ddd написал(а):
если не трудно о чем речь? с циферками, если есть..
Это нетрудно. Но только напамять, т.к. справочники дома...
Ну вот пример:
Как известно, эффективность работы ЖРД определяется его удельным импульсом. У РД-180 (на котором, впрочем, тоже амеры летают -Атлас -3S), уд. имп. 307 секунд. У двигателя серии RL который используется на Титан-5 (самой мощной, как уже было сказано РН в мире), уд. имп. 462 сек. Двигателей такого класса у нас нет. У Ариан-5 примерно 444 сек (все в вакууме). Конечно, это связано с компонентами топлива, с его теплотворностью, но и параметры ЖРД тоже впечатляют: на последних ЖРД США будут (или уже есть, т.к. тспытано еще в 2005г) камеры сгорания ИЗ КОМПОЗИТОВ!!! (как они этого добились - не представляю), что позволило увеличить рабочее давление в камере до 220 кг/см. кв. У большинства совр. ЖРД этот показатель равен 50-80, редко 100 кг/кв.см. А это, опять же уд.имп. (КПД, грубо говоря).
Далее: Используются (очень широко) ТТУ (РДТТ), колоссальной тяги (770тн). У нас с ними совсем плохо. Причем уд.имп. РДТТ доведен до260 сек - это параметры ближе к ЖРД. Представляете, какие это дает преимущества? У них ведь изначально прототипы-Атлас, Титан, Дельта -это МБР (так же, как и у нас), но навешивая необходимые количества ТТУ могут в широких пределах изменять ПН. А то у нас Р-7 летит и с 7 тн ПН и с 5, и с 3-мя.
Далее: Амеры добились возможности регулирования в широких пределах тяги ЖРД (до 50%), перейдя на сопла с большим коэфф. расширения (до 77). (А для возможности этого опять же важно сохранять высокое давление в камере сгорания). У Шаттла -62%. А это значит, возможность избежать больших перегрузок на старте, сохраняя энергетику РН. Это ОЧЕНЬ важно, особенно для критичных к ускорению нагрузок. Да и людям полегче. На первых РН перегрузки достигали 7. Вообще, чем совершеннее РН, тем больше перегрузки на участке выведения. Т.е. чем совершеннее (отношение массы топлива к массе конструкции), тем перегрузки больше, т.к. ранние двигатели вынуждены были колбасить на максимальной тяге все время, т.к. уд.имп. сильно зависел от тяги.При соотношении масс 10 (обычное дело), получите 10 "же". Даже 12, т.к. начальная тяговооруженность порядка 1,2-1,3). А имея возможность задросселировать ЖРД без потери КПД на 50% получим уже 5-6"же". Все это у них реализовано. Ну, эти цифры ПРИМЕРНЫ. т.к на деле учитываются отброшенные массы, двигатель каждой следующей ступени имеют меньшую тягу, так что в реале перегрузки, конечно, меньше.
Все эти заморские ухищрения приводят к тому, что многие РН, не превосходя Протон по массе ПН на низких орбитах, превосходят его по ПН на ГСО. Протон -4т, Протон-М-4,2т, Протон -К с разгонным блоком "Бриз"-5,2т. Титан-4 -5,8т, Титан-5 - еще не знаю.
Кстати, уже у амеров разработан ЖРД с ПЕРЕМЕННЫМ коэфф. расширением сопла. Это, мягко говоря, революция. Можно уменьшить количество ступеней (уменьшается количество теряемых двигателей - наиболее высокотехнологичных элементов). Отсюда упадет стоимость.