Аппарат Х-37B выполняет в космосе, по мнению независимых экспертов, разведывательную, но своеобразную миссию.
По данным Теда Молчана, известного астронома-любителя, специализирующегося на наблюдении объектов искусственного происхождения, астрономам-любителям Кевину Феттеру и Грегу Робертсу удалось - независимо друг от друга - выявить на орбите и идентифицировать аппарат X-37B OTV-1, выполняющий экспериментальные задачи специального назначения.
Аппарат находится на орбите наклонением 40 градусов, с перигеем 401 км и апогеем 422 км. Видимая звёздная величина - до 2,5 единиц. Орбита, указывает Тед Молчан, типична для американских разведывательных аппаратов, что косвенно, но убедительно свидетельствует о его разведывательном назначении.
Выявленная плоскость орбиты аппарата Х-37B не только несколько необычна, но и не соответствует плоскости запуска РН Atlas 5, которая вывела аппарат на орбиту (33,5 градуса).
По мнению Теда Молчана, расхождение может объясняться попыткой скрытного выведения Х-37B на орбиту - заведомо избыточные в данном случае энергетические возможности РН Atlas 5 могли быть целенаправленно использованы для изменения плоскости выведения уже после запуска (маневр по рысканию).
Понять смысл использования аппарата класса X-37B для ДЗЗ специального назначения невозможно без понимания природы глубоких изменений в принципах управления, связанных с появлением концепции Situational Awareness и реализуемых средствами Неогеографии.
Понимание природы таких изменений позволяет, в свою очередь, осознать необходимость использования для решения ДЗЗ-задач этого странного, на первый взгляд, аппарата, кардинально непохожего на хорошо отработанные и эффективно решающие свои задачи "обычные" ДЗЗ-спутники.
P.S. Для справки.
Геоцентрический ТВД: новая концепция
Осознание радикального отличия нынешних средств восприятия пространственно-временной реальности от «классических» географических влечёт за собой столь же радикальный пересмотр фундаментальных принципов ведения боевых действий.
Командующий космическими войсками США генерал Роберт Келер сформулировал концепцию единого геоцентрического ТВД и подхода к обеспечению доминирования на нём – принципа Space Situational Awareness, SSA.
Выступая 31 марта 2009 года перед переполненным залом на 25 Национальном космическом симпозиуме США в городе Колорадо Спрингс, штат Колорадо, генерал Роберт Келер (Robert Kehler) представил собственное видение театра боевых операций будущего.
Для новой области, в которой боевые действия будут вестись единым координированным образом, он предложил определение «сферической области операций» (Spherical Area of Operation).
Термин можно перевести на русский язык как «Геоцентрический ТВД».
«Я предлагаю определить её как область, начинающуюся на характерных для геоцентрической орбиты расстояниях от Земли и опускающуюся вниз, - приводит пресс-служба ВВС США несколько туманное определение генерала. – Думаю, что мы слишком долго формулировали нашу концепцию военных операций будущего, оставаясь на поверхности Земли и глядя вверх. Думаю, что это – неправильная точка зрения».
При этом, отметил генерал, глобальность театра военных действий будущего не означает стационарности – наоборот, ситуация на нём стремительно и непрерывно меняется, поскольку объекты перемещаются – причём со скоростями, на 3-4 порядка превосходящими характерные для авиации скорости.
Одним лишь обеспечением войск и политического руководства информацией роль космических систем специального назначения не ограничивается. Фактически именно через космос осуществляется связь боевого пространства с киберпространством.
«Космические средства обеспечивают разведданные, недостижимые иными способами, контроль и целеуказание, не реализуемые иными способами, и связь, которую иными способами обеспечить просто невозможно», – резюмирует роль космического пространства генерал Келер.
Единый ТВД требует организации единого согласованного командования и управления. Такую роль играет принципиально новая архитектура - SSA (Space Situational Awareness). В значительной мере она в США уже создана, но не приведена в боеготовое состояние. В настоящее время США “обладают Space Situational Awareness, однако не в той мере, какой хотелось бы», - полагает полковник Дастин Тайсон (Dustin A. Tyson)
Отечественное оставание в области осмысления новых военных реалий подчеркивается отсутствием до сих пор адекватного перевода термина Situational Awareness на русский язык. Его дословный перевод – «ситуационная осведомлённость» - очевидно, неадекватен и воспринимается как трюизм.
Под принципом Situational Awareness понимается принцип комплексного восприятия разнородной (общегеографической, навигационной, тактической и т.д.) информации в единой пространственно-временной системе координат, с возможностью её целостного представления без потери точности и без отрыва от единого контекста (группа «Неогеография», 2007).
Реализация подобного подхода требует обеспечения принципиально нового топологического режима данных, реализуемого средствами Неогеографии и принципиально недостижимого классическими картографическими средствами. Можно сказать, что обеспечение Situational Awareness предполагает в качестве главного и важнейшего условия отказ от представления массивов данных в виде проекции на какую-либо поверхность (например, карты или глобуса).
Важной вспомогательной функцией системы SSA явится возможность контроля и прогнозирования движения искусственных объектов в околоземном пространстве.