БОЕВАЯ БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА IAV «СТРАЙКЕР»
Модификации:
• «Страйкер» ICV (БТР с 12,7-мм пулеметом)
• «Страйкер» ICV (БТР с 40-мм автоматическим гранатометом)
• «Страйкер» ICV (БТР с дополнительной экранной защитой)
Зарубежные модификации:
• LAV III «Кодиак» ( 8 х 8 ) (БМП ВС Канады)
Машины созданные на базе «Страйкер»:
• «Страйкер» CV (КШМ)
• «Страйкер» ESV (инженерная машина)
• «Страйкер» MC (120-мм самоходный миномет)
• «Страйкер» MGS (БМТВ с 105-мм пушкой)
• «Страйкер» ATGW (самоходный ПТРК «ТОУ-2»)
• «Страйкер» MEV (санитарно-эвакуационная машина)
• «Страйкер» RV (БРМ)
• «Страйкер» NBC (машина РХБ-разведки)
• «Страйкер» (155-мм самоходная артустановка; проект)
Боевая бронированная машина IAV «Страйкер» (Interim Armoured Vehicle Stryker) была разработана совместно американской компанией «General Dynamics Land Systems» (GDLS) и канадской «General Motors Defence» (отделение GMC) на базе канадской колесной БМП LAV III «Кодиак» ( 8 х 8 ), которая в свою очередь является лицензионной разработкой швейцарской фирмы MOWAG.
ББМ «Страйкер» начала поступать на вооружение механизированных бригад сухопутных войск с одноименным названием (Stryker Brigade Combat Team), сформированных в соответствии с концепцией ВС США «Армия нового типа».
Сухопутные войска США при поддержке управления перспективных разработок (DARPA) Минобороны в 2000 г. приняли решение об оснащении мехбригад «Страйкер» восьмиколесной 19-тонной легкой боевой бронированной машиной на базе LAV-III, так как она авиатранспортабельна и может быть переброшена в предполагаемый район боевых действий транспортными самолетами С-130 (одна единица на борту), С-17 (две) и С-5 (четыре), что в отличие от слишком тяжелых БМП «Брэдли» и танков «Абрамс» (ни те, ни другие не перевозятся С-130) повышает их стратегическую подвижность. В ноябре 2000 г. с GDLS и GMC был заключен четырехмиллиардный контракт сроком шесть лет на приобретение 2131 машины для оснащения первых шести бригад.
Базовая модель ББМ является модернизированным вариантом канадской БМП LAV-III «Кодиак» и названа в честь военнослужащих сухопутных войск США Стюарта и Роберта Страйкеров, отличившихся в период Второй мировой войны и во Вьетнаме соответственно (отсюда и одноименное название механизированной бригады). На вооружении соединения находятся ББМ «Страйкер» двух основных типов – БТР и БМТВ, а также БРМ, командно-штабная и инженерная машины, машины передовых артиллерийских наблюдателей и РХБ-разведки, самоходные миномет и ПТРК ТОУ-2, санитарно-эвакуационная машина.
По мнению американских специалистов, по своим боевым возможностям механизированная бригада «Страйкер», несмотря на отсутствие на ее вооружении танков Ml «Абрамс» и БМП/БРМ М2/М3 «Брэдли», в целом не уступает имеющимся в СВ США «тяжелым» соединениям.
БТР ICV «Страйкер» имеет характерную для колесных машин «Пирана» компоновку: двигатель расположен спереди справа, слева о него место механика-водителя, а всю среднюю и кормовую часть корпуса занимает боевое отделение для пехотинцев. Машина имеет экипаж из двух человек (водитель и командир) и 9 человек десанта. Относительно мощное бронирование БТР защищает его от огня бронебойных 14,5-мм пуль (борт, корма) и 30-мм снарядов (лоб, с 500 м), а также огня стрелкового оружия, осколков и выстрелов РПГ. Дополнительные бронелисты крепятся к основному корпусу и имеют рациональные углы наклона. Пулестойкие шины оборудованы системой централизованной подкачки.
Основное вооружение расположено в дистанционно-управляемой установке над командирской башенкой (Kongsberg Remote Weapon Station) с унифицированным держателем, позволяющим быстро устанавливать необходимое оружие. Оно может включать 12,7-мм пулемет М2 (боекомплект 2 000 выстрелов), 40-мм гранатомет Mk19 (боекомплект 448 гранат) или 7,62-мм пулемет М240 (4 500 выстрелов). На этой же установке расположены четыре блока 4-ствольных дымовых гранатометов М6.
Командир машины имеет систему цифровой передачи данных FBCB2 (Force XXI Battle Command Brigade and Below), позволяющую обмениваться текстовой и графической информацией между отдельными машинами и батальонами. Устройство отображения тактической обстановки позволяет на фоне цифровой карты местности обозначать свои силы и силы противника, при этом данные автоматически передаются по сети всем абонентам «тактического интернета». Для точного позиционирования «Страйкер» оборудован навигационной системой «Raytheon» AN/TSQ-158. Для внешнего обзора механик-водитель использует три перископических прибора М17 и ПНВ AN/VAS-5, а в распоряжении командира имеется семь перископов М45 и дисплей тепловизионной и видеокамеры.
На БТР установлен дизель фирмы «Катерпиллер» мощностью 350 л. с., который позволяет развивать максимальную скорость движения по шоссе 97 км/ч и автоматическая 6-ступенчатая трансмиссия фирмы «Аллисон». Машина не плавающая.
В 2004-2005 гг. американские «Страйкеры» получили боевое крещение в Ираке. Боевой дебют прошел не совсем удачно, среди основных нареканий были такие: большие размеры машины при относительно меньшем объеме полезного пространства, низкая живучесть ходовой части, броня не «держит» современые ПТС. Согласно последним данным, военное руководство США склоняется к выводу, что колесные ББМ все-таки в ближайшем будущем не смогут полностью заменить гусеничные машины.
Броня новых БТР, купленных в США, никуда не годится
12:30 02 Июня 2004
Недавно ЦАХАЛ приобрел в США три новых БТР «Страйкер», которые должны заменить парк устаревших БТР, находящихся на вооружении ЦАХАЛа. Однако выясняется, что и новые машины не защищают экипаж в аварийной или боевой ситуации.
В связи с тем, что боевикам удалось легко уничтожить два БТРа со всем экипажем в Зейтуне и филадельфийском коридоре, в результате чего погибли 11 военнослужащих, усилились требования о замене устаревших БТР на новые, более современные, с более прочной броней. В связи с этим было принято решение закупить в США БТР «Страйкер», но в еженедельнике «Ньюзвик» недавно появилась информация о том, что в этих новых машинах допущены очень серьезные просчеты, и они не обеспечивают безопасность экипажа.
Как пишет еженедельник, вес машины был облегчен за счет брони, которая оказалась слишком тонкой и недостаточно прочной. Новый БТР не дает защиты от противотанковых ракет и фугасных мин.
Проект разработки и создания «Страйкера» обошелся казне в 4 миллиарда долларов. Однако, несмотря на многочисленные замечания и предупреждения, которые легли на стол министра обороны Дональда Рамсфельда, 300 новых БТР были отправлены в Ирак. Как подчеркнул пресс-секретарь армии США, армейское командование не планирует приобретение новых «Страйкеров».
Реагируя на материал, опубликованный в «Ньюзвик», представитель ЦАХАЛа сказал, что разрешение на приобретение «Страйкера» было получено в генеральном штабе. «Если ЦАХАЛ приобретет «Страйкер», то мы поставим израильскую электронную начинку, заменим оружие и укрепим броню».
Новейшие американские БТР "Страйкер" имеют много недоработок
ВАШИНГТОН, 1 апреля. (Корр.
ИТАР-ТАСС).
Новейшие американские БТР "Страйкер" имеют много недоработок. По сообщению газеты "Вашингтон пост", об этом свидетельствует секретный отчет армии США, попавший в распоряжение издания. Он датирован 21 декабря 2004 г. и составлен на основании конфиденциальных собеседований с военнослужащими, управлявшими данными БМП в районе г.Мосул в Ираке в первом квартале 2004 г.
Согласно публикации, в адрес "Страйкеров" прозвучало множество нареканий по поводу неудачных конструктивных решений, ненадежного оборудования и проблем с обслуживанием.
Хотя многие военнослужащие указывали, что в общем новая машина им нравится, отчет в целом говорит о том, что "боевые качества машины оставляют желать лучшего", - сообщает "Вашингтон пост".
Новые 8-колесные БТР считаются важным элементом преобразования американских сухопутных войск в более гибкую и мобильную силу.
01.04.2005 // 12:53
Командование СВ США выдало фирме «Дженерал дайнэмикс лэнд системз» контракт стоимостью 138 млн долларов на поставку дополнительно 99 боевых бронированных машин (ББМ) «Страйкер». Об этом сообщили представители фирмы. Общее количество закупаемых СВ ББМ «Страйкер» в 2005 финансовом году возрастет с 576 до 675 машин. Поставки новых машин начнутся в 2006-м и продолжатся по 2007 года включительно. Бронированные машины приобретаются в рамках заключенного в ноябре 2000 года контракта общей стоимостью 4 млрд долларов на поставку 2 100 единиц техники для новых армейских бригадных тактических групп «Страйкер». На данный момент в соответствии с этим контрактом уже поставлено более 1 000 ББМ.
Бригадные тактические группы «Страйкер» действуют в Ираке с октября 2003 года. Они обеспечивают боевым группам выполнение маневра в условиях городских застроек и защищают на открытой местности. Данные ББМ могут перевозиться военно-транспортными самолетами С-130 и вмещают девять человек десанта. Скорость движения ББМ по шоссе до 100 км/ч, запас хода по шоссе 500 км. Существует несколько вариантов бронемашины «Страйкер»: БТР, самоходный миномет, инженерная машина, командно-штабная машина, РХБ-разведки, санитарная машина, боевая машина огневой поддержки со 105-мм пушкой во вращающейся башне.
Труд №110 за 18.06.2005
БРОНЯ КРЕПКА...
В министерстве обороны США исследовали опыт применения новейших американских БТР “Страйкер” в ходе иракской кампании. Результаты, как сообщил источник в российском военно-промышленном комплексе, обескуражили руководство Пентагона.
Выяснилось, что боевые машины иракских повстанцев - произведенные в СССР еще в 60-х годах БТР-60 - по своим техническим характеристикам превосходят американские. “Страйкеры” не в состоянии выдержать огонь пулеметов калибра 12,7 мм, в то время как советские БТРы способны надежно защитить от них экипаж.
Исследование также обращает внимание на тот факт, что в отличие от старых советских машин узлы ходовой части и трансмиссии “Страйкеров” слабо защищены от абразивного воздействия песка. Это приводит к слишком быстрому перегреву и выходу механизмов из строя. Помимо этого, система охлаждения американской бронемашины не может обеспечить бесперебойную работу двигателя. Его ресурс в условиях пустыни сокращается всего до нескольких часов.
Очевидно, что подобные факты вряд ли добавят популярности “Страйкерам” на международном рынке оружия. Поэтому в целях защиты интересов американских производителей военной техники оборонное ведомство США прилагает все усилия для того, чтобы доклад, которому моментально была присвоена высшая степень секретности, не стал достоянием гласности. Иначе вслед за войной реальной “Страйкеры” проиграют войну коммерческую.
Шабалов Павел.
Пентагон планирует направить в Ирак бронетранспортеры M113 и М577, усилив их бронезащиту при помощи навесных стальных листов. Эти бронетранспортеры заменят бронированные автомобили высокой проходимости «Хаммер», которые в настоящее время используются в Ираке и которые критикуют за слишком слабое бронирование. БТР M113 и М577 собираются использовать в тех местах, где скорость не столь важна - при патрулировании, охране объектов и так далее. При этом «старые» гусеничные бронетранспортеры смогут гораздо лучше защитить экипаж, чем легкие «Хаммер», которые используются в настоящее время. Со временем старые бронетранспортеры будут выведены из Ирака. Их опять сменят бронеавтомобили, модернизированные согласно требованиям контингента в Ираке.
В настоящее время в США решается вопрос о создании эффективной бронезащиты этих машин - для них разрабатывают броню, которая сможет защитить экипаж от взрыва мины или выстрела из гранатомета. Между тем, как отмечают зарубежные специалисты, проблему улучшения защиты колесных бронеавтомобилей решить непросто. Даже новейшие системы защиты, которые поставляются в Ирак или монтируются на «Хаммеры» на заводах в США, не могут защитить экипаж не только от осколков снаряда или взрывной волны, но и от выстрела из РПГ или даже обстрела из ручного пулемета с близкого расстояния. Кроме того, у тяжелых колесных автомобилей с усиленной бронезащи-той будут гораздо быстрее выходить из строя двигатели, трансмиссия и покрышки, а также они будут потреблять больше горючего. Это приведет к увеличению количества транспортных средств, занятых в перевозках, которые, в свою очередь, необходимо будет оборонять от партизан при помощи все тех же «Хаммеров». Эти проблемы в полной мере проявились в случае с БТР «Страйкер». Для защиты от гранатометов все бронетранспортеры, находящиеся в Ираке, были оснащены специальными противоку-мулятивными экранами (решетками), которые предназначены для подрыва кумулятивных боеприпасов до того, как они достигнут брони. Однако в ходе эксплуатации оборудованных решетками БТР выяснилось, что эти экраны реально останавливают не более половины боеприпасов, которыми обстреливают БТР, и при этом сильно перегружают машины. Механики вынуждены проверять давление в их шинах по три раза в день.
Командование американской армии в Ираке, составляя рапорт о недостаточной бронезащите БТР «Страйкер», попросило Пентагон прислать вместо них старые МПЗ, которые применялись еще в войне во Вьетнаме. Возможно, нынешнее решение было принято после изучения этого доклада.
«Зарубежное военное обозрение» №7 2005 г
:?