Да никогда им нас не победить!
И тот, кто утверждает, как два американских доцента, что по России можно нанести обезоруживающий и безответный удар, просто не достойны звания ученого. Так может говорить только малообразованный дилетант
На прошлой неделе директор и генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов встречался с журналистами. Тема встречи - «состояние стратегических ядерных сил России и перспективы их развития». Юрий Соломонов, если кто не знает, является генеральным конструктором не только МИТа, но и межконтинентальных баллистических ракетных комплексов (МБРК) наземного базирования РС-12М2 «Тополь-М» (SS-27 по западной классификации), а так же МБРК морского базирования Р-30 «Булава-30» (SS-NX-30). «Круче» его специалиста в этой области у нас нет. А поводом для разговора с пишущей братией, видимо, стала нашумевшая публикация двух заокеанских ученых в американском журнале «Foreign Affairs», где рассказывается о полном упадке стратегических сил России и появлении у США одностороннего преимущества в нанесении обезоруживающего и безответного ядерного удара по территории нашей страны. И, не исключено, что еще одной причиной, о чем мимоходом заметил генеральный конструктор, стала подготовка государственного оборонного заказа на 2007 год, которая должна быть завершена в ближайшее время. Что само по себе – причина для разговора о состоянии СЯС нашей страны и перспективах их развития весьма существенная.
Но что такого сказал Юрий Соломонов, что можно обсуждать помимо того, о чем уже сообщили информационные агентства и ежедневные газеты? А сказал он, при всей понятной закрытости и деликатности данной темы, достаточно много неожиданного. И первое здесь, что по-своему сенсационно, что группировка российских стратегических ядерных сил сдерживания будет полностью заменена к 2015-2020 году (Военные называли другие, гораздо большие сроки). Ее основой станут унифицированные наземные МБР «Тополь-М», шахтного и грунтового базирования, а так же морская МБР - «Булава-30», что создается для подводных атомных крейсеров проекта 941 «Тайфун» и проекта 955 «Борей».
В перспективе «Булава», после ряда доработок и дополнительных испытаний, может стать и наземной ракетой. Эти комплексы будут стоять на боевом дежурстве страны, как минимум, до 2040-2045 года. И еще заявил генеральный конструктор, что к 2011 году, кануну выполнения Россией требований российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), будет иметь на своих носителях не менее 2000 ядерных боевых блоков. СНП, напомним, подразумевает, что к 31 декабря 2012 года стороны объявят о сокращении своих стратегических ядерных вооружений до 1700-2200 боезарядов.
Как России удастся «набрать» такую цифру – 2000 ядерных блоков, спросили у Соломонова коллеги? Ведь ежегодно мы снимаем с боевого дежурства одну-две дивизии «многоголовых» стратегических ракет, к примеру, Р-36МУТТХ и Р-36М2 «Воевода» (на западе их называют SS-18 «Сатана») с десятью разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН) и УР-100НУТТХ с шестью РГЧ ИН (в народе их называют «Сотка», а на Западе SS -19 «Стилет»), выработавших свой гарантийный ресурс. А вместо них ставим на боевое дежурство не больше шести-семи моноблочных (одноголовых) «Тополей-М» (SS-27). Их число боеголовок к 2011 году никак не сможет не только компенсировать выведенные из боевого состава ракеты, но и «дотянуть» до цифры в 2000 единиц. Что показывает элементарный арифметический подсчет даже дилетантов.
Соломонов не стал вдаваться в подробности этого подсчета и спорить с экспертами. «Сейчас я не могу подробно ответить вам на этот вопрос, - сказал генеральный конструктор МИТ. - Он относится к числу конфиденциальных, связанных с двусторонними обязательствами между нашей страной и США, но в ближайшие два месяца мы уведомим Вашингтон об изменении состава своих СЯС, а к концу года, думаю, эта информация станет общедоступной». Многие журналисты, пишущие на темы стратегического ядерного оружия, как и автор этого материала, поняли его слова так, что в ближайшее время Соединенным Штатам будет сообщено об изменении количества боевых блоков, размещенных на ракетах «Тополь-М» и «Булава-30».
Ранее Юрий Соломонов неоднократно говорил, что в конструкцию ракетного комплекса «Тополь-М» заложены технические возможности нести не один боевой блок, а, как минимум, три. Аналогичные заявления были сделаны и по поводу «Булавы». Как сообщалось недавно в печати, Москва в рамках выполнения Меморандума к Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), который заканчивает свое действие в 2009 году, официально заявила, что «Булава-30» может нести шесть ядерных блоков. Не исключено, что это количество теперь может быть увеличено до 10 РГЧ ИН. А, если вдуматься в слова генерального конструктора, что на «Тополе-М» и на «Булаве-30» может быть размещен унифицированный боевой блок, то, не исключено, что наземная стратегическая ракета станет не трехголовой, а шестиголовой. Этакий новый «русский Змей-Горыныч». Такое сравнение еще больше подходит к новым стратегическим ракетам, если вспомнить, что, в отличие от прошлых советских лет, их делают исключительно в России и только в России, на Воткинском машиностроительном заводе, в Удмуртии.
Интересно еще и то, что «Булава-30» легче «»Тополя-М», как шахтного, так и грунтового базирования, а ракета, что в шахте, что на тележке – одна и та же, примерно на одиннадцать тонн. («Булава» весит 36, а «Тополь» - 47 тонн). Но при этом «морячка» несет большее количество боевых блоков. Что, если вдуматься, свидетельствует о том, что наша страна сумела создать достаточно миниатюрные и мощные ядерные заряды для стратегических ракет, не производя при этом никаких натурных ядерных испытаний. А это уже само по себе – серьезное научное, конструкторское и технологическое достижение. Можно сказать, научный прорыв. Если учесть, что эти боевые блоки еще умеют и маневрировать на траектории полета, проходить отдельные ее участки с гиперзвуковой скоростью, за что прозваны на Западе «квазибаллистическими», легко преодолевающими любую, даже перспективную ПРО, то можно порадоваться за наших «высоколобых специалистов». Отечественная «оборонка» при всех ее трудностях и проблемах не растеряла высочайший научно-конструкторский интеллектуальный потенциал.
Правда, способность преодолевать любую ПРО, которой, как сказал Юрий Соломонов, не обладает ни один современный и создаваемый стратегический ракетный комплекс мира, обошелся «Тополю» и «Булаве» в 20 процентов полезного забрасываемого веса. Но, одновременно, за счет применения новых материалов и конструктивных особенностей обе ракеты проходят активный участок траектории в два – в три раза быстрее, чем другие «стратеги», а, значит, их труднее засечь средствам предупреждения о ракетном нападении и выстроить против них хотя бы какую-то защиту. Здесь наша страна опережает ближайших преследователей на 15-20 лет. И еще один момент – за счет применения унифицированных систем и блоков от «Тополя-М» для «Булавы-30» специалисты Московского института теплотехники сэкономили около 12-15 миллиардов рублей, что составляет почти 40 процентов стоимости новой разработки подобной ракеты.
А, кроме этой информации, заслуживает внимания и сообщение генерального конструктора о том, что в 2006 году будет поставлен на боевое дежурство первый полк мобильного грунтового комплекса «Тополь-М». А также информация, что летные испытания «Булавы» будут продолжаться еще три года и первый атомный подводный крейсер, полностью оснащенный этим типом ракет, «Юрий Долгорукий» (проект 955 «Борей») будет введен в состав ВМФ России к концу 2008 года.
Преимущество грунтового «Тополя» перед шахтным, пояснил Соломонов, заключается в том, что координаты шахт со стратегическими ракетами известны Пентагону. Согласно Договору СНВ-1, мы обмениваемся с США такой «чувствительной» информацией, как и многими другими сведениями, которые служат повышению доверия между нами. А вот координаты нахождения грунтовых ракетных комплексов мы представлять не обязаны. Ушел «Тополь-М» в тайгу, и где он там «бродит» никому не известно. Что повышает живучесть подвижных ракет при превентивном ударе в десять раз, а, значит, создает возможность гарантированного ответного удара. И помогает нашей стране проведению политики сдерживания любого потенциального агрессора. И тот, кто утверждает, как два американских доцента, что по России можно нанести обезоруживающий и безответный удар, просто не достойны звания ученого. Так может говорить только малообразованный дилетант.
по материалам РИА "Новости"
:-o