Jenix написал(а):
Одессит, перечитайте заново тред, и увидите, что я тут пешка-"умник", а главные тут "Полковник" и "Майор".
Ну вот...а говорите про клевету....
Ни я, ни экс-майор, ни разу и нигде не заявляли о своем главенстве...Это Вы тут решили всем внушить, что мы Вас давим авторитетом (причем, Вы тут явно пытаетесь втереть, что это липа, наши познания)...и продолжаете усиленно говорить о том, чего не знаете, причем даже далеко от истины....
Jenix написал(а):
Знать каналы связи с руководством - они дублированные - со спутника и проводные
Каналы: проводные и радио...(спутники и близко не стоят)...
Jenix написал(а):
А помешать тому, что офицёр нажмёт кнопку или скажет пару десятков слов пускающему, сидя под землёй в километре от шахты не сможет уже никто
Кнопки нет, пускающего нет (это расчет из двух человек -КДС и СТО)
Jenix написал(а):
Периметр - система последнего шанса. Автозапуск ракет РВСН по противнику в случае полной утери управления РВСН из Кремля.
Это Вам не автомобиль с системой автозапуска....такого нет и в помине...(я имею ввиду систему автозапуска)...не вводите людей в ступор...а то ведь они поверят, что у нас все так и происходит...
То, что Вы здесь понаписали (особенно про уточнение разрешения на пуск у расчета соседнего полка...) сильно напоминает японский мультик 70-х годов, где наши РВСНщики - этакие небритые мужики в треухе и на телеге, в которой лежит ракета...
Ну а Периметр....вот он (вкратце)
В середине 1970-х, годов в Ленинграде началась разработка системы управления ракетными войсками стратегического назначения - РВСН. В документах она получила наименование "Периметр". Система предполагала создание таких технических средств и программного обеспечения, которые позволяли бы в любых условиях, даже самых неблагоприятных, довести приказ о пуске ракет непосредственно до стартовых команд. По замыслу создателей "Периметра" система могла производить подготовку и запуск ракет даже в том случае, если бы все погибли и отдавать приказ было бы уже некому. Вот эта компонента и стала неофициально называться "Мертвая рука". Как она именовалась в официальных документах, я уже и не помню за давностью лет. То ли "Периметр-М", то ли "Периметр-Р". Не в этом суть.
При создании новой системы управления РВСН предстояло ответить на два важных вопроса. Во-первых: как заставить бездушную автоматику понять, что пришло ее время? Во-вторых: как наделить ее способностью включаться именно в тот момент, когда это нужно, не раньше и не позже? Естественно, были и другие вопросы - может быть, не столь важные по отдельности, но глобальные в совокупности.
Создать надежную систему с подобными параметрами архисложно. Однако волшебники из советского военно-промышленного комплекса смогли придумать такую схему Армагеддона, что им самим стало страшно. Но с другой стороны, здесь имела место и гордость профессионалов, которые сделали то, чего до них никогда и никому сделать не удавалось. Но каким образом?
Любая ракета, особенно оснащенная ядерной боеголовкой, может взлететь только при наличии соответствующего приказа. В мирное время, при проведении учебных стрельб (с макетом боеголовки вместо реальной головной части), это происходит до обыденного просто. По командным линиям связи передается команда на пуск, после чего снимаются все блокировки, дается зажигание двигателей, и ракета уносится вдаль. Однако в реальной боевой обстановке, при возникновении различного рода помех, сделать это было бы гораздо сложнее. Как и в гипотетическом сценарии внезапного ядерного удара, который мы привели в начале статьи, линии связи могли оказаться выведены из строя, а люди, которые имели полномочия отдать решающий приказ, - уничтожены. Да мало ли что могло случиться в том хаосе, который непременно возник бы после ядерного удара?
Логика действий "Мертвой руки" предполагала регулярный сбор и обработку гигантского объема сведений. От всевозможных датчиков поступала самая разная информация. Например, о состоянии линий связи с вышестоящим командным пунктом: есть связь - нет связи. О радиационной обстановке на прилегающей местности: нормальный уровень радиации - повышенный уровень радиации. О наличии на стартовой позиции людей: есть люди - нет людей. О зарегистрированных ядерных взрывах и так далее, и тому подобное.
"Мертвая рука" обладала способностью анализировать изменения военной и политической обстановки в мире - система оценивала команды, поступавшие за определенный период времени, и на этом основании могла сделать вывод, что в мире что-то не так. Одним словом, это была умная штука. Когда система полагала, что пришло ее время, она активизировалась и запускала команду подготовки к старту ракет.
При том "Мертвая рука" не могла начать активные действия в мирное время. Даже если бы отсутствовала связь, даже если бы весь боевой расчет ушел со стартовой позиции, оставалась еще масса других параметров, которые блокировали бы работу системы.
Кроме вышеописанного экстремального алгоритма работы, у "Периметра" были и промежуточные режимы. Об одном из них стоит рассказать подробнее.
Система "Периметр" со своей компонентой "Мертвая рука" была принята на вооружение в 1983 году. Для Соединенных Штатов это не стало секретом, и они всегда с особым вниманием отслеживали испытательные пуски ракет. Поэтому когда 13 ноября 1984 года испытывалась командная ракета 15А11, созданная в Днепропетровске, в КБ "Южное", все средства американской разведки работали в очень напряженном режиме. Командная ракета и была упомянутым выше промежуточным вариантом. Ее планировалось использовать в том случае, если полностью прерывалась связь между командованием и ракетными подразделениями, разбросанными по всей стране. Тогда-то и предполагалось отдать приказ из Главного штаба в Подмосковье или с запасного командного пункта в Ленинграде на пуск 15А11. Ракета должна была стартовать с полигона Капустин Яр или с мобильной пусковой установки, пролететь над теми районами Белоруссии, Украины, России и Казахстана, где дислоцировались ракетные части, и передать им команду на взлет.
В ноябрьский день 1984 года именно так все и произошло: командная ракета выдала команду на подготовку и пуск с Байконура Р-36М (15А14) - ставшей впоследствии легендарной "Сатаной". Ну а дальше все произошло, как обычно: "Сатана" взлетела, поднялась в космос, от нее отделилась учебная боеголовка, которая поразила учебную же цель на полигоне Кура на Камчатке. (Подробные технические характеристики командной ракеты, если этот вопрос заинтересует кого-то особо, можно узнать из книг, которые в последние годы в обилии издаются на русском и английском языках.)
Однако тогда, двадцать лет назад, американцы знали далеко не все о системе управления РВСН. Подробности о "Периметре" и "Мертвой руке" стали им известны только в начале 1990-х годов, когда на Запад перебрался кое-кто из разработчиков этой системы. 8 октября 1993 года газета "Нью-Йорк тайме" опубликовала статью своего обозревателя Брюса Блэйра "Русская машина Судного дня", в которой впервые в открытой печати появились сведения о системе управления советскими (тогда уже - российскими) ракетными войсками. Впервые же было сообщено и ее название - "Периметр", когда-то сверхсекретное, а теперь известное всем, кому надо и кому не надо. Тогда же в английский язык вошло и понятие dead hand - "мертвая рука" применительно к ракетной технике.
Стоит ли сейчас на вооружении российской армии система "Периметр", или ее сменило что-то другое, не знаю. Надеюсь, что стоит.
Разработка специальной командной ракетной системы, получившей название "Периметр", была задана КБ "Южное" постановлением правительства СССР N695-227 от 30 августа 1974г. В качестве базовой ракеты первоначально предполагалось использовать ракету МР-УР100 (15А15), впоследствии остановились на ракете МР-УР100 УТТХ (15А16). Доработанная в части системы управления ракета получила индекс 15А11.
В ходе испытаний системы "Периметр" были проведены реальные запуски ракет 15А14, 15А16, 15А35 с боевых объектов по приказам, переданным СГЧ 15Б99 в полете. Предварительно на ПУ этих ракет были смонтированы дополнительные антенны и установлены новые приемные устройства. Этим доработкам впоследствии подверглись все ПУ и командные пункты РВСН.
Пусковая установка 15П716 - шахтная, автоматизированная, высокозащищенная, типа "ОС".
Наряду с летными испытаниями проводилась наземная проверка работоспособности всего комплекса в условиях воздействия поражающих факторов ядерного взрыва на полигоне Харьковского физико-технического института, в испытательных лабораториях ВНИИЭФ (г.Арзамас), на ядерном полигоне Новая Земля. Проведенные испытания подтвердили работоспособность аппаратуры СУ и СГЧ при уровнях воздействия ядерного взрыва, превышающих заданные в ТТТ МО.
Еще в ходе летных испытаний постановлением правительства была поставлена задача о расширении функций, решаемых комплексом командной ракеты, с доведением боевых приказов не только до объектов РВСН, но и ракетных подводных лодок стратегического назначения, самолетов дальней и морской ракетоносной авиации на аэродромах и в воздухе, пунктов управления РВСН, ВВС и ВМФ.
ЛКИ командной ракеты были завершены в марте 1982г. В январе 1985г. комплекс поставлен на боевое дежурство. В течение более 10 лет комплекс командных ракет успешно выполнял свою важную роль в деле обороноспособности государства.
В рамках соглашения СНВ-1 в июне 1995г. комплекс командной ракеты был снят с боевого дежурства.