МиГ-29К: в ожидании третьей "первой посадки" на палубу "Кузнецова".
Самую первую посадку на палубу ТАВКР пр.11435 опытный корабельный истребитель-бомбардировщик МиГ-29К зав. № 311, пилотируемый Т. Аубакировым, произвёл
01.11.1989 (в один день с Су-27К В. Пугачёва) в ходе лётно-конструкторских испытаний в акватории Чёрного моря. Первый взлёт с корабельного трамплина состоялся вечером того же дня, а за весь период ЛКИ и госиспытаний (в 1989-1991 г.г.) на МиГе № 311 (борт 312 летал мало) было выполнено 74 посадки на авианосец (
ссылка 1)
,после чего в морской карьере МиГ-29К наступила 18-летняя пауза.
МиГ-29К из второй партии МиГов, переданных ВМФ РФ – Кубинка, 18.06.2015 (фото Евгения Поливанова с russianplanes.net)
В сентябре 2009 г. колёса шасси МиГов снова коснулись палубы "Кузнецова" – это были МиГ-29К б/н 941 и МиГ-29КУБ б/н 672, проходившие лётные испытания в интересах ВМС Индии ("КУБ" – даже с индийскими опознавательными знаками). Вторую "первую посадку" можно охарактеризовать как радостно-грустную с преобладанием грусти, т. к. она предшествовала испытаниям МиГов на "Викрамадитье" (07-09.2012 и 08-09.2013), который вместе со своей авиагруппой предназначался пусть и для дружественного (даже союзного), но всё же
чужого флота.
25.02.2012 в конце тоннеля наконец-то забрезжил свет. В этот день между Минобороны РФ и РСК "МиГ" был заключён контракт на поставку 20 палубных истребителей МиГ-29К и 4-х МиГ-29КУБ. Четыре самолёта были переданы заказчику до конца 2013 г. ("К" б/н 30-31 и "КУБ" б/н 50-51), а ещё десять ("К" б/н 32-39 и "КУБ" б/н 52-53) – в конце 2014 г. .(по информации на
начало лета с. г. в подмосковных Луховицах на них производилось переучивание лётного и инженерно-технического состава МА ВМФ). До конца текущего года флот получит оставшиеся 10 машин, из которых (вместе с предыдущими) будет сформирован новый полк морской авиации СФ (
ссылка 2)
, наряду с 279-м окиап призванный стать основой для формирования авиагруппы российского, теперь уже
многоцелевого, авианосца.
Обоснование необходимости включения МиГ-29К в авиагруппу ТАВКРа, наверное, лучше всего изложено в книге Гордона-Фомина-Михеева "МиГ-29" (ссылка 1): "необходимо отметить, что МиГ-29К... имеет по сравнению с Су-27К ряд преимуществ. Номенклатура вооружения Су-27К ограничена только ракетами "воздух-воздух"... МиГ-29К имеет систему управления вооружением с более высокими тактическими характеристиками, достойную самолетов поколения 4-плюс (1998 г.
!), и
значительно более широкую гамму управляемых и неуправляемых средств поражения, в первую очередь класса "
воздух-поверхность" (конец цитаты). Не возникает сомнений, что новый самолёт будет хорош и для атаки КУГ (АУГ) противника, и для штурмовки береговых целей, и для обеспечения "господства в воздухе над собственным аэродромом", как несправедливо (и недальновидно) шутили острословы, сравнивая "ближний" МиГ-29 с "дальним" Су-27.
Долгая дорога МиГ-29К на палубу отечественного авианосца подходит к концу. Хотелось бы надеяться, что в программу заявленных полётов с борта недавно прошедшего докование "Кузнецова" (
ссылка 3,
ссылка 4) будут включены и новенькие "двадцать девятые", которых мы так долго ждали. Следующим номером в списке ожиданий на данную тему стоят тактические учения Северного флота, в ходе которых крылатыми ракетами (Х-35, Х-31 или мини-"Ониксами" –
ссылка 5), выпущенными штурмовиками корабельного базирования .под прикрытием палубных истребителей Су-33,. будет потоплена плавучая мишень, имитирующая корабль противника класса "крейсер".
В оригинале: "посадка" МиГ-29К на "Тбилиси" (скорее всего, проход с касанием), 1989-1990 (фото Н. Валуева из книги "МиГ-29")
МиГ-29К сразу после посадки на палубу "Адмирала Кузнецова" (хорошо виден натянутый трос аэрофинишёра), 29.09.2009. (фото Эдуарда Чаленко с vpk-news.ru)
МиГ-29КУБ с опознавательными знаками ВМС Индии на палубе "Кузнецова", 29.09.2009(фото Эдуарда Чаленко с vpk-news.ru)
МиГ-29КУБ из первой партии МиГов , переданных ВМФ РФ – Раменское, 18.06.2015 (фото Евгения Волкова с russianplanes.net)
http://navy-korabel.livejournal.com/108240.html