Автоматы

Supremum

Активный участник
Сообщения
30.096
Адрес
Липецк

TimeJedi

Активный участник
Сообщения
9.699
Адрес
Воронеж
NGSW похоже приняли на вооружение, не смотря ни на что.
Присвоены индексы: Для автомата "М7 Rifle", для пулемёта "М250 Automatic Rifle".
В принципе логично если прямой перевод использовать: Винтовка и автоматическая винтовка
 

алексей с сахалина

Активный участник
Сообщения
19.109
Адрес
Россия

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
74.345
Адрес
г. Пермь

Промежуточный автомат Шпагина​

Канал "Историческое оружиеведение" продолжает цикл публикаций об истории создания советского автомата под патрон 7,62х39 мм. И сегодня поговорим о системе, которая была предложена Георгием Семеновичем Шпагиным в , и которая кое в чем опередила не только израильский пистолет-пулемет "Узи", но и чехословацкий пистолет-пулемет ZK-476.

Ну и заодно, в порядке некоей сверхзадачи, постараюсь поправить сформировавшуюся историю советских автоматов под промежуточный патрон, отталкиваясь от новых исследований, которые увидели свет в последнее время.

Небольшое введение​

Как я уже говорил ранее, Тактико-технические требования к перспективному автомату под новый промежуточный патрон были сформулированы 12 августа 1943 года и содержали двадцать три пункта (ссылка на статью об этом будет в конце).
Первые автоматы в рамках этих ТТТ были представлены уже в декабре 1943 года (автоматы Судаева и Кузьмищева), однако официальные испытания первых образцов были проведены в апреле-мае 1944 года, и в них участвовали тринадцать автоматов - помимо двух автоматов Симонова и автомата Кузьмищева в них приняли участие пять автоматов Дегтярева, два автомата Симонова, два автомата Коровина и автомат Токарева.
Ни один образец ТТТ не удовлетворил.
Но испытания были, по сути, "пристрелочными" - по их результатам два автомата перевели в разряд ручных пулеметов, уточнили ТТТ и сформулировали требования к автоматам Судаева, одному автомату Дегтярева и автомату Коровина, которые рекомендовали готовить ко второму этапу испытаний.
Второй этап испытаний начался в конце июля 1944 года, и в нем приняли участие несколько систем, которые не участвовали в первом этапе. Среди них был и автомат Шпагина, получивший наименование "промежуточный автомат Шпагина Г.С." (это название было нанесено на ствольную коробку автомата).

Автомат Шпагина (источник: Чумак).

Автомат Шпагина (источник: Чумак).

Ствольная коробка, вид справа (источник: Чумак).

Ствольная коробка, вид справа (источник: Чумак).

Особенности конструкции​

Автоматика системы работала от энергии отдачи свободного затвора.
При этом, чтобы компенсировать мощность промежуточного патрона, конструктор утяжелил затвор (его вес составлял 1,23 кг, в два раза больше, чем весил затвор ППШ).
Чтобы решить проблему размещения этого не только потяжелевшего, но и увеличившегося в размерах затвора в ствольной коробке, конструктор сделал его "набегающим" на ствол - в его передней части были сделаны две "щеки" - два массивных выступа, закрывавших ствол в крайнем переднем положении затвора.
Помимо этого автомат деревянный приклад, пистолетную рукоятку, перфорированный кожух, секторный магазин, рассчитанный на 35 патронов и сошки (последнее - требование ТТТ), но не имел крепления для штыка.

Технические характеристики
- с магазином без сошек 5,48 кг
- магазина б/п 0,46 кг
- тела автомата 5,42 кг
Длина общая 1110 мм
Емкость магазина 35 патронов
Темп стрельбы 466 в/м
Практическая скорострельность 35 в/м

Неполная разборка автомата (источник: Чумак).

Неполная разборка автомата (источник: Чумак).

Судьба оружия​

Испытания представленных автоматов начались 25 июля 1944 года, закончились 18 августа 1944 года и проводились по той же программе, что и испытания первого этапа (кучность, работа в нормальных условиях, работа в затрудненных условиях (замораживание, запыление, густая смазка и т.п.).
Прежде, чем попасть на полигон, автомат Шпагина был отстрелян на заводе (в Вятских Полянах) на полную живучесть - 25 000 выстрелов и показал себя вполне удовлетворительно - 0,19 - 0,23% задержек и никаких поломок.
Однако, на полигоне все пошло по-другому.
Началось все с того, что автомат дал большое количество тугих экстракций гильз, из-за чего конструктор, присутствовавший на полигоне, снял его с испытаний и отправил на завод для перехромирования ствола и патронника.
После возвращения автомата ситуация изменилась в лучшую сторону, но не очень - автоматика показывала нестабильную работу (что объясняли схемой с "набеганием" и все той же тугой экстракцией гильз).
Нестабильная работа затвора влияла на точность: автомат показал самую плохую кучность на 100 м при стрельбе короткими очередями: :R50 = 23 см, R100 = 58 см (для сравнения автомат Судаева показал 10 см и 21 см соответственно).
Помимо этого автомат перезаряжался при бросках, имел затрудненную сборку а при испытаниях на живучесть один из представленных автоматов сделал 18 034 выстрела до поломки спусковой коробки и имел 0,39% задержек (для сравнения, автомат Судаева сделал 25 100 выстрелов, из которых 18 750 в нормальных условиях и получил 0,27% задержек).
Проблемы возникли и при стрельбе нагретыми до 60 С патронами - максимальное давление нарастало быстро, что сказывалось на скорости отката затвора. В результате один из представленных автоматов получил трещину в ствольной коробке и был снят с испытаний.
Единственным утешением для конструктора стало то, что его автомат в целом хорошо показал себя после дополнительных испытаний, в рамках которых из оружия стреляли после 12-часовой выдержки на воздухе, под дождем и в болотной грязи без чистки после отстрела 1000 патронов.
Лучшим по итогам второго этапа испытаний автоматов под промежуточный патрон был признан автомат Судаева.
Как писал об автомате Шпагина Александр Малимон,
"Попытка Шпагина создать автомат, используя принцип свободного затвора, не увенчалась успехом. Положительный опыт войсковой эксплуатации ППШ-41 не получил подтверждения на аналогичной по схеме автоматики системе под более мощный патрон.
Новый патрон хотя и назывался "промежуточным", но все же по мощности он был ближе к винтовочному, чем к пистолетному. По среднему максимальному давлению, которое было ниже всего лишь на 100 кгс/см, автоматный патрон мало отличался от винтовочного.
Это предъявляло и соответствующие требования к новому оружию по прочности узла запирания. Дальнейшие работы по системе Шпагина были прекращены".
Автомат Г.С. Шпагина позволил советским конструкторам окончательно закрыть тему использования свободного затвора под промежуточный патрон.

Надпись на ствольной коробке автомата (источник: С. Монетчиков).

Надпись на ствольной коробке автомата (источник: С. Монетчиков).

Небольшой комментарий от "Исторического оружиеведения"​

Схема "набегающего" на ствол затвора стала популярна после того, как ее применили на израильском пистолете-пулемете "Узи", однако разрабатываться она начала параллельно в нескольких странах, и Георгий Семенович Шпагин, удя по имеющимся источникам стал одним из первых - в 1944 году пистолет-пулемет с "набегающим" затвором предложил английским военным начальникам польский оружейный конструктор Подсенковский, а в 1947 году такое же решение для пистолета-пулемета предложил чехословацкий конструктор Ярослав Голечек (это решение было позже применено в пистолете-пулемете Йозефа Коуцки, а уже от него перекочевало на "Узи" (ссылка на статью об этом будет в конце).
Цикл статей об истории советских автоматов будет продолжен.
Не пропустите!
Основные источники:
Малимон А. Отечественные автоматы.
Монетчиков С. История русского автомата
Р. Чумак АК-47.

О требованиях к автомату под промежуточный патрон можно прочитать здесь.
https://dzen.ru/a/aG9X75tViFCWthq9
 
Сверху