Последний поход самого старого авианосца на планете... Полная история корабля.
Речь идет, естественно, об индийской "Вираате" - бывшем британском "Гермесе"
А вот после возвращения из похода корабль (заложен в 1944 году, спущен на воду в 1953 году, вступил в строй в 1959 году) будет переведен в резерв, затем списан и переоборудован в музей, со стоянкой в гор. Какинада (Андра-Прадеш)...
Вспомню немного из его истории - перепетии корабля весьма интересны:
"Гермес" (в постройке - "Элефант") был заложен 3-м в серии из 4-х легких авианосцев типа "Центавр" (еще 4 отменили после войны) - продолжение серий "Колоссус" и "Маджестик" (и, в известной степени - концепции "Гермеса" 20-х годов), но уже с увеличенной вдвое мощностью ГЭУ (до 80.000 л.с., паротурбинная, естественно) и вполне "эскадренной" максимальной скоростью в 29,5 уз. Кроме того добавили броню - 1-2 дюйма прикрывали сверху и с бортов машины и оружейку (ВПП не бронировали).
Стандартное в/и по проекту 18.300т, полное 24.500, длина по ВПП 216,4м, ширина 30,5м, осадка (максимальная) 8,2м, экипаж 1.400 чел. (вкл. 200 - авиагруппа), вооружение - 4х2х114-мм АУ, авиагруппа 42 самолета.
После окончания войны темпы постройки серии упали, но, все же, британцы решили корабли достроить - более ранние проекты военного времени уже не удовлетворяли новым требованиям. Внесли изменения, получилось (пр. 1951 года):
- в/и 20.300/26.100т (незначительно упала макс. скорость), ширина ВПП увеличена до 36,2м, вооружение 2х6, 8х2 4х1 - все 40-мм Бофорсы, экипаж 2.100 чел. (270 - авиагруппа), появились реактивные самолеты ("Си Хок"), всего их стало 36. Именно в таком виде вступил в строй в 1953 г. "Центавр" и, с небольшими изменениями, в 1954 г. - "Альбион" и "Булварк".
А "Гермес" в феврале 1953 года только спустили на воду, проект "на нем" опять изменили - ввели настоящую угловую палубу (6,5 град)., ширина ВПП достигла 43,4м, в/и 23.900/27.800т, вооружение сократили до 5х2х40-мм АУ, авиагруппа - 28 ЛА (появилось 4 вертолета ПЛО) - причем вполне тяжелые реактивные машины - "Симитары" (быстро были заменены на "Буканиры") и "Си Виксены" (эти на "Гермесе" на "Фантомы" заменить не удалось, хотя и пробовали - фото внизу), для них установили 2 паровых катапульты - подробнее о них тут:
http://nosikot.livejournal.com/1232672.html.
Таким корабль вошел в строй в ноябре 1959 года. Но к этому времени требования к авианесущим кораблям у британцев изменилось и все 3 одноклассника "Гермеса" в 1958-63 гг были переоборудованы в десантные вертолетоносцы - после агрессии против Египта в 1956 году (там британцы применили в таком качестве "Океан" и "Тезей"), так что авианосцем он остался только одним из серии!
В 1964-66 гг корабль опять модернизировали - под "Си Виксены" и "Буканиры" - расширив ВПП до 48м, артиллерию заменили 2 ЗРК самообороны "Си Кэт" - о подобных подробнее тут:
http://nosikot.livejournal.com/1768028.html
Но время шло, в 1971-72 гг британцы списали "Центавр" и "Альбион" и в 1971-73 гг переоборудовали и "Гермес" в вертолетоносец - сняли катапульты, аэрофинишеры и пр., правда специально оговорили роль ПЛО с базированием "Си Кингов" HAS, корабль мог принимать 750 морпехов.
Тогда же в Британии началась постройка 3-х легких авианосцев ПЛО типа "Инвинсибл", но шла с задержками, поэтому решили и "Гермесу" придать возможность базирования СВВП "Си Харриер" (напомню, что основное его предназначение, по ТЗ - борьба с нашими Ту-95/142 и Ил-38, а так же вертолетами РЦ), установив взлетный трамплин. Модернизацию корабль прошел в 1980-81 гг. Типовая авиагруппа к этому времени - 5 "Си Харриеров" и 9 "Си Кингов"...
Ну а тут и Фолклендская война подоспела - пришлось, все-таки и "Гермесу" поучаствовать в б/д (кстати, в это время в резерве еще находился и однотипный "Булварк", хотели его реанимировать, но ... не смогли - правда часть механизмов и пр. использовали на "Гермесе"), подробнее об этом тут:
http://nosikot.livejournal.com/1402416.html. В ходе войны авиагруппа "Гермеса" составляла 10-12 "Си Кингов" и 18-26 "Харриеров"/"Си Харриеров".
После войны Австралия решила чем-то заменить свой старый авианосец "Мельбурн" (бывш. британский типа "Маджестик") - им предлагали "Инвинсибл", потом и "Гермес", но сделка сорвалась...
Так или иначе "Гермес" списали в ноябре 1984 года - прослужил в британском флоте 25 лет (в т.ч. в ремонтах и, в основном, в переоборудованиях - 6 лет), но подоспели индусы - захотели дополнить свой "Викрант" (тоже бывш. британский типа "Маджестик", его списали в 1997 г.)) еще одним - так авианосец в 1987 году стал индийским "Вираатом".
В состав авиагруппы включили Камовские вертолеты, вооружение составили 30-мм автоматы АК-230 (2), 16 ВПУ ЗУР "Барак" и 2х40-мм АУ.
Но старость (и индусы - ?) берет свое - в 1993 году было затоплено машинное отделение - 2 года ремонта, 1999-2001 гг - снова (тогда и заменили системы вооружения), 2003-04 гг еще раз (установили ВПУ ЗУР "Барак" с СУО), 2009 г. - почти весь в ремонте, потом пришлось дотягивать пока наши "допилят" "Горшкова" до "Викрамадитьи" - короткий ремонт в 2011 году и в 2012-13 гг
Т.о., если "Гермес" в этом году спишут то в индийском флоте он прослужит 29 лет, из них 8 лет в ремонтах (с незначительными модернизациями), но даже при этом прошел за 2.250 дней в море (!) больше 1 млн.км (в м.милях - меньше, естественно), его авиагруппа налетала больше 22.000 часов
Еще фото (вкл. исторические):
Это последние:
После вступления в строй:
"Фантом" на "Гермесе":
Переход на войну через тропики:
Возвращение из Юж.Атлантики в 1982 году:
Индийский флот:
http://nosikot.livejournal.com/3312232.html