Приведу зарубежные источники для начала-
В американском источнике по военной медицине изданной департаментом армии США:
Точно и однозначно пишется про комплексный эффект от поражения бронированной техники кумулятивными боеприпасами.
Пишется ,что в отличии от других противотанковых средств кумулятивная БЧ воздействует на тело комбинацией факторов. При попадании кумулятивной струи внутрь объекта бронетехники воздействие происходит фрагментами, осколками, вспышкой, повышенной температурой, повышенным давлением.
Повышенного давления часто достаточно для открытия люков, и, если у них кто-то находится к выбрасыванию экипажа наружу.
Источник этот более чем авторитетный и один из многих подтверждает эффект повышения давления как поражающий фактор кумулятивных.
На фото легкие солдата погибшего
внутри боевой машины от попадания противотанкового средства, серьезные повреждения легких,
внешних признаков ранений не отмечено.
Дополнение по поводу фото результатов воздействия избыточного давления из уже упомянутого материала (PRIMARY BLAST INJURY AND BASIC RESEARCH: A BRIEF HISTORY)
The second incident involved a rocket attack on an armored vehicle, in which two soldiers were killed outright. One was mutilated as he was blown through an open hatch. The other had only a scratch on his chin but was dead at the scene. Autopsy revealed that he had extensive blast injuries to his internal organs and a fatal pulmonary hemorrhage.
Говорится о том, что двое находившихся в машине солдат погибли, один был выброшен из машины через открытый люк, другой не имел никаких наружных повреждений кроме царапины на подбородке, вскрытие показало серьезные повреждения внутренних органов и кровоизлияние в легкие приведшее к смерти.
Добавлено спустя 9 минут 8 секунд:
из отечественных -
из книги
з учебника "Действие средств поражения", НГТУ, д.т.н. Балаганский, д-р. Юровский:
По поводу
или таки кто то через люки вылетал?
В дополнение к Зарубжным источникам.
Афганистан. Танки Т-55 и Т-62. Командир танка сержант В.Руснак вспоминал: «…Это очень страшно, когда кумулятивный снаряд попадает в танк. «Прожигает» броню в любом месте. Если люки в башне открыты, то огромная сила давления выбрасывает людей из танка…». Конечно, бывали и счастливые исключения, например, когда в башню Т-55 попали 7 гранат от РПГ, все они пробили броню, но экипаж остался жив, а танк — боеспособен. К сожалению, так везло далеко не всем и не всегда. За 11 месяцев 1980 г. 16 % потерь в танках произошли от огня РПГ.
БТР-60ПБ. Н.Куприянов, служивший в Афганистане в 1981-83 годах в составе экипажа БТР-60ПБ, вспоминал: «...В правый борт, чуть выше боеукладки, впилась граната. Внутри машины все заволокло дымом, граната, прогрызшая в броне дырку с пятак, извергнула внутрь струю расплавленного металла. Под ногами завибрировал пол машины, давлением откинуло верхние люки, резкой болью заныли перепонки, боль становилась невыносимой с каждым ударом пульса...».
БМД-1. Один из ветеранов афганской войны В.Иванов, так описывал последствия попадания гранаты от РПГ-7 в БМД: «…Взрыв! Как в немом кино во время грозы на улице. Удар грома на улице, где-то далеко за шлемофоном и броней, а на экране в триплексе – ирреальная картина: люки машины вылетают, как будто они игрушечные и легкие как спички, открывая на мгновение преисподнюю – ужасающий огонь внутри…«Пятьдесят четвертый» содрогается. От него содрогается земля, от земли – наша машина, и дальше – другие в колонне. У «пятьдесят четвертого» сдетонировал боекомплект. Башня похожа на уродливый космический корабль на старте. Огонь, лавина огня. В этой лавине башня отделяется от тела машины и летит в бесконечный огненный ночной полет. Полет из бытия в небытие…».
Насчет поездок на броне:
Герой Советского Союза механик-водитель С.Игольченко, который подрывался за полтора года службы шесть раз, вспоминал: «…Один из уроков Афганистана: танковый экипаж во время движения находится на броне. Кроме естественно, механика-водителя. Правильно говорится: пуля-дура. Может зацепить, а может и мимо просвистеть. Другое дело мина или фугас. Окажись экипаж при подрыве внутри танка – не позавидуешь ребятам. А так, тряхнет только, да на землю сбросит. Механику же деваться некуда, его место в утробе машины. Подрыв для него – беда…».
По материалам :
Заец Андрей Рудольфович, преподаватель Академии МЧС (г. Екатеринбург)
"БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА В АФГАНИСТАНЕ (1979-1989)"