего супербомбу к цели, то он был построен в 1955 г. и доработан в Жуковском в качестве носителя в 1956 г. Его предполагалось использовать для испытания запланированного тогда к изготовлению заряда „Изделие 202“. Именно поэтому самолёту был присвоен индекс Ту-95-202. Наконец, задание выполняли не „рядовые экипажи“, а отобранные и подготовленные специальные подразделения, в которых лётчики прошли полную выучку и успешно работали, испытывая ядерные заряды на Семипалатинском и Новоземельском полигонах (см. Серафим Куликов „Авиация и ядерные испытания“, Москва, ЦНИИатоминформ, с.с. 125–126, 1999).
А.Д. Сахаров в 1961 г. выступал не против конкретного испытания. Он очень активно участвовал (когда решение было принято) в создании сверхмощной бомбы. В действительности Сахаров 10 июля 1961 г. возражал Хрущёву, считая, что не следует нарушать действовавшее тогда добровольное обязательство воздерживаться от испытаний ядерного оружия." (с)
Это найдено по ссылке, любезно предоставленной камрадом Супостатом.