Боевое применение авиации

Atass

Модератор
Команда форума
Сообщения
16.098
Адрес
Москва
После операции в Сирии решено модернизировать экипировку летчиков
13 августа 2019, 04:13

Принято решение модернизировать экипировку летчиков боевой авиации, учитывая опыт операции в Сирии, сообщил гендиректор – главный конструктор Научно-производственного предприятия «Звезда» Сергей Поздняков.

Он сообщил, что «актуальным стал вопрос о модернизации разгрузочного жилета». В частности, речь идет о «размещении сигнальных ракетниц, медицинских препаратов, питания и воды, гранат, пистолета и т.д».

Поздняков отметил, что «у вертолетчиков такие жилеты есть», но их требуется «адаптировать к катапультированию из самолета на больших скоростях», передает РИА «Новости».

Уже изготовлен прототип жилета. До конца лета «планируется сформулировать окончательное техническое задание». Для испытаний жилет должны представить в 2020 году.
 

Rand0m

Активный участник
Верзила против гиганта

Ровно 105 лет назад, 14 июня 1917 года над Северным морем произошел интересный воздушный бой. Английская патрульно-противолодочная летающая лодка американского производства "Кертисс" Н-12 сбила германский дирижабль "Цеппелин" L-43, который патрулировал над Северным морем, наблюдая за тем как немецкие тральщики "чистят" минные поля.

Необычность ситуации состояла в том, что "Кертисс" был далеко не истребителем, а довольно крупным и тяжелым двухмоторным самолетом с экипажем из четырех человек и размахом верхнего крыла - более 28 метров (почти как у "Ильи Муромца"!). Тем не менее, командир экипажа лейтенант Бэзил Хоббс, заметив "сигару", решил атаковать. Для облегчения машины он приказал сбросить в воду глубинные бомбы. Второй пилот сублейтенант Роберт Дикки встал у носовой турели со спаркой пулеметов "Льюис", а радист Дэвис занял место у заднего пулемета, укрепленного на треноге над пилотской кабиной.

На полной мощности моторов "Кертисс" догнал "Цеппелин", держась в "слепой зоне" его оборонительных пулеметов. Когда расстояние до 200-метрового колосса сократилось 100 метров, с которых промахнуться невозможно, Дикки нажал на гашетку. Левый пулемет сразу заклинило, но, расстреляв половину магазина правого "Льюиса", стрелок увидел на обшивке дирижабля яркую вспышку, а буквально через 4-5 секунд весь корпус "Цеппелина" охватило пламя.

Горящий гигант опустил нос и почти вертикально рухнул в воду. Из 25 членов экипажа не выжил никто. Успех атаки обеспечило то, что магазин "Льюиса" был частично заполнен новейшими боеприпасами - зажигательными фосфорными пулями Бэкингема, которые быстро поставили крест на боевой карьере водородных дирижаблей. Всего нескольких таких пуль хватало для уничтожения L-43 и еще десятка "надувных летающих крепостей", прежде чем немцы перестали их использовать.
I1UUk6N1EtE6Z6Rx9pLClak2oWtvZ9cbKLdfq_nnL7bY8eWBxlkK1sbKM0hGPXwYcJr-qiaTsnb3YDhM__Ntmjmj.jpg
 

Rand0m

Активный участник
Впервые "Фантомы" встретились с истребителями противника - вьетнамскими МиГ-17 - 2 апреля 1965 года, когда сопровождали свои штурмовики к зоне удара по наземным целям. По большому счёту, столкновение закончилось безрезультатно - ни одна из сторон потерь не понесла. Однако, американская бомбардировочная миссия была сорвана: атака вьетнамцев заставила экипажи ударных машин сбросить свой смертоносный груз задолго до точки бомбометания и уйти на базу. Так что с некоторой долей допущения, можно записать выигранное очко в актив вьетнамских асов. Первый же по-настоящему серьёзный воздушный бой с участием F-4 состоялся 9 апреля того же года. И вот здесь начинаются интересные интересности...
f09f9889.png


По американской версии, бой протекал следующим образом. В 8 часов 40 минут истребитель ВМС США F-4B, взлетевший с авианосца "Рэйнджер" (CV-4 Ranger), был атакован над морем четырьмя вьетнамскими самолетами МиГ-17. Один из них был сбит ракетой "Спэрроу", однако другой МиГ зашел в хвост "Фантому" и с близкого расстояния поразил его очередью из пушки. Экипаж американского самолета - командир экипажа летчик Т. Мэрфи и оператор вооружения Р. Фэган - погибли.

Есть и другая - китайская - версия этого боя. В соответствии с ней американский воздушный патруль, состоявший из восьми F-4B, вторгся в воздушное пространство над территориальными водами, но не Вьетнама, как следовало из американского сообщения, а КНР (в районе острова Хайнань, лежащего в Тонкинском заливе). Возможно, американцы умышленно провоцировали китайскую сторону на решительные действия, надеясь преподать им урок и сделать более осторожными в военной поддержке ДРВ. Но урок не оказался поучительным: в начале боя экипажу лейтенанта Мэрфи действительно удалось повредить ракетой один из МиГов (который, однако, не был сбит, а благополучно вернулся на базу и в дальнейшем был вновь введен в строй). Другой "Фантом", выпустив ракету "Сайдуиндер" по еще одному китайскому истребителю, по ошибке поразил F-4B, пилотируемый Мэрфи, и отправил его на дно Тонкинского залива.
aE22votkFlY.jpg
 

Rand0m

Активный участник
В сентябре 1972 года произошел единственный - официально признанный - воздушный бой, в котором с вьетнамской стороны против "Фантомов" действовал советский летчик. На двухместном учебно-тренировочном самолете МиГ-21УС, не имевшем вооружения, вьетнамский летчик-истребитель и советский инструктор отрабатывали технику пилотирования. На удалении 8 км от своего аэродрома они получили предупреждение о приближении на малой высоте звена "Фантомов". К этому времени в баках МиГа оставалось лишь 800 литров топлива. Стремясь выйти из-под удара, летчик-истребитель выполнил бочку со скольжением, чем сорвал атаку первой американской пары. Затем МиГ-21УС был дважды атакован самолетами второй пары противника, однако на форсированном вираже он вновь ушел из-под удара, и ракеты прошли мимо. Третья атака американцев также оказалась безрезультатной, но энергичное маневрирование МиГа у самой земли с включенной форсажной камерой съело последние остатки топлива, и экипаж принял единственно верное решение - катапультироваться. Во время набора высоты двигатель самолета неожиданно остановился, и в этот момент в МиГ попала ракета, выпущенная с F-4. К счастью, экипажу удалось катапультироваться и благополучно приземлиться с парашютами.
28rGuSnmy6g.jpg
 

Rand0m

Активный участник
Ровно 86 лет назад, 16 декабря 1936 года, в Испании состоялся боевой дебют "Мессершмитта" Bf-109, которого многие считают лучшим поршневым истребителем Второй мировой войны. Вопрос, конечно, дискуссионный и далеко не все разделяют эту точку зрения, но с тем, что "месссер" был отличной и высокоэффективной боевой машиной, согласятся, наверное, все.

У наших летчиков Bf-109 вскоре получил прозвище "худой" за тонкий веретенообразный фюзеляж, который резко контрастировал с короткими бочкообразными фюзеляжами советских истребителей второй половины 1930-х годов. Но это будет позже, а в тот день советские добровольцы "мессершмитта" просто не заметили. Во всяком случае, никто из них не упомянул в своем докладе о каком-то новом вражеском истребителе с необычным силуэтом. Все написали только о ставших уже привычными бипланах "Фиат" и "Хейнкель".

Примерно в 13.30 франкисты и немцы из легиона "Кондор" предприняли очередной крупный налет на Мадрид, в котором участвовали 30 бомбардировщиков под прикрытием 25 истребителей. На перехват взлетели все боеспособные машины мадридского аэроузла: 22 "Ишака" и 14 И-15.

Воздушное сражение завершилось для наших пилотов очень успешно: были сбиты четыре "Хейнкеля-51" и "Фиат", а один из "Юнкерсов" загорелся, сбросил бомбы на собственные войска и совершил аварийную посадку у линии фронта. Остальные бомбардировщики развернулись и улетели обратно, отказавшись от выполнения приказа.

Интересно, что наши летчики почти не завысили свои успехи, доложив о семи воздушных победах при шести реальных. А у немцев "отличился" только пилот "Месершмитта" гауптман Вернер Пальм, заявивший, вернувшись из полета, что он якобы сбил истребитель "Боинг", очевидно, спутав его с И-16. Однако на самом деле все республиканские пилоты благополучно вернулись на свои аэродромы, бой для них прошел без потерь.

В общем, дебют "худого" за Пиренеями получился не впечатляющим. Но в дальнейшем эти истребители добились в Испании выдающихся успехов, да и не только в Испании. Но это уже другая история.
3tVes7mErqU.jpg
 

Rand0m

Активный участник
Операция "Ы"
80 лет назад, 1 апреля 1943 года, японцы, вместо празднования дня дурака, начали широкомасштабную воздушную операцию против американской авиации и флота под кодовым названием "I" (полное наименование - I go sakusen). Как и в известном фильме, буква "I" ничего не обозначала и не несла никакой смысловой нагрузки. Целью операции, спланированной автором плана атаки на Перл-Харбор адмиралом Исироку Ямамото, было нанесение противнику неприемлемого ущерба, чтобы заставить его отказаться от наступательных действий и перейти к обороне.

Для ударов по американским аэродромам и кораблям в бухтах японцы сосредоточили всё, что они смогли наскрести в южном секторе Тихого океана: 200 палубных истребителей А6М "Зеро", 70 палубных пикирующих бомбардировщиков D3A, 72 двухмоторных бомбардировщика наземного базирования G4M, 27 палубных торпедоносцев B5N и 12 дальних двухмоторных разведчиков Ki-46. Всего 383 самолета, то есть, почти столько же, сколько они бросили в атаку на Перл-Харбор.

В первый день операции 58 "Зеро" появились над Соломоновыми островами, чтобы чтобы атаковать размещенные там авиабазы и "проредить" американскую авиацию. Но янки обнаружили их с помощью радаров и встретили уже в воздухе. На перехват взлетело более 40 разнотипных истребителей - "Лайтнингов", "Корсаров" и "Уайлдкэтов". В завязавшемся воздушном сражении американские летчики заявили 18 побед при потере шести самолетов. Японских данных об этом бое я не нашел.

Основная фаза операции стартовала 7 апреля. Воздушная армада из 67 пикировщиков и 110 истребителей атаковала американские, австралийские и новозеландские корабли на якорных стоянках в бухте Тулаги, возле недавно захваченного американцами острова Гуадалканал. В этот раз история повторилась: американцы успели поднять 76 перехватчиков ("Лайтнинги", "Аэрокобры", "Корсары" и "Киттихоки") которые вступили в бой, но не смогли сорвать бомбардировку.

Пикировщикам удалось отправить на дно американский эсминец "Аарон Ярд", новозеландский корвет "Моа" и танкер-топливозаправщик ВМФ США "Канахава". Еще несколько кораблей получили повреждения, но остались на плаву. Платой за этот успех стали 12 "Зеро" и 11 бомбардировщиков, сбитых в воздушном бою и зенитной артиллерией. При этом американцы заявили 39 воздушных побед, но сами они реально потеряли семь истребителей.

11 апреля японцы напали на базу снабжения американского флота в заливе Оро. В этот раз в атаке участвовали менее крупные силы - 72 истребителя и всего 22 пикировшика. Соответственно и успех был гораздо меньшим: английский транспорт "Ханьян" и австралийский корвет "Пири" получили прямые попадания, но не затонули и впоследствии были отремонтированы. Американцы без потерь сбили два "Зеро" и четыре D3A, отчитавшись о семнадцати воздушных победах.

На следующий день объектом авиаудара стала главная военно-морская и авиационная база союзников на Новой Гвинее - Порт-Морсби. Ее посетили 44 бомбардировщика G4M в сопровождении 131 "Зеро". Чтобы обезопасить себя от зениток, японцы бомбили с большой высоты - свыше семи километров, соответственно, точность бомбометания оказалась довольно низкой. На аэродроме были уничтожены три американских бомбардировщика В-25 "Митчелл", австралийский двухмоторный штуромовик "Бофайтер" и сгорело бензохранилище, еще 15 самолетов получили повреждения. Перехватчики - "Лайтнинги" и "Кобры" - сбили восемь бомбардировщиков, потеряв шесть машин.

Последним днем операции "I" стало 14 апреля, когда 44 G3M, 23 D3A и 75 "Зеро" атаковали якорную стоянку в заливе Милн на Новой Гвинее. Но им удалось утопить только старый голландский транспорт "Ван Хеемскерк" 1909 года постройки и вызвать пожар на английском транспорте "Горгона". который был потушен с помощью подошедшего к горящему судну австралийского корвета "Капунда". Интересно, что команда "Капунды" не знала, что трюмы "Горгоны" были забиты ящиками со снарядами. Если бы они взорвались, то оба корабля разнесло бы вдребезги, но союзникам крупно повезло. 40 перехватчиков "Киттихок" сбили в общем счете четыре "Зеро", три пикировщика и четыре G3M, потеряв три самолета.

16 апреля Ямамото распорядился прекратить операцию. Опираясь на очень оптимистичные доклады экипажей ударных машин, согласно которым им якобы удалось потопить крейсер, два эсминца и аж 25 транспортов, адмирал решил, что цель достигнута: союзникам нанесен серьезный урон. Однако на самом деле силы антияпонской коалиции потеряли всего одни эсминец, один корвет, один транспорт и один танкер. На их наступательный потенциал это практически никак не повлияло.

Аналогичная картина была и в воздухе. Японские летчики заявили (и им поверили), что они уничтожили в воздушных боях и на аэродромах 134 вражеских самолета, в то время как реальные потери союзников составляли всего лишь 27 самолетов. При этом сами японцы реально потеряли 25 истребителей, 21 пикировщик и 18 (по другим данным - 15) двухмоторных "горизонтальных" бомбардировщиков, то есть, от 61 до 64 боевых машин. Японское командование в очередной раз наступило на грабли завышенной оценки своих достижений, что снова привело к неверным выводам. Кстати, довольно странно, почему ни в одной из атак японцы не применили торпедоносцы.

А 18 апреля американцам удалось расправиться с адмиралом Ямамото. Самолет, в котором он летел на церемонию награждения участников операции "I", был перехвачен и сбит. Но это уже другая история.

xzBJ1yhzAu8.jpg
 

Rand0m

Активный участник
4 апреля 1965 года — Вьетнамские летчики на МиГ-17 открыли боевой счет, сбив два американских F-105.
Вьетнамцы, чтобы добиться побед над противником, имевшим полное превосходство в воздухе, сделали ставку на внезапность. Они стали действовать из засад, для чего на ближних подступах к охраняемым объектам барражировали на малых высотах, маскируясь на фоне земли. При подходе американцев МиГи, используя преимущество в маневренности и скорости на 200-300 км/ч, атаковали ударные самолеты с полной боевой нагрузкой на внешней подвеске и расстреливали их в упор. Именно так 4 апреля 1965 г. к-н Тран Хань и его ведомый сбили два F-105D. Впоследствии уже майор Хань рассказал в интервью корреспонденту газеты "Правда": "Они еще не верили, что кто-то отважится приблизиться к ним в воздухе. Естественно, нужно было это использовать. Я открыл огонь со средней дистанции. Видел, как огненные трассы прошили левое крыло одного F-105. Но этого было недостаточно. Поэтому я увеличил скорость и подошел к нему так близко, что хорошо видел голову в белом шлеме. Американский пилот, видимо, вообще не понял, что произошло с его самолетом. Он повернул голову слева направо, осмотрел крылья, склонился к приборной доске. Я вновь нажал на спуск и дал длинную очередь. Вижу весь каркас борта самолета. F-105 падает к земле, как камень". Это был первый американский самолет, уничтоженный в воздухе северовьетнамскими ВВС
_SdGIPyTgh4.jpg
 

Rand0m

Активный участник

Удар ихтамнетов. Как советская авиация бомбила Тайвань​


История советских военных операций до Второй мировой пестрит белыми пятнами. Если об участии военных специалистов в испанской гражданской войне широко известно, то, например, о столкновениях с финнами в 20-е годы или рейдах в Афганистан редко кто слыхал. Среди забытых осталась одна из самых дерзких и эффектных акций СССР за рубежом – блестящая атака против японской авиабазы на острове Тайвань.
scale_2400

Под чужими знаменами

Все 30-е годы Москва с нарастающей тревогой наблюдала за усилением Японии в Азии. Японская империя, опоздавшая к разделу колоний великими державами, реализовала свои стремления за счет Китая. С 1937 года началось планомерное завоевание огромной восточной державы. Китай раздирали внутренние противоречия, страна была разделена между соперничающими группировками. Однако это государство отчаянно отбивалось от вторгшихся войск. Кроме того, Китай приобрел союзников.

Для лидеров СССР было очевидно, что советский Дальний Восток станет одной из целей японцев после расправы с Китаем. Японцы действовали без малейшей жалости, китайцев резали миллионами, и никого не радовала перспектива сражаться с подданными микадо на улицах Владивостока и Иркутска. Поэтому помощь Китаю оказывалась чем дальше, тем шире. Советские части без знаков различия удавили бунт фанатиков в Синцзяне, китайским командирам шла помощь расходными материалами, транспортом, инструкторами, оружием и боеприпасами. Китай получал от СССР кредиты на льготных условиях.

Среди прочего, программа помощи включала предоставление боевых самолетов. Своих летных кадров у китайцев тогда было мало, поэтому советские летчики оказались более чем кстати. В общей сложности в Китае негласно находились до пяти тысяч наших военных специалистов, и летчиков запомнили едва ли не лучше всех.

Осенью 1937 года в Поднебесную прибыла группа из трех десятков бомбардировщиков СБ-2. На тот момент это были весьма современные машины, а Китай был второй «горячей точкой» после Испании, где их собирались применить. Вместе с машинами приехали 62 пилота и штурмана. Возглавлял их генерал по имени Фынь По. Впрочем, на лицо в нем никто не признал бы китайца. И немудрено: его настоящее имя было Федор Полынин – капитан Федор Полынин. Советский Союз не афишировал участие своих летчиков в японско-китайской войне, и самолеты летали на боевые задания с китайской символикой. Кроме русских в Китае подвизалось немало волонтеров из США и Европы, однако советские авиаторы были самой организованной единой группой.

Для Полынина эта экспедиция в Китай стала не первой. Он уже побывал в этой стране во время борьбы с мятежными уйгурами в Синцзяне. Тогда ему довелось участвовать в одном из самых парадоксальных эпизодов истории 30-х годов: против уйгур в одном строю воевали белоэмигранты и Красная армия. Позднее Полынин помогал китайцам создавать авиашколу в Урумчи. Так что война в китайском небе не была для него новым делом. Однако легкой жизнь «Фынь По» и его людей не была. Самолеты расположились на скверно оборудованных аэродромах, вместо капониров приходилось использовать мешки с землей. Поначалу воздушные бои шли в основном около китайских и советских авиабаз. Это давало серьезное преимущество – японцы действовали на пределе дальности и были скованы в маневре, опасаясь истратить все топливо и не вернуться. Впрочем, Полынин занимался не столько обороной своего аэродрома – на то были истребители – а более привычными вещами. СБ бомбили японские суда на реках, железнодорожные станции, аэродромы. А в 1938 году у русских созрел дерзкий план действительно жестокого удара по японской воздушной группировке.

Удача сопутствует дерзким

Все началось в конце зимы 1938 года с сообщений разведки. Агентура уверяла, что японцы перегоняют самолеты в Китай через базу Мацуяма на острове Формоза - нынешний Тайвань. Там перевалочная база, склады, мастерские, запасы топлива.



 История советских военных операций до Второй мировой пестрит белыми пятнами.-2


Полынин

Замысел Полынина и его команды сулил многое в случае успеха, но приходилось рисковать. От Ханькоу, где базировались бомбардировщики «Фынь По» составлял более тысячи километров, то есть, авиаторам предстояло работать на пределе дальности. Если бы японцы узнали, что готовится налет – а у них была мощная агентура в китайских ВВС – рейд бы непременно сорвался. Аэродромная сеть была очень слабой, заправиться можно было на обратном пути в Фучжоу, но раньше Полынин туда не летал, а заметных ориентиров рядом не было. С навигацией была еще одна трудность – ориентироваться по рекам или железным дорогам, как это любили делать японцы, не получалось: слишком далеко, чтобы позволить себе петлять.

На цель Полынин решил заходить с большой высоты, это позволяло меньше расходовать горючее в полете. Еще одна идея состояла в том, чтобы обойти аэродром, снизиться с приглушенными моторами и обрушиться на японскую базу с неожиданного направления. Удар готовили в строгом секрете, а Полынин вместе со штурманом Федоруком почти не имел возможности даже поспать: время не терпело. Секретность соблюдалась строжайше: даже советские летчики узнали о предстоящем ударе только вечером перед налетом. Летчик Яков Прокофьев потом рассказывал, что сначала даже не поверил, насколько далеко им предстоит забраться.

23 февраля 1938 года в последний час перед вылетом всю экспедицию чуть не постигла катастрофа. На горизонте появились японские самолеты. Если бы на бомбардировщики, заправленные до краев и снаряженные бомбами, обрушился японский удар, тут вся история и закончилась бы. Но к счастью, японцы пребывали в блаженном неведении и летели бомбить город неподалеку. 28 бомберов спокойно поднялись в воздух.

Шли на большой для тогдашней авиации высоте – 5500 метров. Летчикам делалось дурно – кислородное голодание уже сказывалось. На такой высоте реакция замедлялась, становилось трудно соображать. Однако сохранить топливо было важнее. Самолеты шли, казалось, бесконечно долго в свободном от чужих самолетов небе. Действовали без истребителей – те бы не дотянули до Тайваня. Это не было пустым нахальством – СБ-2 были довольно скоростными машинами, и в случае чего могли уйти от противника.

Зеленый Тайвань посреди ласкового моря был великолепен. Однако бомбардировщикам некогда было любоваться пейзажами. Бомбардировщики начали снижение.



 История советских военных операций до Второй мировой пестрит белыми пятнами.-3


Японцы в своем глубоком тылу расслабились и плохо соблюдали меры предосторожности. Самолеты и контейнеры с разобранными машинами стояли открыто, не были ни защищены, ни замаскированы. Службу воздушного наблюдения и оповещения тоже несли спустя рукава. Приближающиеся самолеты японцы приняли за свои. Как заметил Прокофьев, «цель открыта как на картинке». Поэтому то, что случилось дальше, стало полным шоком для авиаторов Страны восходящего солнца.

Машина Полынина и Федорука пошла на цель первой. Круги на крыльях японских самолетов было видно уже невооруженным глазом. Через несколько секунд все утонуло в море огня и пыли. Самолет – хрупкая штука, особенно для авиабомбы в десятки килограмм весом. По японским данным, было разрушено всего 12 самолётов (по нашим — 40), но под удар попали не только машины. Склады с топливом, боеприпасами и запчастями — всё это богатство горело и взрывалось с неимоверными пиротехническими эффектами.

В небо поднимался циклопический столб дыма, а на земле горели тысячи тонн материалов, необходимых для войны. Стрелки били из пулеметов по всему, что пощадил огонь.

Ни один японский истребитель не поднялся в воздух. Зенитки начали работать, когда уже было поздно что-то предпринимать.

Однако теперь «Фынь По» и другим «китайцам» предстоял сложный путь домой. Многочасовой полет в неудобных условиях вымотал авиаторов, горючего осталось мало, а аэродром подскока еще предстояло найти. К тому же, у одного из летчиков отказал мотор. На одном оставшемся он перетянул горные хребты. Квалификация Полынина оказалась на высоте: он быстро и четко нашел базу Фучжоу в горах, когда топлива оставалось уже мизерное количество. Посадка тоже не прошла без приключений. Аэродром был расположен очень неудобно, самолеты планировали, едва не задевая валуны. Мало того, с другой стороны оказалось болото, из которого уже печально торчала пара китайских самолетов, прилетевших раньше – авиаторы увидели траву и попробовали сесть – как оказалось, она прикрывала трясину. Никакой разметки гостеприимные хозяева выставить не догадались. Поразительно, но успешно сели все, включая экипаж Василия Клевцова с единственным рабочим движком. К счастью, на некоторых самолетах вместо стрелков сидели техники. Они сумели привести двигатель в рабочее состояние подручными средствами на месте.

Пока СБ заправлялись, а механики колдовали над мотором Клевцова, на ВПП выбежал китаец, крича «Тревога!» Предстояло уходить.

Домой бомбардировщики вернулись уже в сумерках, после семи часов в воздухе. Потерь авиагруппа Полынина не имела.

На базе уже были в курсе, что случилось. В Ханькоу по улицам ходили восторженные толпы. Китайцы устроили банкет в честь авиаторов, причем в нем участвовала Сун Мейлин, первая леди Китая. Жена Чан Кайши имела блестящее образование, была властной женщиной и фактически руководила авиацией страны. Полынин и его товарищи некоторое время наслаждались фавором…



 История советских военных операций до Второй мировой пестрит белыми пятнами.-4


…а наутро прочли в газетах об успехе американских летчиков, разбомбивших базу на Тайване! Оказывается, американский волонтер, коммандер Винсент Шмидт, уже успел рассказать газетчикам, что базу Мацуяма уничтожил именно он со своими людьми. О русских он милосердно сообщил, что те тоже участвовали в рейде. Дальше Шмидт обещал бомбить, не размениваясь на мелочи, Токио. «Гонконг Телеграф» успела опубликовать восторженную передовицу, когда случился конфуз: китайское-то командование прекрасно знало, кто кого бомбил, да и японцы отправили ноту протеста в советское, а не американское посольство. Однако несколько дней Шмидт ходил гоголем: советские авиаторы по соображениям секретности ярких интервью не давали. Когда вскрылась правда, Шмидт обиделся и уехал. Удивительный эпизод: Шмидт был опытным и вовсе не плохим летчиком, ветераном Первой мировой и Испании, но видимо, ревность к чужой славе перевесила все.

Полынин стал «секретным героем»: за участие в официально не бывшей операции он получил звание Героя Советского Союза в ноябре того же года. Позднее его серьезно помотало по фронтам – он воевал в Финляндии, прошел через весь ад Великой Отечественной, и закончил войну на необычной должности – командующим ВВС Войска Польского. «Поляк» дожил до 80-х годов и тихо умер, всеми уважаемый. А монумент советским летчикам-добровольцам в китайском городе Ухань стоит до сих пор, и в надписи на стеле отдельно упомянут тот самый налет на Тайвань.

 
Сверху