Вот статья из журнала "Военный Парад" о БТР-90:
РОССИЙСКИЙ БТР-90 – МАШИНА XXI ВЕКА
Дмитрий Галкин – директор группы «ГАЗ» по координации поставок техники специального и военного назначения
В ряде ведущих стран интенсивно разрабатываются колесные бронетранспортеры. В России именно такой машиной стал новейший бронетранспортер БТР-90, разработанный по заданию Минобороны России конструкторским отделом серийных автомобилей управления конструкторских и экспериментальных работ ОАО «ГАЗ» совместно со специалистами Арзамасского машиностроительного завода.
Локальные военные конфликты наглядно показали, что подразделениям сухопутных войск зачастую приходится действовать в отрыве от основных сил и противостоять мобильным и хорошо вооруженным группам противника. Поэтому каждая отдельно взятая единица боевой техники в таких условиях должна иметь повышенную огневую мощь, быть высокоманевренной и обладать большим запасом хода.
Наиболее приспособлены для таких задач колесные бронированные машины. Не случайно в ряде ведущих стран интенсивно разрабатываются колесные бронетранспортеры. Следует ожидать, что в начале XXI века они прочно займут передовые позиции в армиях многих стран мира.
В России именно такой машиной стал новейший бронетранспортер БТР-90, разработанный по заданию Минобороны России конструкторским отделом серийных автомобилей управления конструкторских и экспериментальных работ ОАО «ГАЗ» (
www.gaz.ru) совместно со специалистами Арзамасского машиностроительного завода (
www.amz.ru). Его общая компоновка, отлично себя зарекомендо-вавшая в семействе бронетранспортеров БТР-60, БТР-70, БТР-80, осталась неизменной – колесная формула 8х8, двигатель расположен в задней части корпуса, отделение управления и боевое – спереди, вместительное десантное отделение – посередине.
Большая грузоподъемность (7 т) и внутренний объем (12 м3) позволяют разместить различное оборудование и системы вооружения. На бронетранспортере в башне кругового вращения установлены спаренные 30-мм пушка 2А42, 7,62-мм пулемет ПКТ и 30-мм автоматический грана-
томет АГ-17. Для борьбы с тяжелобронированными машинами на дальности до 4 км имеется противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) «Конкурс-М», а с низколетящими воздушными целями – зенитный ракетный комплекс типа «Стрела» или «Игла».
Двухплоскостной стабилизатор башенной установки позволяет использовать стрелково-пушечное вооружение с места и в движении, поражать живую силу, небронированную и легкобронированную технику, а также вертолеты и инженерные сооружения противника.
Система управления огнем – комбинированный (дневной–ночной) прицел оператора БПКЗ-42 и дневной 1П-13 командира дают возможность вести боевые действия в любое время дня и ночи. Пожеланию потребителя может быть установлен прицел наводчика-оператора типа БПК-М с тепловизорным модулем французской фирмы SAT.
Боевой расчет может применять личное оружие через открытые люки бортов корпуса машины или под прикрытием брони через бойницы в них.
Сварной корпус выполнен из стального броневого листа. В нем размещаются 10 человек боевого расчета (три члена экипажа – командир, механик-водитель и оператор башенной установки) и семь десантников. Личный состав надежно защищен от пуль крупнокалиберных пулеметов и осколков снарядов.
Посадка и высадка боевого расчета производится через боковые двери,прикрываемые двустворчатыми крышками, люки башни или через верхние люки в крыше корпуса. Конструкция боковых дверей позволяет вести посадку и высадку даже во время движения машины.
На БТР-90 применена новая оригинальная схема трансмиссии. Мощность от двигателя и гидромеханической коробки передач распределяется через дифференциальный механизм на два параллельных потока по бортам машины. Гидрообъемная передача обеспечивает разность скоростей вращения по ним, что с учетом четырех передних управляемых колес вдвое уменьшает радиус поворота. БТР-90 оснащен гидроусилителем рулевого управления, водометным движителем. По желанию потребителя может быть установлен кондиционер.
БТР-90 можно транспортировать всеми видами транспорта (железнодорожным, автомобильным, воздушным и водным).
Колесный движитель с формулой 8x8, централизованная система накачки и контроля давления воздуха позволяют машине уверенно двигаться по слабонесущим грунтам и сохранять подвижность при по-вреждениях шин (в т.ч. прострелах и подрывах на противопехотных минах).
БТР-90 может развивать скорость до 100 км/ч по шоссе и до 50 км/ч – по пересеченной местности, двигаться по уклонам в 25O, уверенно преодолевать 30-градусные подъемы и спуски, уступы высотой 0,6 м, рвы шириной 2,1 м и окопы.
Высокую мобильность и маневренность бронетранспортеру обеспечивают многотопливный оппозитный шестицилиндровый дизель жидкостного охлаждения с турбонаддувом мощностью 510 л.с., привод на все колеса, высокоэнергоемкая независимая торсионная подвеска на поперечных рычагах с телескопическими амортизаторами и большим ходом, а также дорожный просвет в 510 мм.
Несмотря на относительно большой вес (22 т) машина с ходу преодолевает водные преграды за счет водоизмещающего герметичного корпуса и двух водометных движителей. Два вынесенных водомета позволяют развивать скорость на плаву до 11 км/ч. В морских условиях БТР-90 способен двигаться при волнении до трех баллов, а также уверенно входить с воды на десантный корабль и выходить из него.
Бронетранспортер оснащен устройством коллективной защиты с нагнетателем-сепаратором и фильтром-поглотителем и приборами индикации наличия химического и радиационного заражения.
БТР-90 может оснащаться бортовой информационно-управляющей системой для эффективного автоматизированного управления трансмиссией и двигателем, контроля и диагностики жизненно важных систем машины.
Высокая подвижность и маневренность машины в сочетании с большими огневыми возможностями, комфортабельным расположением экипажа и десанта делают БТР-90 незаменимым для выполнения боевых задач в любой армии мира.
все фото из журнала "Военный Парад"