Все про самолеты, а о летчиках забыли...

Rand0m

Активный участник
21 сентября 1989 года при пилотировании самолета Су-27 в районе архипелага Новая Земля расположенного в Северном Ледовитом океане, летчик капитан Чернавский Владимир Евгеньевич столкнулся в воздухе с другим самолетом и был вынужден катапультироваться, приводнившись в ледяную воду Баренцева моря.

Столкновение

Баренцево море располагается на южной границе Северного Ледовитого океана и омывает север Евразийского континента. Северо-восточная часть моря более полугода покрыта льдом, юго-западная остаётся свободной круглый год благодаря течению Северной Атлантики. Это достаточно крупный водоём, площадь зеркала которого составляет 1,42 миллиона квадратных километров, а глубина достигает 600 метров. Вода в Баренцевом море во все времена года не замерзает, ибо течение Гольфстрим поддерживает в нём температуру около 4 градусов Цельсия.

В тот пасмурный день звено истребителей Су-27 под руководством командира полка взлетело с аэродрома Рогачёво, расположенного на Новой Земле, для проведения учебного воздушного боя. Ведущим пары, в которой ведомым был Владимир Чернавский, являлся заместитель командира эскадрильи - майор Сергей Несынов.

Перед вылетом все летчики были экипированы в ВМСК-4 (высотный морской спасательный комплект).

Но тут с залива Рогачева густой туман опустился на ВПП, и руководитель полетов дал команду - «Отбой». Экипажи прибыли в высотный домик, сняли ВМСК. Через какое-то время поступило разрешение на взлёт, и лётчики не стали облачатся в ВМСК, а как были в летних комбинезонах, так и сели в кабины самолетов – планируя быстро провести учебный бой, пока позволяла погода, решив «биться» над берегом.

После взлёта самолеты, пилотируемые опытными летчиками, пробили облачность, набрали высоту и приступили к выполнению учебного задания, стараясь не улетать далеко от береговой линии. Каскад фигур высшего пилотажа в воздухе над облаками показали в тот день все экипажи истребителей - перехватчиков.

Выполняя очередные элементы высшего пилотажа, в какой-то момент, после правого разворота самолеты растянулись, солнечные лучи светила стоящего низко над горизонтом, на миг ослепили пилотов и они потеряли визуальный контакт. Ведомый второй пары, будучи крайним правым, Владимир Чернавский, действуя по инструкции начал уходить вправо…. Краем глаза он увидел надвигающуюся тень, резко пригнулся к приборной панели и тут - же ощутил удар по самолету. Осколки фонаря являющегося прозрачной частью кабины пилота, которая защищает летчика от воздействия встречного потока воздуха и неблагоприятных погодных условий разлетелась, и посыпались на Владимира.

Самолет сразу же из правого крена стал валиться в левый и начал отвесно падать вниз. Летчик пытался управлять, но многотонная машина не слушалась его. Бросив быстрый взгляд на приборную панель, Владимир заметил мигающие лампочки подканалов дистанционного управления, которые наряду с обеспечением продольной устойчивости самолета на дозвуковых скоростях полета обеспечивают также его высокую маневренность при сохранении хорошей устойчивости и управляемости во всем эксплуатационном диапазоне высот и скоростей полета. Этот мигание означало одно - полный отказ управления. Столкновение случилось на высоте примерно 5000 метров.
Капитан Чернавский понимая, что самолёт не спасти, резко вытянул рукоятки катапультирования, отработал пиромеханизм, после чего все системы и механизмы кресла сработали автоматически. От мгновенной перегрузки достигшей примерно 20 g, Владимир не успевший сгруппироваться получил удар в грудь замком подвесной системы, подогнанной под ВМСК, и на какое-то время потерял сознание.

Придя в себя пилот увидел, что висит под куполом парашюта. Нижний край облачности был примерно 300 метров, и когда капитан Чернявский вывалился из-за облаков, внизу было неспокойное море. Ветер срывал белые барашки с волн, бросая их на темную воду. Покрутил головой ища берег, но не увидел ничего кроме неспокойной воды. Времени паниковать не было, пилот, отработанным движением снял лямки с предохранителя, чтобы отстегнуть парашют при касании воды и посмотрел вниз на спасательный плотик, который уже был надут и болтался на длинном фале внизу. Энергично дернув за фишки газонаполнения поплавков, Владимир почувствовал, что они наполняются углекислотой из баллончика, чтобы обеспечить положительную плавучесть в море. Войдя с головой в холодную воду, Чернявский вынырнул, и оказался в ледяной стихии студеного Баренцева моря.

Борьба за жизнь в ледяной воде

Студеное море встретило его негостеприимно и как кипятком «обожгло» холодной водой. Заправив наполненные газом поплавки АСП-74 под руки, чтобы они не мешали, летчик продолжал действовать. Памятка летному экипажу по действиям после вынужденного приземления в безлюдной местности или приводнении, казалось навечно опечаталась в мозгу: «…освободиться от подвесной системы парашюта, для чего: открыть замок круговой лямки, затем центральный замок подвесной системы; вывести ножные обхваты из скоб; забросить правый плечевой обхват подвесной системы за спину, протащить левую руку вместе с левым поплавком спасательного пояса под левым плечевым обхватом и освободиться от подвесной системы….».

После приводнения купол парашюта постепенно ушёл в воду. Подтянув привязанный к фале спасательный плотик, пилот огляделся и залез в на него. Пока сражался с волнами и холодом, прилетел вертолет ПСС, снизился и сбросил рядом на тросе спасательное кресло. С трудом усевшись на него в воде, Владимир, махнул рукой - «Поднимайте!». Трос натянулся и начал вытаскивать лётчика из воды. Но одна стропа зацепилась за плечо, её не было видно за намокшим воротником, и вот весь парашют наполненный огромным количеством морской воды то же начал выходить из воды. На высоте нескольких метров произошло страшное - измученный летчик не удержался, тяжесть подвесной системы вырвала его из спасательного кресла и капитан Чернявский вновь погрузился в свинцовые воды Баренцева моря.

Вынырнув в очередной раз из ледяной воды, Владимир решил штатным ножом перерезать державшую его фалу. Но достав нож из кармана, он не смог раскрыть лезвие непослушными от холода пальцами, как не старался. На боку висел охотничий нож в кожаном чехле, который от воды разбух и им так – же не смог воспользоваться пилот который находился в воде уже более 30 минут. Но в стрессовой ситуации человек способен на чудеса. Не редки случаи появления в таком состоянии невероятной силы. Что и произошло в этом случае. Отплевывая воду и рыча, капитан Чернявский сделал то, во что потом бывалые летчики поверили с трудом – находясь в ледяной воде, он смог сбросить удерживающую его стропу!!!

В это время вертолёт повторно стал подходить к находящемуся в воде лётчику и вместо того чтобы «укрыть» своим фюзеляжем Владимира, начал подходить сбоку. Набегающий поток от винтокрылой машины поднял плотную водяную пыль, в которой невозможно было дышать, и отталкивал лётчика от спасательного кресла висящего под вертолетом. Поняв, что так не вытащить пострадавшего, вертолет с рёвом отвалил в сторону, и полетел туда, где в воде барахтался второй летчик. В наступившей тишине вновь стал слышен шум ветра. Владимир забрался на хлипкий плотик ПСН-1, который, как норовистый конь, плясал на волнах, стараясь сбросить с себя человека. Тут он увидел подлетающий вертолет и в это время от переохлаждения и травмы лётчик вновь потерял сознание.

Очнувшись, капитан Чернавский увидел в метре от себя колесо низко висящего над головой вертолета, с которого борттехник кинул ему прямо в руки спасательное кресло на тросе. Поймав кресло, ослабевший Владимир не смог сесть в него как положено - спиной, а залез в него ногами. В это время борттехник дал тросу слабину, и лётчик вновь погрузился с головой в ледяную воду. Но вот лебедка заработала, вытаскивая вцепившегося руками намертво в трос Владимира. Подняв пилота к обрезу двери, она стала на упор, но Владимир не мог залезть в кабину вертолета. В этот момент сообразительный бортовой техник толкнул ногой от себя висевшего на тросе лебедки капитана Чернявского, и на обратном ходе он, как маятник залетел в грузовую кабину вертолета.

Госпиталь

Пока летели в госпиталь расположенный на Новой Земле, где была приготовлена реанимационная палата, сформированы бригады врачей и все от лаборанта до начальника госпиталя находились в готовности, чтобы оказать пострадавшим экстренную медицинскую помощь, экипаж вертолета сообщил по рации в полк, откуда взлетели истребители, что летчики на борту. Новость, что пилоты спасены и их везут в госпиталь, вызвала неподдельную радость у всех, кто знал об этом происшествии. 57 минут находится в ледяной воде и не погибнуть от переохлаждения – это было сродни чуду.

- Я пришел в себя вновь уже в вертолете, - вспоминал впоследствии капитан Чернавский, - с меня борттехник стянул мокрый комбинезон, и я залез в мешок, сшитый из собачьих шкур. Тут мне заботливый борттехник протянул кружку со спиртом. – «Земля разрешила, пей, не сомневайся» - прокричал он. – После этого я выпил спирт, как воду, не чувствуя ни вкуса, ни запаха. Тут уж я обратил внимание на торчащую голову, такого же как и я горемыки, из второго мешка… Это был мой ведущий майор Сергей Несынов. Так вот с кем я столкнулся в воздухе!

В вертолете капитан Чернявский вновь потерял сознание и очнулся после того, как вертолет, сел прямо у крыльца госпиталя. Медики мгновенно положили пострадавших на каталки и бегом повезли в реанимационную палату. Подошедший в белом халате врач, пока раздевали пилотов и разрезали нижнее белье, налил по мензурке спирта и заставил выпить. Когда начали постепенно приходить в себя, стала их бить крупная дрожь. Порой выгибало и подбрасывало так, что опытные врачи не могли даже делать необходимые медицинские манипуляции. Уже потом Владимиру сказали, что главный терапевт госпиталя очень опасался, что из-за травм, полученных при катапультировании и переохлаждения, он до утра не доживёт. Когда сняли кардиограмму, то она была похожа на зубья пилы. Ночью у Владимира остановилось сердце, врачи вновь его запустили...

Несколько дней капитан Чернявский находился между жизнью и смертью. Молодой организм справился, и всё обошлось хорошо. В госпитале врачи вернули лётчика к жизни, и здесь же он нашел свою любовь – женившись на медсестре, которая его выхаживала. Потом были высокие комиссии по разбору происшествия, медицинские комиссии которые чуть не списали его с летной работы, но это уже другая история.
FP0Ux-qUpdY.jpg
K7zr8OzceuI.jpg
1A6H0RXfHj8.jpg
 

Fencer

Активный участник
Сообщения
5.935
Адрес
Комсомольск-на-Амуре
Приручить магаданскую «Косатку» https://m.vk.com/wall-32199986_7337
Милана Смердова стала первой женщиной – пилотом вертолета Ми-38 и вошла в Книгу Рекордов России. Об этом сообщили в авиакомпании «Авиация Колымы».

Милане 26 лет, но ее летный стаж уже составляет четыре года. Она пилотировала вертолеты Калининградской области и в Арктике. В «Авиации Колымы» девушка работает 2,5 года. До того, как Милана освоила Ми-38, она была вторым пилотом на Ми-8АМТ. На нем она облетела самые труднодоступные уголки региона: доставляла десантников-пожарных Авиалесоохраны на борьбу с огнем, медиков к пациентам в далекие поселки, возила туристов.

«Многих пилотов на Колыме пугает гористая местность. Мне это нравится: над равнинами летать не научишься. Сложно и одновременно интересно доставлять пожарных в места, где бушуют лесные пожары: конкретной точки приземления нет, нужно ориентироваться на месте. При этом чувствуешь и свою причастность к спасению природы и защите людей», – рассказывала смелая летчица в интервью «Магаданской правде».

Напомним, два вертолета Ми-38 производства Казанского вертолетного завода поставлены на Колыму в начале марта этого года. Новейшие многоцелевые машины прибыли из Казани преодолев 6500 километров за 35 часов летного времени. За свой необычный окрас, сделанный на заводе по заказу правительства Магаданской области, вертолеты тут же получили прозвище «косатки».

Теперь на одной из «морских хищниц» просторы воздушного океана бороздит молодая летчица Милана Смердова.
IgqhVZHuCr4.jpg

2_p-w5BYOt8.jpg
 
Последнее редактирование модератором:

Fencer

Активный участник
Сообщения
5.935
Адрес
Комсомольск-на-Амуре
К 70-летию Героя России, директора по лётным испытаниям ПАО «Яковлев», лётчика-испытателя Романа Таскаева
 

Fencer

Активный участник
Сообщения
5.935
Адрес
Комсомольск-на-Амуре
Книга «Небо выбрало нас» — это автобиография В.А. Фролкина, полковника, заслуженного военного лётчика Российской Федерации и участника боевых действий в Афганистане. В ней автор делится своими воспоминаниями о детстве, учёбе в Сызранском высшем военном авиационном училище лётчиков и службе в Афганистане. Но больше всего в книге раскрывается тема людей, которые окружали его как на войне, так и в мирное время.
IMG_20241116_130456_872.jpg
 
Сверху