Без учета и контроля.
Пентагон не может отчитаться о том, как были израсходованы триллионы долларов.
Пентагон в последние годы истратил неизвестно куда триллионы долларов. По утверждению аудиторов, речь идет как минимум о неумении рассчитывать собственные расходы, но не исключены казнокрадство и коррупция. Дыры в бюджете «затыкались» при помощи банальных приписок, следует из проведенного расследования.
Проведенное Reuters журналистское расследование раскрыло неумение Пентагона управляться с собственными тратами и внутренней бухгалтерией. «Из-за своего непредсказуемого отношения к цифрам Пентагон остается единственной государственной структурой, не выполняющей закон о ежегодном государственном аудировании», – говорится в расследовании.
«Это означает, что 8,5 триллионов долларов, принадлежащих налогоплательщикам и выделенных Конгрессом с 1996 года, не были учтены. Эта сумма превышает суммарную стоимость всей китайской экономики за тот год», – отмечает издание.
По словам источника из Службы по финансам и учету министерства обороны США (DFAS), отвечающей за внесение сумм в общие ведомости, военные ведомства не предоставляли четких ежемесячных отчетов по потраченным деньгам. Хотя специалисты DFAS связывались с соответствующим персоналом для нахождения точных данных, но значительная их часть так и осталась загадкой.
После этого сотрудников вынуждали к вводу в отчет попросту ложных цифр или так называемых затычек, которые полностью соответствовали тому, что хотели видеть в министерстве финансов США. «Очень часто возникали проблемы с неточными суммами, – заявила Reuters бывшая сотрудница DFAS Линда Вудфорд. – У нас не было никаких подробностей касательно этих сумм, очень многих из них».
Исходя из того, что использование «отчетных затычек» являлось для DFAS стандартной процедурой, агентство сделало выводы – «невозможно определить», какая часть из 565 миллиардов долларов, которые Конгресс направил Пентагону через бюджет в 2012 году, была потрачена именно так, как это задумывалось изначально.
Неумение Пентагона подсчитывать собственные траты стало причиной оптовой закупки ненужного оборудования и накопления оснащения с истекшим сроком использования, заполонившего склады. Огромные суммы также составляют неаудированные контракты с частными компаниями.
От этих трат пострадал не только бюджет страны, в период между 2003-м и 2011-м армия недосчиталась почти 6 млрд долларов в оборудовании. В конечном счете это выразилось в том, что некоторые подразделения не получили оснащения, необходимого для проведения полноценных учений. Для сравнения: весь бюджет Пентагона в этом году составляет 633,3 миллиарда долларов. В 1996 году в проекте бюджета для Пентагона закладывалась сумма лишь в 246 млрд долларов.
Проблемы Пентагона усугубляются еще и тем фактом, что он потратил десятки миллиардов долларов на модернизацию своих систем, но при этом почти ничего не может предъявить в качестве свидетельства реальных изменений. ВВС приступили к созданию новой дорогостоящей системы слежения еще в 2005 году и только год назад обнаружили, что она не работает. В своем заявлении руководство ВВС указало, что им необходимо еще чуть более 1 млрд долларов для завершения программы к 2020 году.
Хотя министр обороны Чак Хэйгел воздержался от комментариев по поводу этой ситуации, в августе 2013 года он выступил с видеообращением к Пентагону, в котором заявил: «Министерство обороны – единственная федеральная служба, до сих пор не представившая готовую для аудита финансовую отчетность, как того требует закон. Это недопустимо».
Некоторые законодатели также начинают терять терпение. Сенаторы Том Коберн (республиканец от штата Оклахома) и Джо Мэнчин (демократ от Западной Виргинии) представили законопроект, ограничивающий финансирование новых программ и вводящий запрет на закупку новых информационных технологий в том случае, если Пентагон не будет готов к аудиту к 2017 году. Он также воспрепятствует приобретению Пентагоном новых информационных технологий, которые требуют более трех лет для внедрения.
Профессор Академии военных наук, директор проекта по обычным вооружениям и МДТО «ПИР-Центра» Вадим Козюлин отмечает, что подобные вопросы поднимаются не впервые. «Всякий раз, особенно во время серьезных затратных кампаний, общественность начинает рассматривать расходы военных, насколько они разумно осуществляются. Обнаруживаются какие-нибудь золотые унитазы, простейшее военное оборудование, которое оценивается в фантастические суммы», – сказал Козюлин газете ВЗГЛЯД.
Эксперт подчеркнул, что военное ведомство не приносит доходов, поэтому ему трудно самому себя ограничивать и нужен внешний орган, который этим занимается. «Такая проблема естественна не только для США, но и для других стран, включая Россию», – считает Козюлин.
По его словам, в США неоднократно выяснялось, что военная техника оказывалась дороже начальной оценки. «В том же Ираке до сих пор неизвестно, куда пропали 100 тысяч единиц стрелкового оружия. Это говорит о том, что военные не только деньги, но и саму технику плохо учитывают. Я не говорю о колоссальных затратах в Афганистане. Очень мало эффективности. Это не столько связано с военными расходами, сколько с возможностью взять ситуацию под контроль, победить коррупцию и адекватно оценить потребности США», – отметил эксперт.
Тем временем в России.
Стоит отметить, что издание не делает намеков на конкретные факты хищений, совершенных сотрудниками американского оборонного ведомства, ставя под сомнение не их честность, а скорее профессионализм и чувство меры.
Напомним, что в России также расследуются нарушения, связанные с бюджетом Минобороны в бытность министром Анатолия Сердюкова. Его подчиненные обвиняются в многомиллионных махинациях, связанных с распродажей непрофильных военных активов.
Ущерб, нанесенный государству деятельностью бывших руководителей Минобороны, следствие оценивает приблизительно в 5 млрд рублей, при этом военный бюджет России в 2012 году составлял 1,6 трлн рублей. Сами фигуранты дела свою вину отрицают. Так, Евгения Васильева, бывшая начальница департамента имущественных отношений Министерства обороны России, в своем открытом письме утверждает, что все сделки совершались в «установленном законом порядке».
По словам Козюлина, с контролем расходов военных в России «тоже были проблемы» и Анатолий Сердюков брался их решать. «Похоже, что не всегда удачно получалось. Но что-то у него выходило. Он жестко вступил в конфликт с оборонной промышленностью, стараясь снизить цены, но были серьезные перегибы. Параллели с США сами собой напрашиваются. Получив огромные полномочия в распоряжении государственным имуществом, Оборонсервис вышел из-под контроля государства, и результат пока еще не полностью известен, но предварительная информация удручающая. Все говорит о том, что военное ведомство всегда нуждается в жестком контроле. В противном случае оно становится слишком затратным и неэффективным», – уверен Вадим Козюлин.