На прошлой неделе на своих бронемашинах "Страйкер" Ирак покинула последняя боевая часть США – 4-я бригада Второй пехотной дивизии. Ее перебросили в эту страну в 2007 году в рамках бушевского наращивания войск, против которого дружно возражали центровые американские СМИ и практически вся Демократическая партия, но которое изменило ход войны и принесло победу Соединенным Штатам.
В 2007 году месячные потери США убитыми и ранеными составляли в среднем 750 человек, иракцы грызли друг другу глотки, а лидер демократического большинства в сенате Гарри Рид безапеляционно объявил, что война проиграна. Благодаря тому, что Буш не послушался пораженцев и перебросил в Ирак свежие войска, война была выиграна, и операция "Свобода Ираку" подошла к концу.
1 сентября ее сменила операция под северокорейским названием "Новый рассвет".
В данном контексте слово "победа" не нужно понимать буквально. Если советский "Боевой устав пехоты" учил, что "целью боевых действий является выведение противника из войны", то противник до сих пор из войны не выведен. Он продолжает взрывать бомбы в иракских городах и стрелять по американским солдатам.
До вывода последней боевой части из Ирака там погибло 4415 американских военнослужащих. После ее вывода был убит один, и он будет далеко не последним.
В Ираке остаются 50 тысяч американцев, которые продолжат обучать местных военных и проводить антипартизанские операции. То есть заниматься тем же, чем американцы занимались в Ираке до сих пор. Их можно будет называть "военными советниками" или "туристами", но это будут те же американские солдаты, только в меньшем количестве.
У иракцев сейчас 440 тысяч полицейских и 220 тысяч солдат, но это воинство еще долго не сможет самостоятельно защищать страну от врага внутреннего и тем более внешнего, прежде всего Ирана и Сирии. США планируют оснастить иракцев танками М-1 и самолетами Ф-16, но те еще долго будут не в состоянии пользоваться такой сложной техникой без постронней помощи.
Иракцы еще долго не смогут сами защищать свое воздушное пространство и свой главный нефтяной порт под Басрой, который сейчас охраняют американские военные корабли. И тем не менее Вашингтон собирается к концу будущего года вывести из Ирака все оставшиеся там войска. Этого ни в коем случае делать нельзя.
Ирак оправляется от многолетних кровавых усобиц. То же самое происходит в Боснии и Косове. В Боснии стрельба прекратилась 15 лет назад, в Косове – 11. Но в обеих странах по-прежнему стоят тысячи иностранных солдат, оберегающие хрупкий мир.
Казалось бы, в Ираке иностранные войска нужны еще больше, ибо, в отличие от Боснии и Косова, это огромная страна, и ее раны значительно свежее. Поэтому вывести оттуда в будущем году оставшиеся войска будет верхом самонадеянности.
Как замечает известный публицист Макс Бут, эта перспектива наводит страх на всех внятных иракцев. "Американская армия должна оставаться в Ираке, пока иракская армия не будет полностью готова, а это произойдет в 2020 году", – сказал ему генерал-лейтенант Бабакир Зебари, начальник штаба воруженных сил Ирака.
Зебари – курд. Курды натерпелись в Ираке больше других народов, поэтому у Зебари есть особые причины для беспокойства. Но Бут говорит, что аналогичную озабоченность выражало ему большинство иракцев, как суннитов, так и шиитов.
Поэтому необходимо заключить с Багдадом соглашение, по которому в Ираке еще очень долго оставался бы американский контингент численностью 10–20 тысяч солдат. Игра стоит свеч, потому что благодаря американскому вторжению Ирак стал единственной значительной страной в арабском мире, которая управляется более или менее демократически.
У Ирака есть вполне дееспособная судебная система, его избиратели систематически отвергают наиболее радикальные и дикие партии, так что пока он двигается в правильном направлении.
Этому движению пытаются помешать Сирия, Саудовская Аравия и Иран, которым не улыбается перспектива шиитской демократии в своем регионе. Они знают, что дурной пример заразителен, и постараются искоренить эту заразу. Недаром вывод американских войск из Ирака сопровождала следующая карикатура, помещенная в панарабской газете "Аль-Хаят": помятый дядя Сэм с рукой на перевязи выходит из Ирака через одну дверь, а через другую туда входит Иран, обряженный, как смерть.
Как замечает обозреватель бейрутской "Дейли стар" Майкл Янг, именно так воспринимают происходящее многие суннитские арабские государства: уход янки создает вакуум, которым немедленно воспользуется Иран.
Поэтому начавшаяся на этой неделе операция "Новый рассвет" не должна кончиться в следующем году, ибо ее немедленно сменит "Новый закат".