"Иван Грен": море зовёт
В материале, опубликованном в газете СФ "На страже Заполярья" №30 от 09.08.2019, делается попытка объяснить почему новейший десантник до сих пор не у дел, а также приводятся небезынтересные факты, касающиеся его БЧ-5. Предлагаю ознакомиться с текстом данной статьи, изложенным с незначительными купюрами, стилистическими правками и краткими комментариями автора блога.
"На БДК "Иван Грен" продолжается опытная эксплуатация.
"Недавно исполнился год, как большой десантный корабль "Иван Грен" был принят в состав ВМФ России [20.06.2018]. Что же происходило с кораблём и его экипажем в этот период? В октябре 2018 года "Грен" перешёл с Балтики на Север [15−22.10] и вошёл в состав Северного флота. С прибытием в пункт [постоянного] базирования началась опытная эксплуатация БДК в условиях Заполярья.
Опытная эксплуатация − особый период в жизни корабля [далеко не каждого корабля], в ходе которого экипаж самостоятельно осваивает материальную часть. Цель этого процесса − организовать и провести испытания, которые до этого не могли быть выполнены по объективным причинам. В данном случае речь идёт о проверке работы систем и механизмов новейшего БДК в условиях [крайнего] Севера.
Командир БЧ-5 (электромеханической боевой части), капитан 3 ранга: "Смысл состоит в том, чтобы накопить опыт работы на этих системах. Выявить недостатки, выработать предложения кораблестроителям для разработки оптимальных путей их устранения, внесения изменений, недопущения повторных ошибок в последующих кораблях проекта и адаптировать корабль к арктическим условиям"...
Понимая это, экипаж "Ивана Грена" с особым рвением относится к изучению материальной части. В настоящее время, по словам командира БЧ-5,
корабль находится на завершающей стадии подготовки к выходу в море для выполнения программы государственных испытаний. На август запланировано окончание опытной эксплуатации носового и кормового высадочных устройств, проверка их в работе. Перед личным составом стоит задача проведения испытаний по приёму техники десанта с необорудованного побережья на северном морском театре.
Изучать и осваивать есть что. БДК просто
напичкан современным вооружением и военной техникой [?!], датчиками, электроникой.Главный механик: "У корабля большой потенциал. Просто он головной, и, как бывает в таких случаях, мы [время от времени] обо что-то спотыкаемся. Расположение некоторых систем интересное, [иногда] сложно понять, почему конструкторы приняли такие решения, но с материальной частью проблем нет, личный состав с интересом осваивает новый корабль. Оптимизация за счёт автоматизации.
Например, машинные отделения (и носовое, и кормовое) у нас
необслуживаемые. Вахты не предусмотрены, только осмотр один раз в два часа в процессе обхода. А все параметры (давление в масляной, топливной, охлаждающей системах, температура в каждом цилиндре двигателей) выводятся на пульт управления в пост энергетики и живучести (ПЭЖ). Вот там и несут вахту моряки. Управление в автоматическом режиме − мы задаём параметры хода, и система их поддерживает. Предусмотрено иручное управление. Второй пульт на посту − электроэнергетическая система (четыре дизель-генератора, запуск которых можетосуществляться с этого пульта)".
Трюмная система также вся на автоматике, основные клапаны управляются с пульта. Чтобы осушить какую-то цистерну или перекачать воду, нужно лишь нажать несколько кнопок − выбрать насос и место, куда качать (всё в автоматическом режиме).Вентиляционная система и пожарные магистрали работают аналогичным образом. Что касается взрыво- и пожаробезопасностикорабля, то и тут не обошлось без новшеств. Везде установлены двери с автоматическими доводчиками и магнитами. Всё рассчитано так, что если срабатывает пожарная сигнализация, то магниты теряют питание и огнеупорные двери закрываются под своей тяжестью, обеспечивая локализацию возгорания. При этом они не блокируются − открыть дверь можно вручную, хотя для этого придётся приложить усилия.
Командир БЧ-5: "В случае реальной опасности аварийная партия сможет добраться до очага возгорания и обеспечить его ликвидацию. Если произойдёт сбой автоматической системы, вахтенный дежурный после осмотра всё перезапустит и включит магниты. Запуск пожарного насоса и системы объёмного химического тушения (ОХТ), станции пенотушения − всё можно запустить с одной кнопки. Водоотливную систему тоже − в автоматическим режиме предусмотрено осушение помещений путём откачки воды за борт".
В каюте командира БЧ-5 установлена специальная автоматическая система контроля ПЭЖ. Там отображаются абсолютно все параметры систем и механизмов корабля, поэтому офицер может контролировать обстановку "не выходя из дома". Для постов вахтенного инженера-механика и командира боевой части разработано специальное программное обеспечение, которое и контролирует, и управляет...
Командир БЧ-5: "В моём распоряжении есть специальный планшет, на экране которого можно видеть весь БДК в разрезе. Я выбираю помещение, задаю режим (к примеру, "поступление воды" или "пожар"), и компьютер выдаёт рекомендации: где необходимо создать рубежи обороны, какие предложения оперативно докладывать командиру корабля, куда прибыть личному составу, что проверить, и так далее. Всё очень просто и ясно. Нажимаешь одну кнопку − корабль переходит в автоматический режим, но, разумеется, есть и резервное ручное управление. На некоторых системах предусмотрено даже двух- и трёхкратное резервирование".
В общем, автоматика автоматикой, но члены экипажа обязаны уметь работать и в ручном режиме − это отдельная задача в процессе опытной эксплуатации. Так и происходит освоение: что-то не срабатывает, моряки выясняют почему. Им необходимо понимать, как что запускается, знать основные ошибки, которые может выдать система. И изучить всё это надо,
пока корабль стоит в базе. В море всё должно работать без сбоев, как часы.
Командир БЧ-5: "На БДК много автоматики, и нам не хватает специального учебного центра. Да − есть инструкции по эксплуатации, да − мы самостоятельно пытаемся всё "прощупать", но на таком современном корабле и личный состав должен быть с хорошим образованием и специальной подготовкой. Плохо ещё и то, что от того экипажа, который в заводе работал непосредственно спромышленностью при постройке, принимал корабль, практически никого не осталось. Я сам пришёл на "Иван Грен" чуть больше полугода назад. Сегодня в боевой части [самой многочисленной из всех БЧ любого корабля − А.Ш.] лишь шестеро из моряков первого состава экипажа"...
Один из них − машинист трюмной команды, матрос-контрактник: "Меня очень заинтересовала служба на таком современном корабле... Проект новый, очень удобный, но требует изучения и постоянного внимания. Тут нельзя полностью полагаться на датчики, механическую часть тоже надо знать. Я с самого начала всем интересовался серьёзно, старался вникать, задавал вопросы представителям промышленности, понимал, что эти знания пригодятся в дальнейшем. Очень хочется поскорее выйти в море.
Но пока мы только готовимся" (конец цитаты) (
ссылка 1)."
В заключение −
три комментария:
1) с учётом долгого и сумбурного процесса создания "Грена" (шестилетнее проектирование по трижды менявшемуся ТТЗ, 22 изменения в ходе постройки −
ссылка 2), складывается впечатление, что степень новизны проекта 11711 оказалась настольковысокой, что вызвала сомнения в его работоспособности (в особенности − за полярным кругом), которые и привели к принятию решения об опытной эксплуатации;
2) серьёзное "разбавление" экипажа БДК незнакомым с проектом личным составом, без сомнения, замедлило темпы освоенияматчасти и сказалось на сроках опытной эксплуатации, что можно поставить в вину как главному управлению кадров Минобороны, так и управлению кадров Северного флота;
3) любопытно, что проверка работоспособности в условиях опытной эксплуатации назначается не только кораблю в целом, но и (отдельно) таким его комплектующим, как высадочные устройства.
https://navy-korabel.livejournal.com/214838.html#comments