Ленинград
АЭРОДРОМЫ АННИНО-ГОРЕЛОВО
Аннино по Таллинскому шоссе, не доезжая Красного Села.
ВПП прямая, она пересекает стрельнинское шоссе, точнее его разрывает. В Аннино, в Горелово, находятся аэродромы, где базируется один частных аэроклубов.
Горелово
http://wikimapia.org/739452/ru/Аэродром-Горелово-недействующий
В январе 1938 г. в Горелово под Ленинградом сформирован 19-й отдельный истребительный полк на базе 58-й и 70-й истребительных АЭ и 33-й разведывательной АЭ, входивших в состав 54-й легкой авиационной бригады.
С 30 ноября 1939 по 13 марта 1940 полк защищал сев.-зап. рубежи. За период боевых действий выполнено 3412 боевых вылетов.
11 апреля 1940 г за отличное выполнение заданий командования в ходе боевых действий на Карельском перешейке полк награждён орденом Красного знамени.
Входил в систему ПВО Ленинграда. До начала 1990-х отсюда летали самолёты транспортной авиации (Ан-8, Ан-12) на аэродромы ПрибВО.
В 1960-х полк расформирован, аэродром передан Авиаремонтному заводу. Часть помещений полка заняло созданное в 1967 г. ЛВВПУ ПВО имени Ю. В. Андропова.
С 2010 г. аэродром незаконно использовала авиакомпания «ИнтерТрансАвиа», хотя сам аэродром не является аэродромом совместного базирования, после аварии в 2012 данный факт был вскрыт.
На аэродроме базируется один из 3 летающих Ил-14, восстановленный энтузиастами.
В.Новгород.
АЭРОДРОМ РЕЛЬБИЦЫ + СОЛЬЦЫ
РЕЛЬБИЦЫ. Точная дата создания близ Рельбиц аэродрома неизвестна. Самое раннее упоминание встречается в книге А.Суконкина "Десант Страны Советов", о войсковых испытаниях транспортных самолетов ПС-84 (лицензионный "Дуглас"): -". Войсковые испытания самолета начались 17-18 июня с самолета ПС-84К на аэродроме Рельбицы под Ленинградом проводилось опытное десантирование подразделения 201-й воздушно-десантной бригады. Десантирование проводилось в 2 потока - в обе двери, и на все ушло не более 14 сек. В отчете указано: "Самолет ПС-84К в десантном варианте значительно лучше самолета ТБ-3..."
На немецкой аэрофотосъёмке Солецкого р-на лета 1941 г. по сохранности мостов похоже фото сделано до середины июля. Есть в\часть, относящаяся к Рельбицам. Участок в кольце дорожки - аэродром. При увеличении по периметру поля видны самолёты. За нижним краем кольца, кажется, находятся позиции зенитных орудий. На берегу Шелони палаточный лагерь.
Взлётных полос с твёрдым покрытием, в отличие от Сольцов, здесь не было. В общем-то, просто поле с травяным покрытием. С сентября (эпизодически и с конца июля) 1941 г. и до начала 1944 г. (до момента освобождения местности 22-23 февраля) Рельбицкий аэродром активно использовался Люфтваффе. На аэрофотосъёмке есть участок Доворец-Заполье-Морсино-Остров. По направлению от Доворца к Светлицам тоже виден простенький полевой аэродром, причём, судя по количеству самолётов и многочисленным следам рулёжки, использовался он тогда даже более активно, чем Рельбицкий. Подразделения, здесь размещавшиеся: Stab, I., 9./KG 2 (сентябрь 1941 г., до 1 октября); III./KG 3 (сентябрь 1941 г., возм. до ноября); 2.(F)/Aufkl.Gr. 11 (сентябрь 1941 г.); Verbindungsstaffel 53 (сентябрь 1941 г.); I./JG 51 (апрель-май 1942 г.); III./KG 6 (сентябрь 1942 г.); I. и II./KG 76 (11 сентября - 6 октября 1942 г.); JG 54 (февраль 1943 г., активно как вспомогательный аэродром и ранее, с марта 1942 г.), I/JG 26 (со 2 февраля по 9 мая 1943 г.). Управление: Fl.H.Kdtr. E 3/IV ( ? – январь 1944 г.).
Из книги Ганса-Ульриха Руделя "Пилот "Штуки", гл.3: "...В Рехильбицах летом очень жарко, в ту же минуту когда служба заканчивается, мы ложимся на наши походные койки в прохладе палаток. Наш командир живет в одной палатке с нами. Нам не приходиться много говорить, но у нас есть чувство взаимопонимания. Мы, должно быть, схожи с ним характерами. Вечером, после разбора полетов он идет прогуляться в лес или по степи, а я, если не сопровождаю его, то поднимаю тяжести, метаю диск и совершаю пробежку вокруг аэродрома. Так мы отдыхаем после тяжелого дня и просыпаемся свежими и отдохнувшими на следующее утро. После этого мы усаживаемся в нашей палатке....
...Здесь, в Рехильбицах, иногда случаются настоящие бури. На огромных пространствах России царит континентальный климат и за благословенную прохладную погоду приходится платить штормами. В разгар дня внезапно все вокруг темнеет и облака ползут почти по самой земле. Дождь льет как из ведра. Видимость сокращается всего до нескольких метров...
Мы оказываем поддержку нашей армии в Лужском секторе фронта. Время от времени нас также посылают на задания в далеком тылу противника. Цель одной из таких миссий - железнодорожная станция Чудово, важный транспортный узел на линии Москва-Ленинград. Из опыта прошлых миссий мы знаем, что там сильная противовоздушная оборона. Огонь зениток очень плотный, но до тех пор, пока не прибыли свежие истребительные соединения противника, мы не предвидим здесь никаких особых сюрпризов.
Прямо перед нашим взлетом наш аэродром атакован группой русских штурмовиков, которых мы прозвали "Железными Густавами" (Ил-2 - В.К.). Мы бросаемся в укрытие, вырытое за самолетами. Лейтенант Шталь прыгает вниз последним и приземляется прямо мне на спину. Это еще неприятней, чем налет "Железных Густавов". Наши зенитки открывают по ним огонь, "Густавы" сбрасывают бомбы и уходят, прижимаясь к земле. Затем мы взлетаем...
...Обратный полет занимает гораздо больше времени но, наконец, прямо перед собой я вижу Сольцы. Напряжение спадает, и я снова распрямляю плечи. Над Сольцами патрулирует несколько наших истребителей и до аэродрома остается уже совсем немного...
Позже Рельбицкий аэродром, как вспомогательную площадку, использовала 54-я истребительная эскадра "Грюнхерц" ("Зелёное сердце"). "...осенью 1941 г. группы эскадры (JG54) расположились на хорошо обустроенных для русской местности аэродромах Сиверская и Красногвардейск, а также Рельбицы и Старая Русса. На фотографии запечатлены река Шелонь и аэродром Рельбицы..." В оригинале: "...die Feldfluplatze Rjelbitzi und Staraja-Russa Die Luftaufnahme zeight den Schelonfluss mit Flugplatz Rjelbitzi..." В других источниках даты немного другие: указывается, что штаб, 4-й, 5-й и 6-й штаффели (на Bf 109F/G) были в Рельбицах с 20 марта по декабрь 1942 г. Встречается и немного другое написание на латинице: "Rijelbitzi". Немецкие лётчики прозвали аэродром "Ringelpietz" - "танцульки".
СОЛЬЦЫ
15 марта 1943 г. жители города стали свидетелями боевой операции, которую осуществила группа советских лётчиков. На 10 самолётах Ил-2 они атаковали вражеский аэродром в Сольцах, на котором было сосредоточено много боевой техники, запасы горючего и оружия. Налёт был успешным: сброшенные бомбы уничтожили более 40 немецких самолётов, цистерны с горючим, аэродромные постройки.
У ВВС России больше нет секретных военных аэродромов, а само понятие «военная тайна» превращается в архаизм. Понять это можно на примере ключевых авиабаз Военно-воздушных сил России. Любой зевака в нынешний век без труда сможет изучить конфигурацию и расположение стратегических бомбардировщиков и ракетоносцев на военных аэродромах России. Надо только знать – что именно и где искать. Ну а поможет доморощенным шпионам сервис Google maps.
Военный аэродром Сольцы – авиабаза ВВС России в Новгородской области в 2 км к северу от города Сольцы. Дислоцированы ракетоносцы Ту-22М, 840-го тяжелобомбардировочного авиаполка 22-й ТБАД. На авиабазе дислоцированы самолёты Ту-22М3 входящие в состав 6950-й авиационной базы Командования Дальней авиации.
Здесь же располагается авиационная комендатура 6950-й авиационной базы.
Длина ВПП — 3000 м, ширина - от 60 до 80 м, покрытие бетонноеОт авиабазы в Сольцах остался только аэродром и в/ч 75365, аэродром действующий. Аэродромы дальней авиации могут принимать воздушные суда любого класса, всякое бывает в воздухе, а лишний резервный не помешает.
http://www.3world-war.su/3-mirovaya-voyna/269-voennye-ajerodromy-i-aviabazy-vvs-rossii-i-ssha.html
Минобороны РФ до 2020г. планирует завершить полную реконструкцию существующей аэродромной сети в местах базирования военной авиации - базовых аэродромов, аэродромов, обеспечивающих испытания авиационной техники, и площадок для соединений армейской авиации, сообщает РБК со ссылкой на представителя управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по ВВС полковника Владимира Дрика, с начала 2012г. Военно-воздушные силы России приступили к полной реконструкции аэродрома Крымск в Ростовской области. В настоящее время ведется разработка документации на реконструкцию 3х базовых аэродромов в Краснодарском крае, Тверской и Амурской областях.
Вместе с тем идет закупка новой аэродромной техники. Подписаны контракты со сторонними организациями на выполнение аутсорсинговых услуг.
Подмосковье.
Ржев-3. Ржевский военный запасной аэродром. Бывш. 32-й корпус ПВО.
Форум см. здесь.
http://www.forumavia.ru/forum/5/3/892116880596783710001171191253_2.shtml
Московский округ ПВО, Ржевский корпус по авиации - 5 полков на аэр.: Хотилово(Мудрец), Андреаполь(Баритон), Смоленск (позывной не помню, а телефонный-Малиновка), Кричев (позывной не помню,а тлф. Подснежник), Ржев (позывной не помню,а тлф.корпуса Зарево). Бежецк (позывной не помню, а тлф.Скрипка) входил в Ярославский (Лава) корпус. В 1980 г расформирован Ржевский ОБСРТО. На счету Ржевского корпуса и Руст, когда полетели славные головы начальников. Руста как раз там пропустили .По состоянию там был штаб _ корпуса ПВО ( _ число между 1 и 9 - секретное). Также штаб бригады РТВ. Ну и состав был - 4 полка ИАП, 4 ЗРП (кажется) и одна бригада РТВ. Позывной местной роты РТВ - "Конопля" (Конопля, конопля - отвечайте - обкурились что-ли там все - сукины дети...). Комкор был из ИАП и готовился получить генерала. Маркова (так кажется) сняли из-за Руста.
Последние, кто базировался на Ржевском аэродроме - Ту-16 - отдельная эскадрилья, с 80 по 8г. В 81г. случилась у них катастрофа (весь экипаж погиб на подлете к Ржеву, задев провода и их расформировали.
Дальше - только завод.
Хотели посадить наши АВАКСы из Каунаса, но полосу забраковали
Первые жилые бараки появились в городке в конце 30-х годов, при строительстве во Ржеве военного аэродрома. Строительство производилось усилиями жителей близлежащих деревень Горчаково, Першино, Клешнево. В народе эту трудную стройку прозвали аэропорт, отсюда и пошло сокращение — Порт.
Гарнизон появился чуть позже, перед самой войной. Предполагалось оснастить его самой новой авиационной техникой того времени. С началом войны несколько образцов поступивших во Ржев были перекинуты на границу, где погибли в 1е дни войны.
Осенью 1941 г немцы оккупировали Ржев. В течение 2х лет в районе Ржев-3 велись непрерывные бои. Городок несколько раз переходил из рук в руки. После войны во Ржеве-3 обосновался штаб 2-го корпуса ПВО и 88-й Ржевский ИАП, командир лётчик-ас А. И. Покрышкин. В гарнизоне проходили службу лётчики Герои Советского Союза: Н. Д. Гулаев, А. Е. Боровых, В. Н. Кубарев, А. C. Смирнов, лётчик (в будущем космонавт) В. Ф. Быковский.
Аэропорт Мячково — аэродром (бывший аэропорт) в Раменском районе Московской области. Расположен в 1 км севернее деревни Верхнее Мячково в 16 км от МКАД по Новорязанскому шоссе. Основан в 1941 г как аэродром спецназначения: здесь базировался 229-й летный отряд антарктической авиации, который проводил исследования Арктики и Антарктики (на самолётах Ли-2, а с 1950-х годов - Ил-14).
Аэродром занимает площадь 128,5 га. На территории располагается 29 частных аэроклубов, входящих в Федерацию Любителей Авиации. Аэродром обеспечивает управление воздушным движением, предоставление коммунальных услуг аэроклубам, а также проведение медицинского предполётного осмотра пилотов. Техническое обслуживание и заправка самолётов осуществляются непосредственно самими аэроклубами.
В 1965 г создан Мячковский объединенный авиаотряд.
До начала 1990-х штат сотрудников аэропорта составлял 3750 человек и состоял из 4 летных отрядов:
отряд аэрофотосъёмки - самолёты Ан-30 (27 штук), выполнявшие аэрофотосъемку на территории СССР и за рубежом.
305-й отряд - вертолёты Ми-8, занимавшийся разведкой нефти и газа в Сибири.
325-й отряд - самолёты Ан-2, проводившие авиационные работы в Краснодарском и Ставропольском краях, средней полосе России, в Казахстане и Украине.
340-й отряд - вертолёты Ми-2 - авиационные работы в различных регионах СССР.
В 1993 аэропорт был приватизирован: создано ОАО «Мячковские авиационные услуги» (контрольный пакет акций принадлежал государству). К концу 1990-х в аэропорту насчитывалось 137 штатных работников - одна летная эскадрилья аэрофотосъемки (самолёты Ан-30).
В июле 2004 г 60% акций аэропорта были приобретены группой компаний "ФИНПРОМКО". Сумма сделки составила более 100 млн. рублей.
В 2004-2006 г компанией проведён ряд мероприятий по ремонту и восстановлению объектов инфраструктуры аэродрома. Принимаемые воздушные суда: самолёты Ан-30, Ан-26, Ан-24 и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов. Также используется как автодром, в том числе для гонок в рамках RTCC (для автогонок международного уровня приспособлены отремонтированные аэродромные дороги и рулёжные дорожки).
В 2004-2005 г эксплуатация аэродрома была временно приостановлена из-за выявленных нарушений в организации полётов. С 2009 года гражданские воздушные суда не принимает, используется только как спортивный аэродром
Чкаловский — военный аэродром в Московской области, в 31 км к северо-востоку от Москвы, на юго-восточной окраине города Щёлково (микрорайон Щёлково-3, Щёлково-10, посёлок Чкаловский), в 2 км западнее Звёздного городка. Основан в начале 1930-х годов. На аэродроме дислоцирована 6991-я авиабаза в следующем составе:
353-й авиаполк особого назначения;
354-й авиаполк особого назначения;
206-й авиаполк особого назначения.
Эксплуатант аэродрома Министерство обороны РФ,
ОАО “Аэропорт “Чкаловский”
Принимаемые воздушные суда Ан-124 "Руслан", Ан-22 "Антей", Ил-62, Ил-76, Ту-154 и воздушные суда классом ниже