Россия рубит новые окна в Европу
В южной части побережья Финского залива сегодня, 24 января, произошло судьбоносное для России и для Северо-Запада, в частности, событие. В новом торговом порту Усть-Луга вступила в действие вторая очередь угольного терминала. В торжественном открытии нового объекта приняли участие президент РФ Владимир Путин, правительство Ленинградской области во главе с Валерием Сердюковым. Усть-Лужский терминал – это мощный, высокотехнологичный комплекс, аналога которому нет не только в России, но и в мире. Пропускная способность терминала – на этом этапе 4 млн. тонн угля в год, по окончанию строительства порта - 10 млн. тонн. Это очень высокий показатель даже по европейским меркам.
Экономисты уже сегодня предсказывают, что грузовой порт в Усть-Луге создаст серьезную, если не сказать больше, конкуренцию в первую очередь эстонскому порту Силламяе, а в конечном итоге - и всем трем прибалтийским государствам. Через него, как известно, пойдет в Европу уголь Кузбасса. Строителям пришлось прокладывать в порт морской подходной канал, чтобы сюда могли заходить крупнотоннажные сухогрузные суда дедвейтом 60 тыс. тонн, а в перспективе – и до 100 тыс. тонн, что значительно снизит стоимость фрахта для грузовладельцев.
Отдельно стоит сказать о качестве угля, которое поражает не только наших, но и зарубежных специалистов. Система отбора и сортировки сырья автоматизирована и не имеет аналогов. В полной готовности и созданные транспортные подходы к порту в Усть-Луге – это мощная система железных дорог и автострад. В целях полноценного кадрового обеспечения нового объекта для работников порта, а это примерно 3 тысячи человек, возводится целый поселок современного типа, и первые дома сдадут уже в конце нынешнего года.
Строительство новых портов на Балтике – важнейшая экономическая составляющая для России, имеющая исторические корни. В СССР существовало 70 портов, после распада Союза у России осталось всего 40 морских портов и далеко не все они отвечали требованиям переработки импортно-экспортных грузов. За переработку своих же грузов через порты соседей – стран Балтии, Украины, Финляндии - Россия в середине 90-х годов ежегодно отдавала более 2 млрд. долларов.
В свое время прибалтийские «доброжелатели» предрекали крах нашей экономики от строительства новых портов в Приморске и Усть-Луге, мол, России с ее проблемами не под силу вытянуть такие объекты. По мнению академика АН Эстонии Михаила Бронштейна, «от продолжения использования портов стран Балтии РФ сэкономила бы только на капитальных вложениях около 10 млрд. долларов». А сколько же тогда сэкономили прибалты на капитальных вложениях в крупнейшие, современные порты Вентспилс и Новоталлинский (теперь Мууга), которые им оставил в наследство Союз? Предрекая нам крах в деле создания собственных портовых мощностей на Балтике, эстонский академик Бронштейн в одном из популярных балтийских изданий приправил интервью с собой любимым едким заголовком «Корысть национально ушибленных». «Ушибленные» мы или нет, но с вступлением бывших союзных республик в НАТО, у нас уже не оставалось выбора. Действительно, создание двух портов в Приморске и Усть-Луге было для нас весьма трудновыполнимой задачей, особенно в то время (речь идет о середине 90 –х). И если нефтеналивной порт под Выборгом наш бюджет еще как-то вытянул, то с Усть-Лугой все оказалось гораздо сложнее. Достаточно сказать, что только с пятой попытки удалось-таки задать нужные темпы строительным работам, до этого всякий раз стройка глохла из-за отсутствия финансирования на начальном этапе, едва ли не сразу после очередной торжественной закладки первого камня. Дело сдвинулось с мертвой точки лишь тогда, когда объект подключился к финансовым потокам частного капитала, доля которого здесь довольно высока.
С пуском нефтеналивного порта в Приморске в государствах Балтии уже стали понимать, что времена безальтернативности в обслуживании российских экспортных потребностей, монопольного определения тарифов на перевалку наших грузов безвозвратно уходят. На переработке российского транзита в своё время создавалась четвертая часть доходной статьи национальных бюджетов всех трех стран Балтии. Ну а с вводом в строй одного за другим новых портовых терминалов в Усть-Луге стало совершенно очевидным, что Россия оказалась права, сделав ставку только на свои объекты. Нетрудно спрогнозировать ситуацию в прибалтийских государствах после окончания строительства Усть-Лужского порта и полного возвращения в Россию транзитных потоков. Эти страны свалятся на шею мирового банка и прочих международных организаций. Кстати сказать, присутствовавший на открытии нового Угольного терминала Владимир Путин, поделился дальнейшим видением развития порта в Усть-Луге. В недалеком будущем в новом порту возьмет начало паромная железнодорожная переправа в Калининград и далее – в Германию.
Владимир Путин выразил уверенность, что строители справятся с поставленной задачей и запустят порт на полную мощность уже в 2010 году.
http://news.stroybm.ru/20060205122313/index.html