Rand0m
Активный участник
- Сообщения
- 17.711
Воюющее небо
Обзор боевого применения авиации в Ираке
Воздушная война, которую уже больше месяца ведут США против формирований «Исламского государства» (ИГ), скорее всего, в обозримом будущем обречена на разрастание: редкие удары с воздуха не могут лишить крупнейшую террористическую группировку боеспособности. Очевидно, в ближайшее время стоит ожидать активизации в регионе ВВС стран — союзников США.
Для американской авиации небо Ирака уже практически стало домом. Стартовав с «Бури в пустыне» в начале 1991 года, продолжив операциями по контролю северной и южной бесполетных зон вплоть до Второй иракской кампании 2003-го (включая «четырехдневную войну» 1998 года — операцию «Лис пустыни»), американские боевые самолеты практически непрерывно выполняли полеты над Ираком вплоть до конца 2011-го. Последний боевой вылет был совершен 18 декабря — с 17 января 1991-го, начала «Бури», прошел 21 год без одного месяца. Однако передышка продлилась всего два с половиной года. 8 августа 2014-го два истребителя F/A-18F Super Hornet, взлетевшие с авианосца CVN-77 George H.W. Bush (по иронии судьбы, корабль назван в честь человека, бывшего президентом в ходе первой войны, и отца президента, начавшего вторую), нанесли первый бомбовый удар в ходе новой войны.
Надежда на авианосец
В данной статье не хотелось бы подробно останавливаться на неожиданном взлете и военных успехах ИГ, ныне «скромно» именующего себя халифатом, достаточно будет отметить, что к середине июня они подошли к Багдаду на расстояние менее 70 километров. В дальнейшем, в первую очередь благодаря военной помощи Ирана и курдам, правительственным войскам удалось остановить исламистов и самим перейти в контрнаступление. Однако им крайне не хватало поддержки авиации — Иран предпочитал по возможности сохранять «анонимность», а собственные ВВС Ирака находятся в стадии формирования. Дошло до срочных закупок в России нескольких штурмовиков Су-25 (в дополнение к ранее заказанным боевым вертолетам Ми-28НЭ и Ми-35М).
Однако при наличии «под боком», на базах в странах Аравийского полуострова и авианосце George H. W. Bush в Персидском заливе десятков высококлассных и готовых к бою американских ударных самолетов, все это выглядит явными полумерами. Еще в начале июня иракское правительство официально запросило у США помощи в виде авиаударов по наступающим частям ИГ. Однако США колебались целых два месяца до того, как было дано добро на нанесение ударов пилотируемой авиацией (беспилотники, вероятно, начали работать и раньше, но их сил не хватало). Подобную нерешительность можно объяснить только политическими причинами. Начиная новую, пусть и сугубо воздушную, кампанию в Ираке, Бараку Обаме, пришедшему в Белый дом, в том числе, на волне требований скорее закончить иракскую кампанию, фактически придется признать провал своей ближневосточной политики. Впрочем, вероятно, было решено, что гипотетическое падение Багдада, развал иракского государства и выход халифата к границам Саудовской Аравии (укрепляемым в срочном порядке) будет еще большим провалом.
7 августа президент Обама в послании к нации сообщил, что он отдал приказ Вооруженным силам США нанести авиаудары по позициям халифата ради защиты американских граждан, беженцев изидов и остановки наступления террористов на Эрбиль — столицу Иракского Курдистана. Честь нанести первый удар выпала морским летчикам из эскадрильи VFA-213 Blacklions. Двумя 227 килограммовыми корректируемыми авиабомбами (КАБ) GBU-54 с комбинированным спутниково-лазерным наведением были уничтожены две 155-миллиметровые гаубицы М198, ранее захваченные халифатом у регулярной армии Ирака. Именно из этих орудий обстреливались укрепления курдов на пригородах Эрбиля.
Палубные летчики с George H.W. Bush стали практически единственной ударной силой в течение первого месяца конфликта, в очередной раз подтвердив незаменимость «плавучих аэродромов» для реализации американской политики. Дислоцированное на CVN-77 Восьмое палубное авиакрыло (Carrier Air Wing Eight; CVW-8) включает эскадрильи «классических» F/A-18C Hornet общей численностью 20 машин и две эскадрильи Super Hornet, по 12 одноместных F/A-18E в одной и двухместных F/A-18F во второй. Действия многоцелевых истребителей обеспечивают «летающие радары» E-2C Hawkeye и самолеты радиоэлектронной борьбы EA-6B Prowler. Последние способны выполнять также задачи электронной разведки.
Не только Ирак
Основной тактикой применения авиации является уничтожение целей выявленных разведкой важных стационарных целей (например, артиллерийских позиций) или вооруженная разведка — «свободная охота» — на технику исламистов. Использование авиации непосредственно на линии соприкосновения войск крайне затруднено ввиду высокой сложности различения «своих» (представленных разномастной группой правительственных силовиков, шиитского ополчения, курдских сил самообороны, «вежливых людей» из Ирана и Хезболлы) и «чужих» — стороны воюют, используя одинаковую технику. Хотя бы частично избежать «дружественного огня» можно путем массового прикомандирования к войскам партнеров по борьбе с ИГ американских авианаводчиков. Но это грозит потерями личного состава или, что еще хуже, пленными и очередными видео с обезглавливаниями.
Нанесение ударов по главным базам халифата также затруднено ввиду их расположения в Сирии. США должны будут бомбить повстанцев в стране, правительство которой они не считают легитимным, и почти начали силой свергать в недавнем прошлом. Сложилась практически тупиковая ситуация: если США будут действовать без согласия сирийской стороны, то, несмотря на явное техническое превосходство (например, Израиль периодически наносит без потерь единичные удары по объектам в Сирии), никто не может гарантировать, что американский самолет не «напорется» на оказавшийся в нужном месте в нужное время зенитный комплекс. Это вынудит США ответить карательным рейдом против ПВО Сирии, что вовлечет их в войну на еще одном фронте. Можно допустить, что будет достигнута договоренность «мы вас не трогаем, вы — нас», но долго ли она продержится, если американские самолеты перепутают сирийскую армию с силами ИГ. Трудно надеяться на полноценную координацию: США параллельно заявляли, что даже при наличии, казалось бы, общего врага они продолжат поддерживать «умеренную оппозицию» (то есть остальные группировки, борющиеся с Асадом). Несмотря на эти очевидные сложности, 10 сентября Обама заявил, что удары будут нанесены и по сирийским базам ИГ.
Таким образом, авиация США на данный момент сосредоточилась на работе в ближнем тылу халифата. В последующих налетах в качестве целей кроме артиллерийских батарей чаще всего выбирались автомобильные колонны или отдельная бронетехника. Иррегулярный характер сил халифата лишает американскую авиацию своих излюбленных целей: всевозможных командных пунктов, складов, узлов связи. Судя по всему, особенно опасаются жертв среди мирного населения, которые могут увеличить и без того сильный поток добровольцев в войска ИГ и ослабить позиции сторонников иракских властей. Следствием этого стал относительно малый процент зданий в списке пораженных целей.
Дополнительной сложностью является удаленность районов боев. Основная часть ударов нанесена на севере Ирака, возле таких городов, как Мосул, Эрбиль, Синджар, на расстоянии более 800 километров от побережья. В условиях нехватки крупных самолетов-заправщиков наземного базирования типа KC-135 и KC-10 это вынуждает прикреплять несколько подвесных топливных баков и ограничивать боевую нагрузку. Судя по публикуемым фото и видео с палубы George H.W. Bush, типовая боевая нагрузка включает в себя одну КАБ, удобную для поражения стационарной цели, и одну ракету семейства AGM-65
Maverick для поражения движущейся техники.
Наращивание сил
Если вначале наносили удары в основном Hornet с авианосца George H.W. Bush и беспилотники, то позднее в них начали участвовать и другие самолеты. 19 августа представитель Центрального командования США заявил, что в ударе по позициям исламистов у дамбы в районе Мосула участвовали «тяжелые бомбардировщики» ВВС США.
Вероятнее всего, это были B-1B Lancer, которые базируются в регионе по принципу ротации с целью поддержки сил в Афганистане. Об очередном применении бомбардировщиков в районе дамбы у города Хадита сообщалось 7 сентября. В тот же день был замечен и снят на видео F-15E Strike Eagle. Вероятно, это было далеко не первое их применение. Сухопутные самолеты базируются на авиабазах Аль-Удейд в Катаре или Аль-Дхафла в ОАЭ.
8 августа первые цели поразили штурмовики вертикального взлета и посадки Корпуса морской пехоты AV-8B Harrier, действующие с универсального десантного корабля LHD-5 Bataan. До этого выполнялись только разведывательные вылеты. Интересно, что район нанесения удара, у города Хатида, располагается в более чем 750 километров от побережья, то есть определенно имела место дозаправка в воздухе, а возможно, и не одна — боевой радиус AV-8B составляет менее 500 километров.
10 сентября опубликован первый отчет о ходе воздушной кампании. С 8 августа было выполнено 154 вылета с ударами по наземным целям (из них 91 в районе Мосула, 29 — Эрбиля), повреждено или уничтожено 212 целей, в том числе:
• 162 транспортных средства (включая 2 танка, 1 MRAP, 12 единиц другой бронетехники)
• 21 единиц вооружения (в том числе 5 артиллерийских позиций)
• 29 стационарных целей (включая 10 КПП, 2 здания, по одному бункеру и командному пункту)
Для кампании длительностью в месяц результаты весьма скромные (при максимальном напряжении сил авианосец типа «Нимиц» способен выполнить такое количество боевых вылетов за одни сутки, правда, на минимальную дистанцию), однако основная польза от американской авиации в этот период была в психологическом эффекте. Немедленно последовавшие угрозы террористических актов и видео с казнями американских журналистов говорят о болезненной реакции на удары с воздуха, от которых нет защиты. Правительственные силы и курды, поддерживаемые поставками оружия и гуманитарной помощью, напротив, воспряли духом и перешли в контрнаступление. Наряду с моральным давлением и выведением из строя техники наличие в воздухе пусть и малочисленной, но безраздельно господствующей авиации вынуждает сменить тактику. В частности, лишает мобильности — передвижение огромными автоколоннами становится немыслимой роскошью.
Все указывает на то, что первый месяц был просто разминкой. США наращивают силы, расширяют территорию АТО на Сирию, заручаются поддержкой союзников. Множество стран присоединились к поставкам оружия. 14 сентября Австралия заявила о переброске в ОАЭ восьми F/A-18F Super Hornet, в будущем к ним добавятся танкер KC-30A и самолет ДРЛО E-7A Wedgetail. 15 сентября первый, пока разведывательный, полет над Ираком совершили французские Rafale. Англичане выполняют их с 10 августа, однако от нанесения авиаударов отказались. Наряду с США ограниченный контингент, около 100 человек, бойцов спецподразделений разместила Канада. Контингент США составляет около 1000 человек. Однако о крупном участии в наземных операциях не идет и речи — слишком сильны неприятные воспоминания о недавней войне.
После усиления авиаударов США, несомненно, смогут нанести исламистам серьезный урон, возможно, даже полностью лишат его способности вести наступательные боевые действия и принудят окопаться в городах. Однако освободить захваченные территории и выполнить поставленную задачу уничтожения террористического квазигосударства невозможно без полноценного наземного наступления, которое местным противникам халифата придется проводить в основном самостоятельно. Современная военная авиация может практически все, но города берет по-прежнему пехота.
Добавлено спустя 1 минуту 55 секунд:
Индия проводит модернизацию «Мираж 2000» несмотря на нехватку запчастей
Хотя Индия проводит модернизацию истребителей Mirage 2000 производства французской компании Dassault, примерно четверть всего парка самолетов из 49 машин прикована к земле из-за недопоставок запчастей в течение многих лет, сообщает AIN 19 сентября.
«Бюрократическая волокита вызвала задержки поставок запчастей. В результате некоторые самолеты разобраны, некоторые не летают с 2010 года, истекает срок службы оборудования, особенно авионики», рассказывает инженер, который предпочел остаться анонимом. Ремонт «Миражей» проводится в депо центра в Гвалиоре (шт. Матхъя-Прадеш). ВВС Индии отказались от комментариев.
Между тем, выполнение контракта по модернизации самолетов до уровня Mirage 2000-5 идет своим ходом. Два самолета завершили летные испытания и ожидают сертификации, поставка в ВВС ожидается в течение ближайших двух месяцев. Третий самолет скоро поднимется в воздух, еще два находятся на объекте компании HAL в Бангалоре. Остальные самолеты будут модернизированы с применением оснастки, поставляемой компанией Thales. Контракт рассчитан на 7 лет, HAL планирует модернизировать шесть машин ежегодно, хотя может и 10. Сотрудники компании уже прошли подготовку во Франции.
Самолеты будут оснащены многофункциональной бортовой РЛС RDY-3, способной обнаруживать цели на большей дистанции (50 морских миль по сравнению с 40 у прежней станции RDM) и обеспечивающей обстрел нескольких целей одновременно. Этот радар используется на истребителях Mirage 2000D ВВС Франции.
Индия также заказала 164 подвесные контейнерные станции целеуказания Litening 2 производства израильской компании Rafael для оснащения модернизированных «Миражей», а также Су-30МКИ. В скором времени будет подписан контракт на приобретение более 400 УР воздушного боя MICA, которые заменят ракеты Magic II и Super 350 MRAAM.
Обзор боевого применения авиации в Ираке
Воздушная война, которую уже больше месяца ведут США против формирований «Исламского государства» (ИГ), скорее всего, в обозримом будущем обречена на разрастание: редкие удары с воздуха не могут лишить крупнейшую террористическую группировку боеспособности. Очевидно, в ближайшее время стоит ожидать активизации в регионе ВВС стран — союзников США.
Для американской авиации небо Ирака уже практически стало домом. Стартовав с «Бури в пустыне» в начале 1991 года, продолжив операциями по контролю северной и южной бесполетных зон вплоть до Второй иракской кампании 2003-го (включая «четырехдневную войну» 1998 года — операцию «Лис пустыни»), американские боевые самолеты практически непрерывно выполняли полеты над Ираком вплоть до конца 2011-го. Последний боевой вылет был совершен 18 декабря — с 17 января 1991-го, начала «Бури», прошел 21 год без одного месяца. Однако передышка продлилась всего два с половиной года. 8 августа 2014-го два истребителя F/A-18F Super Hornet, взлетевшие с авианосца CVN-77 George H.W. Bush (по иронии судьбы, корабль назван в честь человека, бывшего президентом в ходе первой войны, и отца президента, начавшего вторую), нанесли первый бомбовый удар в ходе новой войны.
Надежда на авианосец
В данной статье не хотелось бы подробно останавливаться на неожиданном взлете и военных успехах ИГ, ныне «скромно» именующего себя халифатом, достаточно будет отметить, что к середине июня они подошли к Багдаду на расстояние менее 70 километров. В дальнейшем, в первую очередь благодаря военной помощи Ирана и курдам, правительственным войскам удалось остановить исламистов и самим перейти в контрнаступление. Однако им крайне не хватало поддержки авиации — Иран предпочитал по возможности сохранять «анонимность», а собственные ВВС Ирака находятся в стадии формирования. Дошло до срочных закупок в России нескольких штурмовиков Су-25 (в дополнение к ранее заказанным боевым вертолетам Ми-28НЭ и Ми-35М).
Однако при наличии «под боком», на базах в странах Аравийского полуострова и авианосце George H. W. Bush в Персидском заливе десятков высококлассных и готовых к бою американских ударных самолетов, все это выглядит явными полумерами. Еще в начале июня иракское правительство официально запросило у США помощи в виде авиаударов по наступающим частям ИГ. Однако США колебались целых два месяца до того, как было дано добро на нанесение ударов пилотируемой авиацией (беспилотники, вероятно, начали работать и раньше, но их сил не хватало). Подобную нерешительность можно объяснить только политическими причинами. Начиная новую, пусть и сугубо воздушную, кампанию в Ираке, Бараку Обаме, пришедшему в Белый дом, в том числе, на волне требований скорее закончить иракскую кампанию, фактически придется признать провал своей ближневосточной политики. Впрочем, вероятно, было решено, что гипотетическое падение Багдада, развал иракского государства и выход халифата к границам Саудовской Аравии (укрепляемым в срочном порядке) будет еще большим провалом.
7 августа президент Обама в послании к нации сообщил, что он отдал приказ Вооруженным силам США нанести авиаудары по позициям халифата ради защиты американских граждан, беженцев изидов и остановки наступления террористов на Эрбиль — столицу Иракского Курдистана. Честь нанести первый удар выпала морским летчикам из эскадрильи VFA-213 Blacklions. Двумя 227 килограммовыми корректируемыми авиабомбами (КАБ) GBU-54 с комбинированным спутниково-лазерным наведением были уничтожены две 155-миллиметровые гаубицы М198, ранее захваченные халифатом у регулярной армии Ирака. Именно из этих орудий обстреливались укрепления курдов на пригородах Эрбиля.
Палубные летчики с George H.W. Bush стали практически единственной ударной силой в течение первого месяца конфликта, в очередной раз подтвердив незаменимость «плавучих аэродромов» для реализации американской политики. Дислоцированное на CVN-77 Восьмое палубное авиакрыло (Carrier Air Wing Eight; CVW-8) включает эскадрильи «классических» F/A-18C Hornet общей численностью 20 машин и две эскадрильи Super Hornet, по 12 одноместных F/A-18E в одной и двухместных F/A-18F во второй. Действия многоцелевых истребителей обеспечивают «летающие радары» E-2C Hawkeye и самолеты радиоэлектронной борьбы EA-6B Prowler. Последние способны выполнять также задачи электронной разведки.
Не только Ирак
Основной тактикой применения авиации является уничтожение целей выявленных разведкой важных стационарных целей (например, артиллерийских позиций) или вооруженная разведка — «свободная охота» — на технику исламистов. Использование авиации непосредственно на линии соприкосновения войск крайне затруднено ввиду высокой сложности различения «своих» (представленных разномастной группой правительственных силовиков, шиитского ополчения, курдских сил самообороны, «вежливых людей» из Ирана и Хезболлы) и «чужих» — стороны воюют, используя одинаковую технику. Хотя бы частично избежать «дружественного огня» можно путем массового прикомандирования к войскам партнеров по борьбе с ИГ американских авианаводчиков. Но это грозит потерями личного состава или, что еще хуже, пленными и очередными видео с обезглавливаниями.
Нанесение ударов по главным базам халифата также затруднено ввиду их расположения в Сирии. США должны будут бомбить повстанцев в стране, правительство которой они не считают легитимным, и почти начали силой свергать в недавнем прошлом. Сложилась практически тупиковая ситуация: если США будут действовать без согласия сирийской стороны, то, несмотря на явное техническое превосходство (например, Израиль периодически наносит без потерь единичные удары по объектам в Сирии), никто не может гарантировать, что американский самолет не «напорется» на оказавшийся в нужном месте в нужное время зенитный комплекс. Это вынудит США ответить карательным рейдом против ПВО Сирии, что вовлечет их в войну на еще одном фронте. Можно допустить, что будет достигнута договоренность «мы вас не трогаем, вы — нас», но долго ли она продержится, если американские самолеты перепутают сирийскую армию с силами ИГ. Трудно надеяться на полноценную координацию: США параллельно заявляли, что даже при наличии, казалось бы, общего врага они продолжат поддерживать «умеренную оппозицию» (то есть остальные группировки, борющиеся с Асадом). Несмотря на эти очевидные сложности, 10 сентября Обама заявил, что удары будут нанесены и по сирийским базам ИГ.
Таким образом, авиация США на данный момент сосредоточилась на работе в ближнем тылу халифата. В последующих налетах в качестве целей кроме артиллерийских батарей чаще всего выбирались автомобильные колонны или отдельная бронетехника. Иррегулярный характер сил халифата лишает американскую авиацию своих излюбленных целей: всевозможных командных пунктов, складов, узлов связи. Судя по всему, особенно опасаются жертв среди мирного населения, которые могут увеличить и без того сильный поток добровольцев в войска ИГ и ослабить позиции сторонников иракских властей. Следствием этого стал относительно малый процент зданий в списке пораженных целей.
Дополнительной сложностью является удаленность районов боев. Основная часть ударов нанесена на севере Ирака, возле таких городов, как Мосул, Эрбиль, Синджар, на расстоянии более 800 километров от побережья. В условиях нехватки крупных самолетов-заправщиков наземного базирования типа KC-135 и KC-10 это вынуждает прикреплять несколько подвесных топливных баков и ограничивать боевую нагрузку. Судя по публикуемым фото и видео с палубы George H.W. Bush, типовая боевая нагрузка включает в себя одну КАБ, удобную для поражения стационарной цели, и одну ракету семейства AGM-65
Maverick для поражения движущейся техники.
Наращивание сил
Если вначале наносили удары в основном Hornet с авианосца George H.W. Bush и беспилотники, то позднее в них начали участвовать и другие самолеты. 19 августа представитель Центрального командования США заявил, что в ударе по позициям исламистов у дамбы в районе Мосула участвовали «тяжелые бомбардировщики» ВВС США.
Вероятнее всего, это были B-1B Lancer, которые базируются в регионе по принципу ротации с целью поддержки сил в Афганистане. Об очередном применении бомбардировщиков в районе дамбы у города Хадита сообщалось 7 сентября. В тот же день был замечен и снят на видео F-15E Strike Eagle. Вероятно, это было далеко не первое их применение. Сухопутные самолеты базируются на авиабазах Аль-Удейд в Катаре или Аль-Дхафла в ОАЭ.
8 августа первые цели поразили штурмовики вертикального взлета и посадки Корпуса морской пехоты AV-8B Harrier, действующие с универсального десантного корабля LHD-5 Bataan. До этого выполнялись только разведывательные вылеты. Интересно, что район нанесения удара, у города Хатида, располагается в более чем 750 километров от побережья, то есть определенно имела место дозаправка в воздухе, а возможно, и не одна — боевой радиус AV-8B составляет менее 500 километров.
10 сентября опубликован первый отчет о ходе воздушной кампании. С 8 августа было выполнено 154 вылета с ударами по наземным целям (из них 91 в районе Мосула, 29 — Эрбиля), повреждено или уничтожено 212 целей, в том числе:
• 162 транспортных средства (включая 2 танка, 1 MRAP, 12 единиц другой бронетехники)
• 21 единиц вооружения (в том числе 5 артиллерийских позиций)
• 29 стационарных целей (включая 10 КПП, 2 здания, по одному бункеру и командному пункту)
Для кампании длительностью в месяц результаты весьма скромные (при максимальном напряжении сил авианосец типа «Нимиц» способен выполнить такое количество боевых вылетов за одни сутки, правда, на минимальную дистанцию), однако основная польза от американской авиации в этот период была в психологическом эффекте. Немедленно последовавшие угрозы террористических актов и видео с казнями американских журналистов говорят о болезненной реакции на удары с воздуха, от которых нет защиты. Правительственные силы и курды, поддерживаемые поставками оружия и гуманитарной помощью, напротив, воспряли духом и перешли в контрнаступление. Наряду с моральным давлением и выведением из строя техники наличие в воздухе пусть и малочисленной, но безраздельно господствующей авиации вынуждает сменить тактику. В частности, лишает мобильности — передвижение огромными автоколоннами становится немыслимой роскошью.
Все указывает на то, что первый месяц был просто разминкой. США наращивают силы, расширяют территорию АТО на Сирию, заручаются поддержкой союзников. Множество стран присоединились к поставкам оружия. 14 сентября Австралия заявила о переброске в ОАЭ восьми F/A-18F Super Hornet, в будущем к ним добавятся танкер KC-30A и самолет ДРЛО E-7A Wedgetail. 15 сентября первый, пока разведывательный, полет над Ираком совершили французские Rafale. Англичане выполняют их с 10 августа, однако от нанесения авиаударов отказались. Наряду с США ограниченный контингент, около 100 человек, бойцов спецподразделений разместила Канада. Контингент США составляет около 1000 человек. Однако о крупном участии в наземных операциях не идет и речи — слишком сильны неприятные воспоминания о недавней войне.
После усиления авиаударов США, несомненно, смогут нанести исламистам серьезный урон, возможно, даже полностью лишат его способности вести наступательные боевые действия и принудят окопаться в городах. Однако освободить захваченные территории и выполнить поставленную задачу уничтожения террористического квазигосударства невозможно без полноценного наземного наступления, которое местным противникам халифата придется проводить в основном самостоятельно. Современная военная авиация может практически все, но города берет по-прежнему пехота.
Добавлено спустя 1 минуту 55 секунд:
Индия проводит модернизацию «Мираж 2000» несмотря на нехватку запчастей
Хотя Индия проводит модернизацию истребителей Mirage 2000 производства французской компании Dassault, примерно четверть всего парка самолетов из 49 машин прикована к земле из-за недопоставок запчастей в течение многих лет, сообщает AIN 19 сентября.
«Бюрократическая волокита вызвала задержки поставок запчастей. В результате некоторые самолеты разобраны, некоторые не летают с 2010 года, истекает срок службы оборудования, особенно авионики», рассказывает инженер, который предпочел остаться анонимом. Ремонт «Миражей» проводится в депо центра в Гвалиоре (шт. Матхъя-Прадеш). ВВС Индии отказались от комментариев.
Между тем, выполнение контракта по модернизации самолетов до уровня Mirage 2000-5 идет своим ходом. Два самолета завершили летные испытания и ожидают сертификации, поставка в ВВС ожидается в течение ближайших двух месяцев. Третий самолет скоро поднимется в воздух, еще два находятся на объекте компании HAL в Бангалоре. Остальные самолеты будут модернизированы с применением оснастки, поставляемой компанией Thales. Контракт рассчитан на 7 лет, HAL планирует модернизировать шесть машин ежегодно, хотя может и 10. Сотрудники компании уже прошли подготовку во Франции.
Самолеты будут оснащены многофункциональной бортовой РЛС RDY-3, способной обнаруживать цели на большей дистанции (50 морских миль по сравнению с 40 у прежней станции RDM) и обеспечивающей обстрел нескольких целей одновременно. Этот радар используется на истребителях Mirage 2000D ВВС Франции.
Индия также заказала 164 подвесные контейнерные станции целеуказания Litening 2 производства израильской компании Rafael для оснащения модернизированных «Миражей», а также Су-30МКИ. В скором времени будет подписан контракт на приобретение более 400 УР воздушного боя MICA, которые заменят ракеты Magic II и Super 350 MRAAM.